Полина Нежданова


Рецидивы Краснокамска

Дополнительные выборы депутатов Пермской городской думы по трём округам назначены на 10 марта.

Поделиться

Примечательно, что в этой избирательной кампании принимают участие не привычные четыре парламентские партии, а целых семь. Но главное противостояние разворачивается всё же не между партийными брендами, а «под ковром», за закрытыми дверями кабинетов.

Партийный пасьянс

«Молодая Россия» выдвинула лишь одного кандидата — на старт вышла руководитель её регионального отделения Анна Соколова, зарегистрированная кандидатом в округе №11 (Индустриальный район).

«Альянс зелёных» и «старая новая» «Партия пенсионеров за справедливость» выдвинули своих кандидатов по всем трём округам. Регистрацию успешно прошли все «пенсионеры», а вот один из «зелёных» кандидатов, намеревавшийся баллотироваться по округу №22 (Мотовилихинский район), так и не сдал в срок документы на регистрацию.

Партии намерены вести серьёзную агитационную кампанию, которая вряд ли им поможет. Зато эти выборы — хорошая возможность заявить о себе. Пока же новые партийные бренды не привлекают сильных кандидатов, которые настроены на победу и обладают финансовыми ресурсами. Например, Сергей Смирнов, Илья Неустроев и Алексей Оборин пошли на выборы как самовыдвиженцы.

Парламентские партии ЛДПР, КПРФ и «Справедливая Россия» на этапе выдвижения направили списки своих кандидатов по всем округам, но на этапе регистрации от ЛДПР до теризбиркома дошёл только Олег Дудоладов (округ №11).

Ожидается борьба между «Справедливой Россией» и «Партией пенсионеров за справедливость». В прошлом году вторая вышла из состава первой, а некогда «эсеры» образовались на базе, в том числе, «пенсионеров». В Пермском крае эта замысловатость обострена тем, что раскол сопровождался личным конфликтом лидера пермских эсеров, депутата Госдумы Оганеса Оганяна и бывшего секретаря парторганизации эсеров, бывшего регионального лидера «пенсионеров» Юрия Бурлякова, который сегодня возглавляет региональное отделение «справедливых пенсионеров».

Коммунисты уже сегодня демонстрируют, что они как всегда будут на «почётных» вторых-третьих позициях после кандидатов от власти и их главных конкурентов (если такие останутся на момент голосования, не попав под «административные репрессии»).

Наконец, «Единая Россия» — удивительным образом самая крупная партия не смогла выдвинуть своего кандидата по округу №34 (Свердловский район). По словам источников, знакомых с ситуацией, руководитель местной партийной ячейки Лариса Тинга­ева «продала праймериз одновременно и Алексею Оборину, и Светлане Гузовой». В итоге ни один из трёх кандидатов не набрал уверенного большинства голосов, а политсовет принял «соломоново решение»: никого не выдвигать, о поддержке того или иного кандидата объявить позже. Поэтому главная интрига довыборов — именно в Свердловском районе, где, по выражению политтехнолога Александра Пахолкова, «Единая Россия» «пустила ситуацию на самотёк и развела демократию».

Единоросс на единоросса

Партийная принадлежность кандидатов не имеет не только решающего, но и вообще серьёзного значения для исхода голосования. Решать дело будет стандартный набор факторов: толщина кошелька, уровень известности и позиция «административного ресурса». Последний пока проявил себя лишь на местном уровне (но об этом чуть ниже), в то время как администрация губернатора, вновь обретя начальника, ещё скажет своё слово. Традиционно выборы в Перми были и остаются предметом пристального внимания губернской власти, и, по сведениям собеседников «Нового компаньона», администрация губернатора снимать с себя ответственности и в этот раз не собирается.

Скажем, не исключено, что именно в здании на ул. Куйбышева, 14 руководству «Единой России» помогут, наконец, определиться, кого же поддержать в сложной комбинации в округе №34. Во время кадровой чехарды декабря-января краевая власть упустила время для предварительных переговоров, и сегодня едва ли откажется от возможности наверстать упущенное.

Явный лидер сегодня в этом округе — сторонник «Единой России», дзюдоист Алексей Оборин, которому оказывает поддержку авторитетный депутат Владимир Плотников. И хотя Оборин заблаговременно начал работу в округе, заработав высокую узнаваемость, близость к Плотникову делает его не совсем понятным для власти. К тому же Оборин хоть и сторонник, но не член партии: было бы некорректно отдавать ему предпочтение, когда в этом же округе баллотируется единоросс Светлана Гузова.

На фоне этой заминки есть шанс хорошо прозвучать у коммуниста Сергея Андреянова, но именно «прозвучать»: нарочито агрессивная «протестность» едва ли позволит ему набрать больше предельного значения для такого рода электората.

Дочь на отца

Не проще ситуация и в Индустриальном районе. Поддержанный «Единой Россией» Сергей Захаров вообще-то стопроцентным единороссом не является. Его прежняя политическая карьера связана с правыми проектами миллиардера Михаила Прохорова. По мнению ряда экспертов, региональное руководство не сильно расстроится, если он не выиграет.

Среди таких скептиков — политтехнолог Александр Пахолков. Он считает, что Сергей Захаров — «не тот парень, ради которого власть будет напрягаться», так как главный его конкурент, бывший депутат краевого Законодательного собрания Илья Неустроев «вполне всех устраивает».

Александр Пахолков, полит­технолог:

— Неустроев устраивает администрацию губернатора. Дмитрий Самойлов не видит в нём врага, так же как не видит хорошего друга в бывшем доверенном лице кандидата в президенты РФ Михаила Прохорова (имеется в виду Сергей Захаров — ред.). Неустроев понятный и адекватный, включать лишний раз против него административный ресурс нет смысла, поэтому он успешно прошёл проверку подписей, в отличие от Сергея Смирнова (бывший кандидат по округу №22, считавшийся главным конкурентом единоросса Сергея Климова — ред.).

Сегодня Неустроев очевидно лидирует, и с большим отрывом. Пахолков считает, что снять его методом «административного давления» будет «равносильно повторению скандала со снятием Белослудцевой в Краснокамске». К тому же не исключено, что, избравшись, Неустроев вступит в депутатскую группу «Единая Россия» в гордуме. Решение же выдвигать Захарова принадлежит «партийным районным шишкам», говорит Пахолков. Сегодня уже понятно, что «поставили не на ту лошадь»: как сообщает тот же источник в администрации губернатора, рейтинг электоральной поддержки Неустроева в четыре раза выше, чем у Захарова: 40% против 10%.

Похоже, наверстать дефицит узнаваемости штабисты Захарова решили методом «чёрного самопиара», к которому любят прибегать некоторые пермские политтехнологи. В уничижительной, но броской форме кандидат нарочито абсурдно обвиняется во всех смертных грехах, при этом между строк даётся понять, что этот материал изготовлен его главными конкурентами. Таким образом, показывается значимость этого кандидата, а конкуренты выглядят испугавшимися.

В Индустриальном районе на заборах появились оскорбительные для Захарова надписи, а также листовки с его искажённой фотографией, в которых от имени кандидата говорится, что он идёт в гордуму «пилить бюджет», «признаётся», что за ним стоят олигархи, что он «всех избирателей подкупит, напоит чаем и водкой» и что его «выгнали из лётчиков за пьянку».

Тем временем Илья Неустроев предположил, что источником такого пиара может быть штаб самого Захарова. Неустроев же опасается, что «главным зачинщиком» попытаются сделать его.

«Белый и пушистый, Захаров придёт потом к избирателям, скажет, что всё нормально, и все подумают, что он сильный кандидат, а «бандит» Неустроев его испугался и исписал все заборы в округе, — говорит Неустроев. — В листовке ещё говорится, что Захаров предлагает вырубить Балатовский лес и построить там дома, что решит проблему с жильём. Это сразу кидает подозрение на Неустроева, который всегда говорил, что нельзя вырубать лес, и на экологов, коими у нас являются только «зелёные» и Мария Неустроева».

Оставшись без поддержки со стороны административного ресурса, кандидатам в Индустриальном районе приходится компенсировать его активной и дорогой избирательной кампанией: по информации «Нового компаньона», на кампанию Захарова заложено 13 млн руб.

«Страхуется» от неожиданностей и сам лидер электоральных предпочтений. Многие считают, что дочь Ильи Неустроева Мария была выдвинута для того, чтобы в случае снятия отца можно было с помощью этого информационного повода сделать её «преемницей» его голосов.

«Лукавить не буду, наличие Марии — это страховка бренда «Неустроевы». Риски были, и они остаются, — признаётся Илья Неустроев. — Это страховка фамилии, если меня снимут, я буду в неё упираться. Но специально я не занимался её выдвижением, это не какое-то семейное решение. Она девочка взрослая, самостоятельная, у них с «зелёными» был взаимный интерес. Если меня снимут, у Марии будет серьёзная динамика. Если она зайдёт в гордуму, то «тормозить» не станет, это точно».

Сама Мария Неустроева заверила, что точно не сойдет с дистанции в пользу отца. «У нас есть план мероприятий, который начнём реализовывать уже со следующей недели», — заявила она.

Нормально, Григорий? Отлично, Константин!

Что же касается округа №22, то здесь все прелести партийной и административной поддержки достались кандидату-единороссу, генеральному директору «Пермской ярмарки» Сергею Климову. Его главным конкурентом считался другой Сергей — самовыдвиженец, гендиректор Евроазиатской северной компании Сергей Смирнов, поддержку которому оказывала депутат Пермской городской думы Ирина Горбунова (правда, она сама была исключена из партии «Единая Россия» больше года назад).

Смирнов вёл себя в округе очень активно и мог бы составить Климову серьёзную конкуренцию в борьбе за депутатский мандат. Но с ним приключился «краснокамский синдром».

Сначала Мотовилихинская избирательная комиссия попыталась не допустить Смирнова до регистрации, признав 18 подписей из 102 недостоверными (максимум допустимого брака — 12). Заключение о недостоверности 17 подписей было сделано на основании справки, предоставленной Управлением ФМС по Пермскому краю. Справка, по словам одного из членов Мотовилихинского теризбиркома, была больше похожа «на стопку исчёрканной бумаги, чем на документ». Однако 31 января за несколько часов до заседания комиссии, где должен был быть решён вопрос о регистрации кандидата, миграционная службы предоставила повторную справку, в которой указывалось, что «по причине технической ошибки» первоначально были даны неверные сведения. В итоге недостоверными были признаны только две подписи.

Однако очень похоже, что решение о снятии Смирнова уже было принято. Источники, знакомые с ситуацией, полагают, что «председателю теризбиркома поступила такая команда». В итоге Смирнову было отказано в регистрации по другой причине — «отсутствие» финансового отчёта. Комиссия сочла, что представленный им документ финансовым отчётом не является — он сделан «не по той форме».

Сам Смирнов узнал о том, что его финансовый отчёт «не предоставлен», только в тот день, когда принималось решение о регистрации, и времени на исправление ошибок у него уже не осталось.

«До кучи» отказали в регистрации и ещё одному самовыдвиженцу — Никите Клюкину, у которого финансовый отчёт был предоставлен по такой же форме, как и у Смирнова. При этом, как пояснил собеседник в теризбиркоме, накануне принятия решения в устных беседах было решено, что у Клюкина с документами «всё в порядке».

«Форму, по которой заполняли финотчёт оба кандидата, они взяли с сайта ЦИК. Эта форма, утверждённая для выборов в Госдуму, — единственная утверждённая форма, — поясняет собеседник в Мотовилихинском теризбиркоме. — В любом случае, комиссия обязана извещать кандидата о несоответствии формы, об этом свидетельствует и соответствующая судебная практика. Если кандидаты пойдут в суд, то, скорее всего, наше решение об отказе в регистрации будет отменено».

Наконец, ещё один любопытный нюанс предвыборных баталий в Мотовилихе.

Так сложились карты и звёзды, что кандидата «от власти» поддерживает видный «оппозиционер» Константин Окунев. Вот что он пишет на своей странице в фейсбуке по поводу листовки от кандидата Смирнова, который объясняет избирателям, почему его компания попала в список «недобросовестных»:

«У Вас, г-н Смирнов, — поддельная банковская гарантия, огромное количество скандалов и горькие жалобы заказчиков из числа руководителей муниципалитетов…

Такое специально не организуешь. Поневоле закрадывается подозрение, что в депутаты Вы идёте только для того, чтобы получить иммунитет и отбиваться от уголовного преследования. И не надо поэтому записывать себя в гонимые, в борцы против негодных чиновников и коррупционеров…

«Страдать от власти» теперь становится модным. Поэтому такие вот «Смирновы-страдальцы», вполне вероятно, будут появляться сейчас во многих избирательных кампаниях».

Напомним, совсем недавно Константин Окунев позиционировал себя в качестве главной жертвы «политических репрессий» при бывшем губернаторе Олеге Чиркунове.

При этом Окунев, как опытный участник избирательных кампаний, наверняка понимает, что листовка является фальшивой. Во-первых, на ней нет выходных данных кандидата Смирнова, во-вторых, она написана таким языком, который дискредитирует кандидата ещё больше, нежели оправдывает. Тем не менее Окунев воспользовался случаем, чтобы внести свою лепту в копилку «согласованного» кандидата.

Один из высокопоставленных членов партии «Единая Россия» объяснил, что «Климов — это фигура, на которой сошлись абсолютно все. А то, что праймериз были неоднозначные, — это объяснимо, ведь отделение «держит» всё ещё Ирина Горбунова. «Большим» единороссам не нужны её люди. Климов должен победить без вариантов».

Политтехнолог Александр Пахолков согласен, что Сергей Климов — это «как раз тот парень, на которого не жалко потратиться на административный ресурс».

«Ради такого истинного единоросса, брата сенатора (Андрей Климов — член Совета федерации от Пермского края — ред.) можно и по подписям снять конкурентов, и по финотчётам, — ехидничает Пахолков. — Мы видим, что Куранов ушёл, а методы его — остались».

Иначе говоря, технологии «фильтрации» кандидатов на самом старте избирательной кампании вовсе не являются ноу-хау конкретного политтехнолога, бывшего руководителя администрации губернатора Григория Куранова. Скорее, это «родовой признак» самой административной машины. Сегодня она производит подобные манипуляции с такой налаженной точностью, что «принимающие решения» и «отдающие приказы» персоналии уже не важны и неразличимы.

На дворе — снова времена из советского анекдота: «Если о маразме советской действительности говорить начистоту с Брежневым, он ответит: «Я-то вас прекрасно понимаю, но вот что скажут наверху?»

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться