
Контейнер не валялся
«Теплоэнерго» модернизирует «мусорную» инфраструктуру
Рабочая группа по бюджету краевого Законодательного собрания согласовала выделение регоператору по обращению с отходами ПКГУП «Теплоэнерго» субсидий на покупку 13 тыс. контейнеров и возмещение недополученных доходов в общей сложности на сумму более 800 млн руб. Депутаты отметили, что пока Пермский край проходит через переходный период реформы отрасли, для бесперебойного функционирования системы необходима поддержка со стороны бюджета.
С заботой о муниципалитетах
По закону обустройство контейнерных площадок, равно как и их содержание, — это обязанность собственников и муниципалитетов. Но сейчас, на старте реформы, потребность как в площадках, так и в самих контейнерах велика. Поэтому краевое правительство подключилось к ситуации: слишком много жалоб от жителей и представлений прокуратуры (в адрес муниципалитетов).
Есть два направления поддержки. Во-первых, в рамках программы «Формирование комфортной городской среды» было предусмотрено, что муниципалитеты могут получать деньги от края и Федерации не только на лавочки-урны-проезды-освещение, но и на обустройство контейнерных площадок в согласованных со всеми участниками процесса (жителями, УК, муниципалитетами, возчиками) местах. На эти цели будет потрачено 290 млн руб.
Во-вторых, по расчётам краевого министерства ЖКХ и регоператора, сегодня необходимо поставить порядка 13 тыс. контейнеров. Именно на эти цели запрашивается субсидия в размере 115 млн руб. В пояснительной записке сказано, что согласно федеральному законодательству «Теплоэнерго» может приобретать контейнеры, но на сумму не более чем 1% от необходимой валовой выручки (общего количества понесённых расходов, учтённых в тарифе), то есть 37,6 млн руб. «На начальном этапе реализации реформы коммунального хозяйства этих средств недостаточно, так как это составляет всего 31% от общей потребности в 13 тыс. штук», — говорится в документе. На покупку контейнеров требуется 153 млн руб., но с учётом того, что 37,6 млн руб. уже есть в тарифе, не хватает ещё 115,5 млн руб.
Вице-премьер правительства Пермского края Антон Удальёв пояснил, что купленные контейнеры будут распределяться по трём направлениям. Во-первых, на контейнерные площадки, которые муниципалитеты оборудуют в рамках программы «Формирование комфортной городской среды». Во-вторых, в те территории, где есть решения надзорных органов — прокуратуры и Росприроднадзора — об установке контейнеров. В-третьих, на площадки, согласованные со всеми участниками процесса (муниципалитет, возчики, УК, жители, регоператор). «Тех 290 млн руб., которые выделяются по федеральной программе на обустройство контейнерных площадок, тоже недостаточно, — говорит Удальёв. — Для нас самих это было удивлением. Но нужно понимать, что сейчас мы находимся на пути становления этой системы. Если мы начинали с 6 тыс. точек вывоза мусора, то сейчас говорим о 17 тыс.».
Да, содержание и обустройство контейнерных площадок — это обязанность муниципалитета и собственников, но «всё равно это деньги бюджета», отметил депутат Илья Шулькин. При этом, по его словам, муниципалитеты отказываются брать это имущество на баланс — контейнеры часто воруют или портят (директор «Теплоэнерго» Алик Башаев две недели назад сказал депутатам, что такие сообщения приходят ему чуть ли не каждый день), и муниципалитеты будут вынуждены возобновлять парк контейнеров за свой счёт. Но выделение денег на покупку контейнеров ГУПу, а не территориям позволяет более гибко подойти к вопросу. Например, сейчас, по словам директора «Теплоэнерго», рассматривается возможность передачи новых контейнеров возчикам в хозяйственное пользование. «Считаю, что такой подход эффективнее, поскольку он позволяет сократить расходы бюджета на содержание парка контейнеров. Собственность остаётся краевой, но подрядчик несёт ответственность, если возникает кража или поломка», — заявил Шулькин.
Ставка на ГУП
Одной из основных причин выделения ещё одной субсидии в размере 699 млн руб. на возмещение недополученных доходов для «Теплоэнерго» является резкое изменение нормативов накопления отходов по представлению прокуратуры: для многоквартирных домов — с 10,6 до 6,7 кг на 1 кв. м, для индивидуальных — с 224 до 149 кг на одного проживающего. В результате 31 мая министерство тарифного регулирования и энергетики откорректировало тариф. Планируемый объём ТКО сократился с 1 млн до 705,3 тыс. т (почти на 30%).
В результате были скорректированы тарифы: для населения — с 3793,67 до 5299,25 руб. за 1 т (плюс 40%), для иных потребителей — с 3161,39 до 4416,04 руб. за 1 т (плюс 40%, без НДС). При этом платёж для жителей за вывоз мусора в Пермском крае уменьшен: на 11,7% (с 3,35 до 2,96 руб. за 1 кв. м) — для многоквартирных домов, на 7% (с 70,82 до 65,80 руб. с одного человека) — для частных. Дополнительно были пересмотрены тарифы для полигонов. Поскольку действие всех тарифов (и для полигонов, и для возчиков) распространяется с 1 января 2019 года, «Теплоэнерго» должно сделать вычеты для жителей и доплатить полигонам. И всё это в условиях неполной собираемости платежей.
Если в многоквартирных домах и на прямых договорах собираемость превышает 50%, то у юридических лиц она остаётся на уровне 7,4%. По данным ЕГРЮЛ, в регионе порядка 40 тыс. юридических лиц, а договоры с «Теплоэнерго» заключили около 3,5 тыс. «Теплоэнерго» не удаётся собрать информацию для начисления платежей за вывоз мусора всем действующим в крае юрлицам.
В пояснительной записке к поправке о возмещении доходов сказано, что, по прогнозам министерства, недосбор платы с потребителей услуги по итогам года составит 1,052 млрд руб. (выставлено квитанций на 3,4 млрд руб.). Такие выводы сделаны по итогам работы в первом квартале 2019 года. С учётом того, что в феврале бюджет уже выделял 352,9 млн руб., не хватает как раз 699,2 млн руб.
Регоператор сегодня оказался в форс-мажорной ситуации, считает Илья Шулькин. И в этом есть вина депутатов. «Мы все несём ответственность за решения, принятые в предыдущий предвыборный период, — говорит Шулькин, — за неоптимальные, мягко скажу, нормативно-правовые акты, которые принимались ранее другой командой. И то, что в своё время я вас как своих коллег не смог убедить прикрыть или не дать реализовать некоторые схемы, тоже часть моей вины. Форс-мажор, в котором оказался регоператор, в первую очередь был связан с некорректными исходными данными, которые формировало не это правительство». Изменить эти исходные данные в прошлом году тоже было технически невозможно, потому что отсутствовал порядок внесения изменений в терсхему по обращению с ТКО: он не был принят на федеральном уровне. Поэтому правительство, «находясь в тисках обстоятельств, вынуждено действовать таким образом», заключил депутат.
Отметим, что изначально краевые власти делали ставку именно на ГУП в качестве регоператора. В прошлом году в ходе обсуждения будущей реформы на разных площадках активно высказывались опасения, что 100%-ной собираемости в первый год ждать точно не стоит. И обязательно будет кассовый разрыв: с возчиками и полигонами регоператор должен рассчитываться регулярно. Госпредприятие в роли регоператора даёт возможность не только субсидировать отрасль в целях её развития, но и сдерживать рост платежа для населения. Кстати, платёж в Пермском крае сегодня — один из самых низких в ПФО. При этом в ходе майской корректировки тарифа он был ещё снижен — почти на 10%.
Председатель комитета по бюджету Законодательного собрания Елена Зырянова, отметив, что 699 млн руб. — серьёзная сумма, предложила правительству разработать отдельный нормативно-правовой акт, который будет использоваться для расчётов и регулярного субсидирования. «У нас в таком случае будут какие-то рамки. Мы готовы помогать, но хотим ясности в наших отношениях. Хотим, чтобы закон о бюджете был вторым этапом выделения денег, а на первом этапе существовал некий документ правительства», — отметила Зырянова. Антон Удальёв согласился, что такой порядок может быть подготовлен.
Рабочая группа по бюджету поддержала обе поправки в закон о бюджете на 2019 год.
Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.