Божества и убожество
В сентябре 2018 года сотрудники Пермской художественной галереи отправились в верхнекамский мир. Их путь пролегал по маршруту экспедиции Николая Серебренникова, в ходе которой он 95 лет назад собрал самое большое количество образцов деревянной скульптуры. Проводником музейщиков стал профессор Георгий Чагин, уроженец и лучший знаток тех мест, где раньше обитали пермские боги.
У путешественников было две основных цели: почтить память о человеке, благодаря которому Пермь и галерея стали известны как уникальные центры художественной культуры, и увидеть вживую храмы, в которых Николай Серебренников нашёл старинные изваяния, чтобы соотнести их друг с другом и воссоздать исторический ландшафт при формировании новой экспозиции деревянной скульптуры.
Вторая задача осложнялась тем, что большинство церквей и часовен лежат в руинах, а поселения, духовным центром которых они некогда являлись, заброшены и дороги к ним поросли бурьяном. Чтобы за три дня получить наиболее полное представление о древнем сакральном пространстве, профессор Георгий Чагин и его верный спутник по дорогам Верхнекамья, сотрудник галереи Валерий Заровнянных оптимизировали маршрут, оставив в нём 12 пунктов.
Чердынь
Имя бывшей столицы Перми Великой происходит от коми-пермяцкого «Чердынь» («Шордынь») и означает «Поселение в устье небольшой речки». Это не вымышленное, а реально существующее место, увидеть которое можно, стоя лицом ко входу в гостиницу «Старая пристань» и глядя налево. Сама гостиница расположена у подножия Троицкого холма тоже не случайно. Недалеко отсюда раньше находилась настоящая пристань. Георгий Чагин помнит те дни, когда к ней причаливали двухпалубные пароходы.
Взойдя на холм, оказываемся в самом сердце Чердыни. В древности у коми-пермяков здесь было языческое святилище и городище. В 1535 году по указу царя на Троицкой горе был сооружён первый на Урале русский деревянный Кремль. Проектными и строительными работами руководил мастер Давид Курчев, являвшийся, по мнению исследователей, предком поэта Александра Пушкина. Кремль был спланирован и органично вписан в рельеф местности. Возведённые по периметру холма стены повторяли его очертания. Главная из шести башен — Спасская, высотой 15 м, была размещена на севере. Восточный склон обращён к Колве. С западной стороны был насыпан земляной вал длиной около 130 м и вырыт ров глубиной до 15 м, заполнявшийся водой. На территории Кремля была построена воеводская канцелярия, куда из Покчи переехало руководство Перми Великой, и с того момента за Чердынью официально закрепился статус города.
Рядом с канцелярией появился первый храм, названный во имя Благовещения Богородицы. Впоследствии его заменили на храм Рождества Христова. Оба они были деревянными. К началу XVII века в Чердыни насчитывалось 16 деревянных церквей. Самой сложной по устройству, судя по описаниям, была шатровая Никольская церковь с пятиярусным иконостасом. Она просуществовала дольше остальных и сгорела 2 июня 1792 года при пожаре, поглотившем почти весь город — 350 домов. В память о ней купцы установили каменный столб с иконой Николая Чудотворца.
(полный размер)" class="nk-width-small nk-margin-bottom nk-margin-left nk-float-right "> Первая каменная церковь — Святой Троицы — была построена в 1838 году, в 1930-е её сровняли с землёй. В коллекции галереи хранятся шесть экспонатов, вывезенные Николаем Серебренниковым из этого храма и позволяющие представить фрагменты его внутреннего убранства до уничтожения.
На сегодняшний день в Чердыни сохранилось шесть церквей. Воскресенский собор, построенный в 1750—1785 годах, возвышается на Троицкой горе. В 1908—1911 годах он был реконструирован по проекту Александра Турчевича. Затянули бы чуть-чуть с работами, и город никогда не обрёл бы такой архитектурной вертикали. С середины 1930-х до конца 1990-х годов в соборе располагался районный дом культуры. В 2007 году здание было возвращено верующим.
Центральный ансамбль дополняют ещё три сооружения XVIII века: Богоявленская, Преображенская и Успенская церкви.
За оградой Троицкого холма в старину располагалось кладбище, где похоронены самые знатные люди Чердыни. В XX веке всё это было разрушено. Остался лишь фундамент, на котором в 2012 году установили деревянную церковь 1917 года, привезённую из деревни Бигичи. Точнее, привезли только брёвна от колокольни, остальное — новодел. Внутри и вокруг Кремля проводилось множество раскопок и найдено несколько уникальных предметов. Самыми значительными являются серебряные монеты: одна времён князя Василия II Тёмного, направившего в 1451 году в Чердынь своего наместника Михаила Ермолича; вторая — периода князя Ивана III Васильевича, присоединившего в 1505 году Пермь Великую к Москве. Древняя земля посылает знаки.
Ныроб
(полный размер)" class="nk-width-small nk-margin-bottom nk-margin-left nk-float-right "> Идентичность Ныроба сформировалась под влиянием трагичного эпизода русской истории, связанного с борьбой за царский престол двух боярских родов. Опасаясь конкуренции со стороны братьев Романовых, Борис Годунов под предлогом предотвращения готовящейся смуты заслал их всех в дальние дали. Туда, откуда, как ему казалось, нельзя выбраться. Так 25-летний Михаил Никитич в 1601-м очутился на краю Перми Великой, в Ныробке, где и сгинул спустя год. Оковы узника, яма, в которой он был заточён, и место его первоначального захоронения стали предметом особого почитания, а впоследствии, выражаясь языком территориального маркетинга, брендом посёлка.
После восхождения на трон в 1613 году Михаила Фёдоровича Романова ныробцы стали посылать ему челобитные. Вознося образ мученика, они рассказывали царю и о своих страданиях, пережитых вместе с его родным дядей, о том, что пятерых мужиков, чьи жёны и дети подкармливали боярина, отправили в Казань на пытки, о том, что один из них не вернулся, и так далее. В ответных грамотах из столицы сообщалось о необходимости устроить в Ныробе храм, чтоб люди могли молиться об упокоении души «невинного страдальца». На тот момент церковь в Ныробе уже существовала, в одной из найденных грамот сообщается, что в 1617 году она сгорела. Детали переписки ныробцев и царя подробно описаны в первой книге Георгия Чагина «Колва, Чусовское, Печора: история, культура, быт от древности до 1917 года».
В 1736 году на месте могилы Михаила Никитича была освящена Богоявленская церковь, в которой вплоть до закрытия в 1920-е годы находилась его усыпальница и хранились оковы. Во время кампании по борьбе с религией в Ныробе было уничтожено всё, что напоминало о Романовых. Лишь кандалы были переданы в Чердынский краеведческий музей.
(полный размер)" class="nk-width-small nk-margin-bottom nk-margin-right nk-float-left "> В 1935 году депутаты райсовета, по словам профессора, с гордостью извещали наркома обороны СССР Климента Ворошилова (в 1913 году отбывал в Ныробе ссылку. — Авт.) о развитии родного посёлка: «Приедешь — не узнаешь: деревья высадили, тротуары замостили, в одной церкви у нас теперь баня, в другой — кузница и парашютная вышка». Для мытья народа советские власти оборудовали Богоявленский храм, для ковки железа и закаливания характера молодёжи — Никольский собор, лучший образец архитектуры барокко XVIII века на Урале. «Помню это устройство, — рассказывает Георгий Николаевич. — По наружной лестнице поднимались к главному барабану, который уже был без купола, и спускались на парашюте внутрь здания. Сам первоклассником туда лазил».
В 1934 году уничтожили колокольню, возвышавшуюся между двумя церквями. На одном из колоколов содержалась надпись на немецком языке «Изготовлен в Германии в 1600 году». Возможно, в Ныроб его прислали Романовы.
Об эпохе атеизма напоминает уродливая деревянная вышка, похожая на тюремную. Её поставили в 1950-е годы, чтобы разместить аппаратуру для связи с Государственным банком в Москве районного отделения, открытого в Богоявленской церкви. Банк прекратил свою деятельность 10 лет назад, но здание бывшего храма до сих пор находится на его балансе. Стены разрушаются, из помещения вынесено всё, что было можно, — даже полы и штукатурка. Ни государство, ни церковь не берут на себя расходы на восстановление.
Никольский собор во второй половине XX века служил почтой. Теперь является памятником архитектуры и действующим храмом.
Искор
Создавать православное пространство на верхней Колве русские поселенцы начали в Искоре, полагает Георгий Чагин. Именно здесь они построили первый храм и назвали его во имя Рождества Христова. Точная дата этого события не известна, вероятнее всего, это произошло ранее 1579 года, когда Искор уже значился погостом. В сакральном смысле это место осознавалось русскими православными людьми центром мира, в котором находились они, а окраины с нерусским, языческим населением воспринимались как антимир.
Документально подтверждено, что обветшавший храм заменили новым деревянным в 1665 году. А летом 1804 года в центре поселения построили и освятили первую каменную церковь во имя Рождества Христова. Она чудом уцелела в период правления воинствующих безбожников и функционировала до 1960 года. После прекращения служб здание оказалось бесхозным и с каждым годом несёт потери. Георгий Чагин, которого крестили в Христорождественской церкви в девятилетнем возрасте, говорит, что ещё в 1980-е годы на северной стене трапезной сохранялась фреска с изображением святого Христофора с пёсьей головой. Теперь её нет, утрачена безвозвратно.
Вильгорт
Городище Вильгорт («новое поселение») при впадении реки Цыдовки в Колву коми-пермяки основали предположительно в X—XII веках. В 1579 году впервые упоминается как погост. Выгоду из географического положения места жители извлекали, занимаясь баржестроением, за что получили прозвище «щепоеды». Выгоду, похоже, немалую. В прошлом столетии здесь было обнаружено несколько ценных кладов, в том числе серебряные женские пряжки и византийская ваза X века. Самой известной местной династией является род Тимоховых. В XIX веке они владели лесопильным заводом, судоверфью и пароходством.
В 1779 году в центре Вильгорта по проекту Александра Турчевича возвели двухъярусный храм Святой Троицы. Кирпичи для строительства местные крестьяне возили на лошадях из Покчи. По-особому был устроен барочный иконостас: в нём отсутствовали ряды. Церковь была закрыта в конце 1920-х годов. К счастью, отмечает профессор Чагин, сохранился её архив и большое количество книг, которые переданы в Чердынский краеведческий музей.
Примечателен такой факт. Накануне Всесоюзной переписи населения 1979 года одну улицу села назвали русской, а другую — пермяцкой. Символом разделения стала построенная на развилке часовня.
Салтаново
Изначально поселение называлось Шайтаново и уже в XVI веке было погостом. Сейчас в нём нет ни одной живой души, ни единой жилой постройки. Покидая место, люди, вероятно, разбирали свои дома и увозили с собой. Останки каменной церкви Параскевы Пятницы, построенной в первой трети XIX века, покоятся в поле, которое время превращает в лес.
Покча
Первый храм в Покче, по мнению Георгия Чагина, мог быть построен в год крещения Чердыни владыкой Ионой — в 1462-м. Такое решение подсказывала логика освоения территории: Покча находилась совсем рядом с Чердынью, тогда уже являлась городком, а в период с 1472 по 1535 год стала столицей Перми Великой. Для обороны и размещения резиденции княжеских наместников при впадении в Колву реки Кемзелки была срублена крепость.
Каменная Благовещенская церковь появилась в 1785 году. Спустя 111 лет было решено возвести Благовещенский храм. Проект его строительства разработал Александр Турчевич в тесном взаимодействии с Алипием Федосеевым, владевшим кирпичеделательным заводом, иконописной мастерской и возглавлявшим на тот момент приход в Покче. В 1918 году Федосеев ушёл из родного села с Белой армией Александра Колчака. Его дело было разрушено, храм закрыт, и в 1933—1958 годах здание использовалось как электростанция и гараж.
Пянтег
Старейшая деревянная церковь из сохранившихся до наших дней на Урале стоит на берегу Камы в селе Пянтег. В прошлом году исполнилось 400 лет с момента её строительства. Точную дату установил Георгий Чагин на основании найденного им архивного источника «Дозорная книга Чердыни и Чердынского уезда 1707 года».
Профессор неоднократно бил тревогу о том, что церковь Смоленской иконы Божией Матери необходимо срочно спасать, иначе этот уникальный объект местного зодчества будет утерян безвозвратно. Однако никаких мер органы охраны памятников не предпринимают. За последние три десятилетия западная и северо-западная стены сруба подверглись сильной деформации. От возможного пожара его защищает лишь приземистый деревянный забор.
Лимеж
Один из лучших образцов деревянной скульптуры, хранящихся в Пермской художественной галерее, — Сидящий Спаситель — происходит из церкви Спаса Вседержителя. Построенная в 1770-е годы и пребывающая бесхозной более 70 лет, она преподнесла приятный сюрприз и последователям Николая Серебренникова. Войдя внутрь, они обнаружили большой кованый крест, привязанный к деревянному иконостасу. По словам Георгия Чагина, во время его прошлогоднего визита в церковь этого креста там не было. По всей видимости, кто-то из местных жителей хранил его дома, а потом решил выставить на обозрение односельчан. Уже после поездки профессор обратился в Чердынский краеведческий музей с просьбой приложить все усилия, чтобы забрать этот «явленный» предмет, имеющий историко-культурную ценность, в экспозицию.
Редикор
Село Редикор, стоящее на правом берегу Вишеры, — пожалуй, самое мистическое место в верхнекамском мире. Здесь и могильник VII—XI веков, и городище IX—XII веков, и клады, и сокровища, отсылающие к легендарной Биармии.
Николай Серебренников нашёл на этой территории в 1923 году 10 скульптур, происходящих из часовни при церкви Святого Николая Чудотворца.
Бондюг
Имеются прямые и косвенные свидетельства того, что христианская миссия Стефана Пермского добралась по рекам из Усть-Выми до Бондюга. В его честь был назван первый деревянный храм, построенный здесь. В нём якобы имелась икона с зырянской надписью, написанная самим святым. Удостовериться в этом по заданию графа Румянцева в Бондюг в 1818 году прибыл Василий Берх, русский историк флота и морских географических открытий. По приезде он не обнаружил ни церкви, ни иконы… поскольку они сгорели. В своей книге Берх описал лишь деревянный крест, установленный на берегу Камы в 1619 году в честь святителей Герасима, Питирима и Ионы и ныне находящийся в чердынском Музее истории веры.
Спустя полтора века сенсационное открытие сделал профессор Чагин. «В 1969 году я на машине райкома комсомола выехал в деревню Анисимово, — вспоминает историк. — В доме местного попа на втором этаже всё было заставлено иконами. Мне удалось выпросить житийную икону Стефана Пермского. Московские искусствоведы датировали её XVII веком, забрали на реставрацию. И что вы думаете?! Оказалось, что это икона из деревянной церкви в Бондюге с надписью на древнем языке!»
По воле же случая в районе, где Кама достигает самой северной точки, были найдены предметы звериного стиля. В 1911 году крестьянин во время пахоты обнаружил в поле вывернутую ураганом ёлку, присмотрелся, а на корнях её две медно-бронзовые бляхи. Одна из них оказалась уникальной — с головой грифона.
Кольчуг
В Кольчуг люди со всех окрестностей в былые времена ездили по жемчуг (ударение на втором слоге. — Авт.). Теперь жизнь в этом древнем селе на берегу озера Кольчугского замерла. Кресты на церкви Спаса Нерукотворного Образа, закрытой в 1936 году, покосились.
Губдор
Пророко-Ильинская церковь в Губдоре, возведённая в 1766 году, стоит в окружении прекрасных деревьев. Пройдя сквозь него, оказываешься перед зданием, которое в 1930-е было разорено, но до сих пор сохраняет былое великолепие. После 1934 года в нём была организована перевалочная база для заключённых, направляемых в ныробские лагеря. Впоследствии под сводами храма расположили склад, кузницу и, наконец, сельский дом культуры с библиотекой и клубом. На месте алтаря была оборудована сцена. Артисты съехали, однако шансов на восстановление этого объекта, как и большинства остальных упомянутых, нет. Оптимальным продолжением их истории, по мнению сотрудников Пермской художественной галереи, стала бы научная консервация.
Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.