Ардовский.png

Филипп Ардовский

журналист

Вместо Большого Савино — Малое Кольцово

Объявленный КГУП «Пермские авиалинии» конкурс по отбору инвесторов для развития аэропорта Большое Савино, скорее всего, окажется формальным. Условия тендера составлены так, что его победителя можно предсказать заранее.

Поделиться
Аэропорт

  Сергей Копышко
«Новый компаньон»

За бортом самолёта

Конкурсу, главным заданием которого является строительство и ввод в эксплуатацию в конце 2016 года здания нового аэровокзала, предшествовали несколько месяцев консультаций с потенциальными инвесторами. Судя по всему, результатом стали предварительные договорённости о сотрудничестве с возглавляемой Виктором Вексельбергом группой компаний «Ренова». Представители «Реновы», управляющей аэропортами в Екатеринбурге (Кольцово) и Самаре (Курумоч), уже заявили о намерении участвовать в пермском тендере, условия которого составлены так, чтобы заведомо исключить риск захода в Пермь несогласованных компаний.

Перечисляя потенциальных инвесторов для Большого Савино, губернатор Виктор Басаргин в августе прошлого года упомянул о возможности сотрудничества с иностранными компаниями. Конкретно при этом, правда, был назван лишь болгарский «Химимпорт», несколько лет назад пытавшийся получить в оперативное управление казанский аэропорт. Теперь стало ясно, что ни «Химимпорту», ни другим европейцам Большое Савино не достанется. Одно из требований к участникам пермского тендера — опыт эксплуатации крупного российского аэропорта с годовым пассажиропотоком не менее 2 млн человек в каждый из последних трёх лет.

Таких аэропортов в России всего семь — три московских, Пудково, Толмачёво, Кольцово и Краснодар. Занимающий восьмое место в стране по пассажиропотоку сочинский аэропорт в условия конкурса уже не вписывается, так как в 2010 году до отметки в 2 млн человек чуть-чуть не дотянул. Впрочем, это обстоятельство никакого значения не имеет. Сочинский аэропорт контролирует компания «Базэл-Аэро», которой также принадлежит подходящий по этому конкурсному параметру аэропорт в Краснодаре.

Метод исключения

Условие о наличии в управлении крупного российского аэропорта не является единственным. Компании-операторы аэропортов Внуково и Шереметьево также вряд ли могут рассчитывать на допуск к конкурсу по Большому Савино. В документации пермского тендера имеется довольно-таки оригинальный пункт, требующий от участников опыта по привлечению не обеспеченных госгарантиями заёмных средств на сумму не менее 1 млрд руб. Контрольный пакет акций Шереметьево находится в федеральной собственности. Внуково было передано правительству Москвы, при содействии которого была проведена реконструкция этого аэропорта. Искать не обеспеченные госгарантиями источники финансирования в этих двух случаях было совершенно ни к чему.

Это же требование делает проблематичным участие в конкурсе «Базэл-Аэро». В течение последних нескольких лет компания проводила масштабную реконструкцию аэропорта в Сочи, который вполне может считаться олимпийским, то есть первоочередным с точки зрения государства объектом. По крайней мере, часть финансирования реконструкции проходила через государственный ВЭБ.

Наконец, третье условие конкурса делает проблематичным участие в тендере компаний-операторов аэропортов Толмачёво и Пулково. Суть требования состоит в том, что у претендентов на Большое Савино должен иметься опыт строительства новых аэротерминалов, причём эти терминалы должны быть введены в эксплуатацию в течение последних 10 лет. Но в Толмачёво терминал был построен в конце 1990‑х годов, а в Пулково работы по реконструкции аэровокзального комплекса ещё не завершены.

Инвестор номер раз

Итого в сухом остатке две бизнес-структуры. Это управляющая аэропортом Домодедово группа компаний «Ист лайн» и уже упоминавшаяся «Ренова». Первая из них никогда не проявляла к Большому Савино никакого интереса, и её, похоже, следует оставить за скобками. «Ренова» несколько лет назад завершила реконструкцию аэропорта Кольцово, и её стремление расширить бизнес за счёт Перми вполне естественно.

Главный плюс варианта с «Реновой» известен — высокая надёжность этого инвестора. С большой долей вероятности можно предположить, что компания выполнит свои обязательства и построит то, что от неё требуется. Для структур Виктора Вексельберга Пермь является ключевым городом с точки зрения строительного и энергетического бизнесов. Неудачу со знаковым объектом, которым, бесспорно, является аэропорт, в «Ренове» постараются не допустить. Она чревата ухудшением отношений если не с этим губернатором, то со следующим и проблемам у других предприятий группы в Перми.

Минус заключается в том, что независимо от публичных заявлений топ-менеджеров «Реновы», аэропорт Большое Савино сейчас является единственным конкурентом Кольцово хотя бы с географической точки зрения. Рост пассажиропотока в екатеринбургском аэропорту в течение последних двух-трёх лет происходит во многом за счёт привлечения клиентов из Пермского края. Кольцово предлагает то, что не может предложить Большое Савино, — прямые рейсы по приемлемым ценам во многие российские города, а не только в Москву. Плюс многочисленные чартеры, которыми пользуются пермские турфирмы. Плюс разнообразие зарубежных рейсов и авиакомпаний.

При всём этом уровень загрузки Кольцово остаётся невысоким. Пропускная способность аэропорта — 8,4 млн человек в год. Пассажиропоток по итогам 2012 года оценивается в 3,8 млн человек. Риторический вопрос, не требующий ответа: стоит ли в этих условиях делиться трафиком с Пермью и самим же развивать конкурирующий аэропорт? С этой точки зрения для Большого Савино любой другой инвестор предпочтительнее «Реновы». Перспектива превращения пермского аэропорта в филиал Кольцово, согласитесь, не относится к самым радужным.

Как раз поэтому при проведении подобных конкурсов их организаторы часто используют принцип географического отсева нежелательных с точки зрения развития предприятия инвесторов. Классический пример — проходивший четыре года назад отбор инвестора для развития аэропорта Пулково. К участию в торгах не допускались компании-операторы аэропортов, расположенных на расстоянии менее 800 км от Санкт-Петербурга. Такая мера позволила избежать участия в тендере москвичей, и контракт достался консорциуму из нескольких известных европейских компаний.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться