Что нам делать с пьяным гусаром?
Несколько полезных советов для тех, кто собирается на «Бал» в Театр-Театр
Мода на иммерсивные спектакли, в которых зритель одновременно и действующее лицо, создаёт для журналиста сложности. Одно дело — описывать то, что увидел, и совсем другое — описать то, внутри чего ты оказался. Тут, знаете ли, сложно давать оценки с точки зрения, например, актёрского мастерства, да и спойлерить, все секреты раскрывать не хочется. Вот почему о свежей премьере Театра-Театра — «Бал. Наташа Ростова. Граф Толстой» — хочется писать не в жанре рецензии или репортажа, а в модном жанре лайфхаков, чтобы те, кто ещё только собирается на этот праздник жизни, получили от него максимум удовольствия.
Итак, совет первый: приходите ровно за полчаса до начала. Раньше не стоит, ибо придётся стоять в очереди в стеклянном «предбаннике», но и позже тоже не надо: вам понадобится время для подготовки к спектаклю.
Когда дверь открывается, капельдинеры сверяют имя каждого пришедшего со списком, и распорядитель бала торжественно возглашает: «К нам пожаловал господин Такой-то с супругой! Приветствуем госпожу Имярек! Прибыл граф Пьер Безухов с супругой!» — так имена зрителей оказываются в одном ряду с именами толстовских персонажей: ведь они в равной степени участники бала у фрейлины Марии Фёдоровны Шерер, роль которой исполняет, как сказано в программке, «госпожа заслуженная артистка Российской Федерации Елена Старостина».
Среди гостей бродят режиссёр-постановщик Владимир Гурфинкель, украшенный значком «Войну и мир» прочитал», и директор театра Анатолий Пичкалёв, доверительным шёпотом сообщающий знакомым зрителям: «Я слышал, сегодня будет император!»
Всё это происходит в нижнем фойе, по которому прогуливаются нарядные персонажи. Вам тоже стоит принарядиться, отсюда второй совет: лучше всего одеваться просто в чёрное. Небольшое чёрное платье или брючный костюм — идеальный вариант, ибо поверх дамам предложат в специальной костюмерной газовую юбку в пол, пелерину, палантин, венок, а мужчинам — обшлага, воротнички, перевязи, орденские ленты… Всё золотое, серебряное, с имперским орнаментом. В дополнение к наряду вы получите аксессуары: программку в виде веера и карне — специальную бальную книжку для записи партнёров, которым обещаны танцы, — ещё и с карандашиком. Эти милые сувениры, так же как и некоторые другие приятные и вполне материальные сюрпризы, включены в стоимость билета.
Не забудьте телефон! Его можно во время действия не выключать. Конечно, стоит отключить звуковой сигнал, дабы не нарушать красоту и цельность огромного музыкального произведения, написанного для этого бала композитором Виталием Истоминым, а вот фотографировать — можно и нужно! Благодаря этому обстоятельству пермские соцсети в последние дни весьма красочны.
Обувь должна быть удобной. Если вы готовы полтора часа простоять — а частично проходить, протанцевать и пробегать — на высоких каблуках, тогда, конечно, щеголяйте. Но лучше не рисковать.
Кстати, не нужно бояться, что вас заставят участвовать в бале, — это третий, чрезвычайно важный совет. Конечно, это не спектакль в обычном понимании, а хеппенинг, зрелище с элементами тусовки, тут надо повальсировать, побегать в хороводе-цепочке, а можно вообще взять судьбу в свои руки во время котильона. Но можно и просто смотреть — никто не будет против. Кстати, если вы всё-таки намерены потанцевать, перед началом можно взять в нижнем фойе экспресс-урок исторического танца.
Наконец, самый важный совет: освежите в памяти события «Войны и мира». Никто не будет вам пересказывать сюжет, текста в спектакле очень мало, поэтому, чтобы понять, кто есть кто и какие мотивы движут персонажами, лучше знать первоисточник. Всё-таки «Бал» — это лишь один небольшой эпизод огромного романа, а сюжетные ниточки от него тянутся очень далеко. С другой стороны, лихорадочно штудировать четыре тома не обязательно — так, припомнить, что там к чему, немного полистать в своё удовольствие, перед сном, например.
«Бал. Наташа Ростова. Граф Толстой» — это не столько история, сколько атмосфера. Тут не так важно следить, кто из героев что кому сказал, как влиться в настроение праздника, светской вечеринки, ощутить торжественность и пышность обстановки, над которой от души поработала художник-постановщик Ирэна Ярутис, придумавшая феерические элементы интерьера и костюмы героев — стильные и слегка гротескные, не пытающиеся копировать исторические оригиналы, а подчёркивающие стилистику классицизма с её преувеличенным пиететом по отношению к римской имперской античности.
Ещё один совет из того же ряда: поинтересоваться светскими обычаями и нравами эпохи Александра I тоже будет полезно. Выяснится, например, что присутствие императора на балу у фрейлины двора — не редкость, а прямо-таки обязательное условие. Владимир Гурфинкель, который бальные кодексы проштудировал от и до, утверждает, что в рождественские праздники глава государства объезжал за день до полутора десятков балов. Первый полонез он, бывало, открывал ещё в девять часов утра…
А вот бородатый гусар, в образе которого предстаёт «господин артист Марат Мударисов», — это с точки зрения исторической точности большое авторское допущение. Бороды в армии были запрещены, в отличие от употребления спиртных напитков, которыми этот персонаж явно не пренебрёг. Подвыпивший гусар будет прерывать певицу (с романсами перед началом бала выступает «госпожа артистка Екатерина Романова»), падать под ноги зрителям, пытаться завязать разговор с гостями… В этой роли, как и, например, в роли распорядителя бала («господин артист Алексей Каракулов») или роли старого полковника, в образе которого вволю чудит «господин заслуженный артист Российской Федерации Михаил Гасенегер», изрядно много импровизации, хотя поведенческая линия жёстко прописана режиссёром.
Драматург Илья Губин постарался, чтобы определённый сюжет в действии спектакля всё же просматривался. Постепенно вырисовываются хитросплетения взаимоотношений, проявляются большие — исторические и политические — обстоятельства, окружающие малую вселенную бала… К кульминационному моменту, когда происходит выяснение отношений между Пьером (Иван Вильхов) и Элен (Наталья Макарова), а также даже не встреча, а буквально столкновение Наташи Ростовой и князя Андрея Болконского (Александр Гончарук), уже более-менее всё понятно. По неизвестной причине имя актрисы, играющей Наташу, в программке не указано. Впрочем, это не столько загадка, сколько тест для зрителя на знание труппы театра, потому что и без обозначения имени узнать Марию Коркодинову не составляет труда.
Поблагодарить тех, кто протанцевал рядом с вами более часа, зрителям не удастся. Артисты не выйдут на поклоны. В финале спектакля панорамные окна большого фойе, до сих пор закрытые экранами, на которые проецировались пейзажи Петербурга рубежа XVIII—XIX веков, вдруг открываются, и зрители видят, как недавние танцоры выходят на улицу колонной с зажжёнными факелами.
Все ушли на фронт.
Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.