Перми — конец?
Фотовыставка призывает по-новому взглянуть на город
Баннер с провокационным названием «Конец Перми» закрывает весь фасад здания на ул. Пушкина, 15, где расположился Центр городской культуры. Сама выставка, как и этот гигантский баннер, заставляет обратить внимание на то, что кажется привычным, нормальным, повседневным, — и поразиться, насколько эта повседневность порой абсурдна.
Этим редким качеством — умением проявлять суть — обладает взгляд фотографа Григория Скворцова, серия снимков которого стала основой выставки. Скворцов, о котором в аннотации к выставке говорится как о «радикальном фотографе, проповеднике течения urban exploration, руфере и музыканте-экспериментаторе, чьи фотографии не раз попадали в путеводители и презентационные альбомы, а поступки — в хроники происшествий и крупнейшие городские паблики», умудряется фантастически точно настроить свою «оптику»: его фотографии лишены презентационной нарядности, но при этом и в «чернухе» его не обвинишь. Казалось бы, строго документальное фото, предельно честное и объективное, но при этом каждый снимок оказывается глубоко тенденциозным — в хорошем смысле этого слова.
Фотографии Скворцова буквально открывают зрителю глаза. Смотришь на привычный пейзаж — и содрогаешься. Формальными приёмами не объяснить, как автору удаётся наполнить смыслом, эмоциями и радикальными оценками снимки обычных домов обычного города.
Вот Компрос с Домом учёных, а позади — гигантские «свечки» жилого комплекса «Гулливер», и аж дух захватывает, до чего они негармонично сочетаются. Вроде бы «Гулливер» — не самый плохой из пермских проектов: довольно эстетичный, в должной мере социальный, возводится быстро, без скандалов… Но, видя эти фотографии, понимаешь, насколько циничны те принципы, по которым принимаются решения о возведении того или иного строительного объекта, — без малейшей оглядки на сложившуюся архитектурную среду, на историю места, на его ауру.
Или новое здание «ЛУКОЙЛа» — и разгуляйские деревянные домики, или башенка на Доме грузчика, обшарпанная, но гордая, — и новый ЖК «Верба»… Вопиющие контрасты впитавшей в себя время старой архитектуры и наглого строительного глянца.
Рассматривая эту выставку, сложно определить, что в ней превалирует — публицистическая составляющая или всё же искусство? Фотографии Скворцова вовсе не только обличительны, это прежде всего глубокие, очень современные и эстетически выдержанные произведения. Точнее даже будет сказать, что их обличительность проистекает из их художественного качества: именно в силу своей природы произведений искусства эти снимки рождают публицистическую тенденцию.
В то же время в этих фотопейзажах очень много нежности по отношению к городу. Заброшенные дворики городского центра, полуразвалившиеся курьинские дачки — это уже не столько публицистика, сколько лирика.
Для Центра городской культуры в равной степени важны обе ипостаси фотосерии Скворцова. Для того чтобы подчеркнуть его полемический задор, кураторы дополнили экспозицию градостроительными документами, протестными петициями, стенограммами заседаний экспертных советов. Есть даже неосуществлённый (пока?) проект высотного здания рядом с Театром юного зрителя: общественности удалось добиться решения об отказе от строительства, но опасность ещё не миновала.
Для того же, чтобы дополнить художественную составляющую выставки, был выбран проект Елены Слобцевой, в котором особый смысл получает квадратная скрепка: от строительного крепежа, ставшего главным ингредиентом большой инсталляции, до маленьких скрепок для степлеров, которые, будучи имплантированы в распечатки гугл-снимков местности, становятся частью городского ландшафта, будто новые мосты, линии электропередачи и прочие инородные, травмирующие антропогенные элементы.
Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.