Товарная диспропорция
Прикамские власти пытаются «выровнять» уклон в сырьевой экспорт, из-за которого регион лишался части доходов
Пермский край остаётся нетто-экспортёром: в первом квартале сальдо торгового баланса составило 893 млн долларов США — таковы данные Федеральной таможенной службы. При этом регион сохраняет сырьевую направленность экспорта и всё больше заменяет контрагентов из Европы и США на своих ближайших соседей — страны СНГ.
Сырьевой экспортёр
Товарная структура внешней торговли определяется экономической специализацией региона: как экспортируемые товары в основном представляют собой продукцию тяжёлой промышленности, так и импорт по большей части состоит из обеспечивающих товаров для неё же. И стабильность такого рода естественна. В первом квартале 2018 года в сумме минеральные продукты, топливно-энергетические товары и продукция химической промышленности занимают 87% в структуре экспорта, продовольственные товары и сырьё — 0,2%, текстиль, текстильные изделия и обувь — ещё столько же. Импорт Пермского края на 50% состоит из машиностроительной продукции и ещё на 24% из продукции химической промышленности, а доля продуктов питания в нём — 3%, текстиля, одежды и обуви — 6%.
На что следует обратить внимание, так это на глубину переработки экспортируемой и импортируемой продукции. «Экспорт, каким бы он ни был, в любом случае приносит доходы бизнесу и региону. Но чем выше его добавленная стоимость, тем выше эффект для экономики, а добавленная стоимость выше в случае продажи за рубеж не сырья, а продукции как можно более высокого уровня переработки. Сегодня Пермский край в большей степени экспортирует сырьё либо продукцию невысокой степени переработки, а импортирует товары машиностроения и продукцию химической промышленности. Из-за такой товарной структуры регион теряет часть своих потенциальных доходов», — констатирует Максим Домбровский, доцент кафедры мировой и региональной экономики, экономической теории экономического факультета ПГНИУ.
По словам учёного, Пермский край, к сожалению, не просто не улучшает эту ситуацию, а теряет свои позиции как экспортёра продукции с высокой добавленной стоимостью. «В конце прошлого — начале этого века он входил в десятку промышленно развитых регионов, а сейчас это уже не так, что повлияло и на внешнюю торговлю», — полагает эксперт. Ещё лет 10 назад продукция машиностроения занимала существенное место в товарной структуре экспорта, а сейчас её доля не превышает 4—5%. Вместо этого на первое место вышла минеральная продукция и продукция химической промышленности, приносящая меньшую добавленную стоимость. «Это результат политики предыдущих губернаторов, не занимавшихся развитием промышленности», — считает Домбровский.
Конечно, такая ситуация не является исключительной. По оценке АЦ «Эксперт-Урал», продуктовую структуру экспорта и всего Урала в целом формируют крупные игроки сырьевого сегмента. Кстати, в территориальном разрезе Пермский край делит с Челябинской областью третье место на Урале. Лидерами макрорегиона по объёмам экспорта являются Тюменская и Свердловская области.
Во внешней торговле в первом квартале по сравнению с тем же периодом прошлого года в Пермском крае на 42% увеличился экспорт химической промышленности, на 22% — древесины и изделий из неё, на 3% — топлива, нефти и нефтепродуктов. При этом экспорт удобрений сократился на четверть.
Из хороших новостей — существенное увеличение экспорта двух групп продукции машиностроения: ядерные реакторы, котлы, оборудование и их части (в 2,1 раза) и электрические машины и оборудование (в 1,7 раза). Однако их суммарная доля в экспорте — лишь 4%. Несмотря на скромную цифру, Максим Домбровский считает, что машиностроение Пермского края обладает огромным потенциалом, который необходимо поддержать. Одно из условий — грамотная политика владельцев, но и без поддержки региональных и федеральных властей тут не обойтись.
Торговля с ограничениями
Отметим, что экспорт в целом в регионе не демонстрирует положительной динамики. От периода к периоду он может расти или снижаться, но о какой-либо явной тенденции речи не идёт.
Так, по итогам первого квартала 2018 года в денежном выражении объём экспорта региона сократился на 3,5%. Это в долларах США, а если учитывать укрепление рубля по сравнению с тем же периодом 2017 года, в физическом объёме снижение было ещё сильнее. Можно сказать, что снизилась в целом внешнеторговая активность региона: объём импорта также упал на 19%.
По словам Максима Домбровского, развитию внешней торговли Пермского края препятствует как конъюнктура рынков, так и внешнеполитические факторы. «Если раньше говорили о свободной внешней торговле, то в последние три с половиной года политические процессы стали оказывать ощутимое влияние. Нередко оно косвенное: под санкции попали не сами предприятия Пермского края, а их партнёры. Кроме того, свою негативную роль играет и изменившееся отношение к российскому бизнесу в целом», — констатирует эксперт.
Независимо от конкретных причин, об изменении внешнеполитической ситуации наиболее красноречиво говорят цифры. Упоминавшееся снижение объёма экспорта произошло за счёт сокращения поставок продукции в страны дальнего зарубежья, традиционно составлявшие основу внешней торговли региона. По сравнению с первым кварталом 2013 года на 14% снизился экспорт в Нидерланды, на 6% — в Китай, в объёмах потеряла также торговля с Бельгией, Бразилией, Турцией, Украиной. При этом на 29% вырос экспорт в страны СНГ.
Похожая ситуация и в случае с импортом: за пять лет мы стали на 14—15% меньше импортировать из США и Германии, зато больше ввозим продукции Китая (+15%), Беларуси и Казахстана.
Пилотные изменения
У региона есть шанс повысить внешнеторговую активность, поскольку для этого прилагаются определённые усилия. Так, благодаря тому, что в прошлом году Пермский край стал пилотным регионом по внедрению Регионального экспортного стандарта, объём и структура экспорта Прикамья могут измениться. Этот стандарт содержит унифицированные подходы к созданию благоприятной обстановки для экспортно ориентированных предприятий, в том числе меры по стимулированию экспорта субъектов малого и среднего предпринимательства и по формированию эффективной инфраструктуры поддержки экспорта. В частности, сейчас происходит изменение системы административной поддержки экспортной деятельности и организация мероприятий, которые могли бы способствовать созданию новых бизнес-связей.
В сентябре прошлого года с целью стимулирования внешнеэкономической деятельности пермских предприятий был создан региональный Центр поддержки экспорта, целью которого является координация мер поддержки (стимулирование и вовлечение в экспортную деятельность, содействие в повышении эффективности экспортной деятельности и содействие выходу на иностранные рынки) экспортно ориентированных предприятий Пермского края.
По данным краевого министерства экономического развития, в 2019 году также планируется создание экспортного акселератора — образовательно-консалтинговой программы для экспортёров Пермского края по выходу на зарубежные рынки.
Организация зарубежных мероприятий с участием пермского бизнеса — ещё одно направление поддержки роста экспорта. Подход к организации зарубежных мероприятий планируется изменить с учётом интересов бизнеса при определении страновых и отраслевых приоритетов, с акцентом на качественный международный маркетинг и заблаговременный подбор потенциальных бизнес-партнёров. Ожидается, что это позволит увеличить объёмы экспортируемой продукции среднего и верхнего передела несырьевого неэнергетического экспорта. Также осенью 2018 года планируется провести экспортный форум, который позволит компаниям-участникам обменяться лучшими практиками по ведению экспортной деятельности, найти новых партнёров и рынки сбыта путём участия в международной «бирже контактов».
Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.