«Человек не выходит из университета мэром или министром»
Надежда Борисова, по её собственному выражению, плоть от плоти истфаковская. Окончив историко-политологический факультет ПГНИУ в 1998 году, с 1999-го преподаёт на нём и занимается научными исследованиями. 30 января 2019 года была избрана деканом. Нынешнее университетское образование совсем не то же самое, что образца конца 1990-х — начала 2000-х, говорит она.
— Надежда, 20 лет назад, когда мы познакомились, вы были молодым преподавателем, теперь вы — кандидат политических наук, доцент, декан историко-политологического факультета ПГНИУ. Каковы слагаемые такого успеха?
— Особенность моего характера такова, что мне всегда не всё равно по поводу чего бы то ни было. Если я что-то делаю, то вникаю в это и стараюсь делать хорошо. И свою деятельность оцениваю по тому, приложила ли я достаточно усилий, чтобы добиться максимально возможного результата. Генетическая это черта или благоприобретённая, не знаю.
Абсолютно точно влияние на меня оказала университетская среда. Я плоть от плоти истфаковская, причём вся моя профессиональная жизнь связана с кафедрой политических наук. Любови Александровне Фадеевой (заведующая кафедрой политических наук историко-политологического факультета Пермского государственного национального исследовательского университета с 1998 по 2018 год. — Ред.) тоже всегда не всё равно. Её драйв всегда мотивировал меня на то, чтобы постоянно быть в движении. В 2011 году мне пришлось самым активным образом включиться в факультетскую работу и взаимодействовать с преподавателями других кафедр. Не просто эпизодически общаться, встретившись в аудитории, на конференции или совете факультета, а системно решать общую задачу по подготовке пакета документов, необходимых для получения лицензий на подготовку студентов по направлениям «Международные отношения» и «Зарубежное регионоведение». Позже случилось ещё несколько историй, связанных с прохождением университетом процедуры аккредитации. Для современного высшего образования «аккредитация» вообще страшное слово. От того, как пройдёт или не пройдёт эту бюрократизированную, рутинную процедуру конкретное направление, зависит судьба факультета. Я курировала три аккредитации от кафедры политических наук и получила серьёзный опыт. Случай это или стечение обстоятельств, опять же затрудняюсь сказать. Отчасти, возможно, и осознанный выбор. Ещё одна тема, потребовавшая моего участия в факультетской жизни и, я думаю, отразившаяся на моей личной истории, — это работа над образовательными стандартами, устанавливаемыми университетом.
— То есть человек, работающий в университете, одновременно должен быть преподавателем, учёным и управленцем.
— Не каждый человек. Третья ипостась может появиться, а может и не появиться. Равно как и вторая может быть выражена в большей или меньшей степени. Первая позиция — это, конечно, преподаватель, потому что университет — это прежде всего учреждение высшего образования.
— За последние 20 лет изменились не только мы, но и университет, будучи из «классического» преобразован в «национальный исследовательский». Смена статуса отразилась на направлениях и содержании его деятельности?
— Исходя из своей сегодняшней позиции и знания контекста принятия подобных политических решений, я бы не стала рассуждать в такой логике. Давай честно говорить, что в условиях сокращающегося «бюджетного пирога» университет вступил в борьбу за ресурсы и смог получить статус национального исследовательского университета. Если не принимать во внимание Москву и Санкт-Петербург с их особыми условиями, редко какой регион имеет два учреждения высшего образования с таким статусом.
Он предполагает не только больший объём требований, но и больший объём ресурсов. В глобальных масштабах история специальных программ и проектов финансирования высшего образования не уникальна. По такому же пути намного раньше пошёл Китай и получил определённые результаты. Правильный этот путь или не правильный, не берусь рассуждать. Однако результаты, которые ожидали, прогнозировали реформаторы, едва ли в полной мере достигнуты. Любая реформа всегда подразумевает изменение правил игры, установление новых. Их устанавливать можно — и так нередко делается, — ориентируясь на опыт других. Американская история университетов как научно-образовательных институтов творилась в ином контексте. Это когорта больших частных вузов, обладающих автономией и особыми условиями организации финансовой деятельности. В нашей стране нет среды, способствующей благотворительности и формированию эндаументов. Заместить эти институты пытаются государством, и в этом смысле Россия ближе к Китаю. При этом результаты ожидаются, как в США. У меня напрашивается один вывод: у экспертов, которые консультируют реформаторов, политические задачи не всегда учитывают фактор влияния среды.
— А какие последствия эта реформа имела для конкретного факультета?
— Историко-политологический факультет не входит в программу развития национального исследовательского университета. Её содержание связано с проблематикой природопользования. Но это не значит, что ИПФ оказывается «на обочине». В научном, исследовательском отношении факультет обладает хорошим багажом и высоким потенциалом. Вместе с тем, если оценивать, как изменилось количество исследовательских проектов, реализуемых на факультете на средства различных фондов, нужно иметь в виду, что оно зависит не только от того, какие усилия мы для этого прилагаем, но и от внешних обстоятельств. Во-первых, почти закрыты возможности, связанные с финансированием науки через западные научные фонды, которые на излёте 1990-х — в начале 2000-х годов были обширными. Участие в проектах, финансируемых по программам Еврокомиссии и ЕС, неизмеримо меньше. На практике в рамках совместных программ, например РФФИ и фонда Франции, российская сторона получает деньги из РФФИ, французская — из своего фонда. Иными словами, международная коллаборация возможна, но финансирование из-за рубежа — почти нет.
На сегодняшний день осталось три источника финансирования академических исследований в области социальных и гуманитарных наук по линии фондов: программа президентских грантов, РНФ и РФФИ. Причём около трёх лет назад в РФФИ, изначально ориентированный на финансирование исследований в области естественных наук, «влили» средства, ранее направляемые гуманитариям из отдельного фонда — РГНФ. Сам фонд закрыли. Средства сократили, спецификацию по отраслям сузили. Однако историки, политологи, филологи нашего университета по-прежнему среди тех, кто стабильно подаёт заявки на гранты и выигрывает.
Оценить объём госзаказа по науке мне сложно. Мы не ищем там деньги. Хотя, наверное, можно было бы.
— Профиль деятельности университета — это одна история. Другая — качество университетского образования. Изменение статуса вуза сказалось на нём?
— Будучи национальным исследовательским университетом, мы имеем право устанавливать свои стандарты. Они максимально приближены к федеральным, но где-то мы можем быть более свободны. При этом есть ряд ограничителей. Ограничитель номер один связан с восприятием образования как услуги. Ограничитель номер два — абитуриент, по приходе в университет сразу задающий вопрос «А где я буду работать?» и ждущий конкретного ответа. Я, конечно, могу привести примеры личных историй успеха наших выпускников, в том числе твою. Но мы же понимаем, что твоя история успеха случилась не сразу после того, как ты получила диплом специалиста. Моя история успеха тоже случилась не сразу в 1998 году, когда я окончила университет. История Фёдора Парамонова, Рината Гизатулина, Ивана Колпакова, того же Сапко не случилась здесь и сейчас. Человек не выходит из университета мэром или министром. Приходя в аудиторию к первокурсникам впервые, сразу им говорю: «Ребята, вот вас 50 человек, есть вероятность, что двое-трое или всего один окажутся в академии, начнут заниматься наукой. Кто ещё из вас получится, я не знаю». Понятно, что, обучаясь профессии сварщика в училище, можно окончить его и сразу устроиться работать сварщиком. У нас совсем другая история. Существует множество факторов, которые срабатывают в течение даже не четырёх лет, а гораздо более длительного периода. Ты же помнишь, что, когда училась, были выборы — много и часто. Возможностей организовать процесс реального участия в них студентов была масса. Сейчас мы имеем ситуацию, когда есть календарь выборов, и большие кампании случаются раз в несколько лет. Мы не можем всерьёз считать возможной базой для практики довыборы в условном Куединском районе. Да и качество выборов стало иным. Это обстоятельство совершенно не зависит от нас. Ожидать, что положение изменится, конечно, можно. Ожидать можно вообще всего чего угодно. Однако действовать мы должны в рамках текущей ситуации и на уровне бакалавриата ушли в большей степени в теоретическое обучение. При этом у нас есть понимание, что, несмотря ни на что, нужно учить не только знаниям и способности их применять, но и умению всё то, что ты знаешь, доносить до других людей. Я считаю, что популяризация научного знания — это важнейшая функция университета. Мы можем этому научить, потому что у нас есть люди, которые этим либо специальным образом, либо от случая к случаю занимаются. Те же Всеволод Бедерсон, Константин Сулимов, Леонид Обухов, Григорий Головчанский, Галина Янковская. Умение говорить просто — это навык, который, на мой взгляд, востребован современным российским обществом. Другой навык — умение писать просто. На сегодняшний день русский вокабуляр, например, политической науки сложился. 20 лет назад его не было. Но если говорить на этом языке где-нибудь в «Сказариуме», боюсь, тебя слушать не будут. Необходимо уметь транслировать сложные вещи понятным публичным языком.
Я оставляю за истфаком право говорить о возможностях прихода наших выпускников в политическую журналистику. Да, я понимаю, что мы заходим на поле конкуренции с отделением журналистики на филфаке. Наши выпускники знают, о чём писать. Наша задача — при формировании новых учебных планов предусмотреть дисциплины, обучающие их, как писать. Тем более что действительность такова, что сейчас из школ часто приходят дети, не умеющие или мало умеющие говорить, не умеющие или мало умеющие писать. Хорошо говорить и писать. И это ещё одно внешнее для нас обстоятельство. Мы работаем с тем контингентом студентов, который получаем. Работаем совсем не так, как работали с вами. Университетское образование образца конца 1990-х — начала 2000-х не то же самое, что сейчас. Но обучение студентов — это же не только методики. Это его содержание. И сами знания, ценность которых никто не отменял. Когда мы читали лекции вам, мы нередко пересказывали учебники. Теперь мы не просто транслируем стандартное представление о том, что в той или иной дисциплине должно быть, мы основываемся на своём исследовательском опыте, накопленном за 20 лет.
— Если подвести итог, что является продуктом образовательной деятельности?
— Не люблю использовать термины, которые реформаторы диктуют нам в своих выступлениях, в законе об образовании, других нормативных актах. Долго принимала для себя слово «компетенции» и теперь рассматриваю его очень утилитарно: что знают, что умеют, что могут делать. Мы вас этому тоже учили. Что не озвучивалось 20 лет назад, так это то, насколько эти сформированные компетенции позволят выпускнику быть адаптивным в современном мире. Повторюсь, история с образованием не происходит здесь и сейчас. Для родителей, для государства образование — это не покупка услуги, а инвестиция в будущее. Всё, за что я готова или вынуждена платить как мама, воспринимаю как инвестицию в будущее своего ребёнка. Может быть, это пригодится. А может быть, и нет. Может быть, это пригодится быстро. А может быть, годы и даже десятилетия спустя.
— Да, образование — это инвестиционный проект, не предполагающий отдачи. Оценить риски сложно, особенно сейчас. Все вокруг только и делают, что составляют списки навыков и компетенций, которые будут востребованы через 5, 10 и более лет.
— Разговоры о востребованности тех или иных навыков и компетенций в будущем — это нередко игра в слова. Слыша в очередной раз об «Атласе новых профессий», составленном «Сколково» в сотрудничестве с кем-то, улыбаюсь. Да, об этом можно и, наверное, нужно рассказать, чтобы задумались, но не более того.
— Вы бы хотели, чтобы ваш ребёнок обучался на историко-политологическом факультете ПГНИУ?
— Своему ребёнку я не посоветую наш истфак по двум основаниям. Безумно трудно быть доцентом, профессором в университете, когда твой ребёнок у тебя учится. Ещё более сложно для самого ребёнка. Сама пережила такой опыт в конце 1980-х годов, когда моя мама временно замещала учителя химии у нас в школе. Я достаточно жёсткий преподаватель и к своему ребёнку буду предъявлять ещё большие требования, чем к другим. Второе основание, почему не наш истфак, потому что вижу: он не гуманитарий и у него не проявляются те наклонности, которые нужны для того, чтобы зайти на это поле. Но факультет и вуз в любом случае выбирать будет он. Спросит совета — отвечу. Если у меня есть возможность создать ему условия для изучения иностранного языка, для занятий спортом, я это делаю. Есть возможность ходить в какой-то кружок — пусть ходит. Несколько лет он занимался информатикой, потом сказал, что больше не хочет. Решила для себя: хорошо, это академический отпуск, надеюсь, всё-таки вернётся. Но за что бы я ни платила, я понимаю, что инвестирую вдолгую, и не знаю, какие будут результаты.
— А почему вы сами в своё время поступили на истфак, с детства интересовались историей?
— Есть несколько моментов, которые, наверное, обусловили мой выбор. Я очень люблю читать. Моя мама — химик, моя сестра — врач. Читать любят, но значительно меньше. Я же всегда читала взахлёб. Это первое. В нашей семье гуманитариев «полтора Ивана»: мой дед по отцовской линии, который был учителем истории, да я. Возможно, в некотором смысле сработали гены. Несмотря на то что в средней школе мне не везло с учителями истории, она мне нравилась. А дальше — стечение обстоятельств. Первый класс я отучилась в школе неподалёку от дома, которая была переполнена. Во второй класс перешла во вновь построенную, очень современную по меркам 1984 года школу, куда набрали феерический педсостав. У нас были сильнейшие математики. Один из учителей впоследствии перешёл в школу №146. Физики, биологи, географы были классные. С химиками повезло чуть меньше. Своим багажом знаний я обязана в основном той школе. Однако в какой-то момент что-то пошло не так, педсостав стал распадаться, и к девятому классу я поняла, что нужно уходить, иначе не будет будущего. Старшую школу я окончила в 1993 году, из нашей параллели единицы получили высшее образование. Оно просто не котировалось тогда. Но в нашей семье его ценность безусловная. В итоге после девятого класса я поступила в лицей № 2 при нашем университете. Как сейчас помню, набирали гуманитарный класс с двумя профилями — по истории и по литературе. Когда я прочитала вопросы по литературе, у меня возникла мысль, которую сейчас я формулирую таким образом: «тургеневские девушки в романах Гончарова», и внутренняя тоска по поводу того, что это необходимо интерпретировать. Художественная литература мне либо нравится, либо не нравится, я не пытаюсь препарировать её. Выбор был очевиден — история. И уж тем более на фоне прочтения «Петра Первого» Толстого, романов Пикуля, «Истории государства Российского» Карамзина.
— Ещё одна модная тема сейчас — всеобщая цифровизация. Она отражается на жизни историко-политологического факультета?
— Факультет в ней живёт, и живёт давно. Но мы об этом не говорим.
— Не говорите, значит, проигрываете маркетинговую войну конкурентам.
— Мы понимаем, что у нас есть конфетки, но нет обёртки, и планируем изменить ситуацию. Нам действительно есть о чём рассказать и что показать. На кафедре политических наук создано несколько баз данных, которые обрабатываются при помощи цифровых технологий. У нас есть опыт сотрудничества с коллегами из ГИС-центра, когда полученные в результате исследований данные мы перекладывали на карты. Первый такой опыт был в рамках проекта РНФ по этническим региональным автономиям. Сейчас начинаем реализовывать проект, нацеленный на то, чтобы понять, как в пространстве российских регионов на уровне муниципалитетов сконцентрированы представители разных этнических меньшинств и как это связано с электоральной политикой и так далее. Наши археологи для реконструкции памятников используют цифровые технологии. При этом они как копали 50 лет назад, так и копают. Ведь прежде чем описать какой-то черепок, его нужно найти и вымыть. Михаил Перескоков, Григорий Головчанский работают на стыке естественных наук и гуманитарных. Лаборатория по исторической информатике и Музей истории университета творят большую историю по 3D-моделированию. Все те примеры, которые я привожу, требуют использования специальных навыков, владения компьютерными программами, при этом нередко представляют собой рутинную часть исследовательской работы.
— Студентов вы обучаете количественным методам?
— В учебных планах есть дисциплины, содержание которых направлено на то, чтобы студенты овладели этими методами. И мы точно не планируем от этого отказываться. Более того, в магистерских программах мы считаем важным не столько дать знания, сколько обучить именно навыкам, в том числе навыкам работы с разными методами и технологиями.
Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.