«Участвовать в этом конкурсе — значит иметь или купить 58 самолётов»
Города Приволжского федерального округа планируется связать регулярным авиасообщением, но необходимый флот для этого придётся собрать со всей России
До 10 марта Росавиация должна определить авиаперевозчика для выполнения межрегиональных рейсов в пределах Приволжского федерального округа. Всего определено 58 маршрутов, Пермь фигурирует в 10 из них. Конкурс планируется провести без заминок — перечень маршрутов ведомство объявило 20 февраля, а уже 15 марта договор должен быть заключён. Выбирать авиаперевозчика из подавших заявки на конкурс будут по трём основным критериям: частоте выполнения рейсов, количеству воздушных судов отечественного производства и выполнению воздушных перевозок по большему количеству субсидированных маршрутов самостоятельно. При прочих равных победителем конкурса станет компания, подавшая заявку первой.
Потенциальных перевозчиков должна заинтересовать финансовая модель: 50% от стоимости перелёта оплачивает пассажир, по 25% — региональный и федеральный бюджеты. В Пермском крае на эти цели заложено 28,4 млн руб. Проект пока обозначен как пилотный и продлится до конца 2013 года.
По мнению министра транспорта и связи Пермского края Владимира Митюшникова, в этом проекте захотят поучаствовать пять-шесть компаний.
Краевые законодатели оптимизм чиновника не разделяют. Так, своим мнением по этому поводу в фейсбуке поделился депутат Законодательного собрания Пермского края Алексей Луканин: «Программа должна заработать с 1 апреля. Но авиаперевозчика, желающего развивать рейсы из Перми, пока нет. Позиция краевого правительства — сидеть и ждать милости от федералов».
Алексей Луканин, депутат Законодательного собрания Пермского края:
— В моём понимании, есть два варианта развития событий. Первый — это действительно ждать федеральную авиакомпанию, которая охватит Пермь. Второй вариант — создавать региональную авиакомпанию для внутрирегиональных и межрегиональных рейсов. Вот, кстати, тема для государственно-частного партнёрства! Федеральная программа если и начнёт работать, то крайне неэффективно. Например, у нас высокий трафик с Екатеринбургом, однако по федеральной программе пермяки «обязаны» летать только внутри ПривФО.
Действительно, сетка маршрутов не охватывает активно посещаемый пермяками Екатеринбург, который «прописан» в Уральском федеральном округе, но включает, например, 14 полётов в неделю в Киров или семь — в Уфу.
Представители российских авиакомпаний недоумевают, чей самолётный парк мог бы обеспечить такой объём перевозок. Постановление правительства РФ об обеспечении пассажирских перевозок в пределах Приволжского федерального округа позволяет конкурсантам привлекать субподрядчиков, однако заявители должны обеспечить сразу весь объём перевозок, не разделяя маршруты на «лоты».
Владимир Митюшников полагает, что Росавиация всё равно определит одного «ключевого» перевозчика и нескольких — ему в помощь.
Владимир Митюшников, министр транспорта и связи Пермского края:
— Я думаю, что заявки уже подали S7, UTair, «Аэрофлот». Вообще, у кого есть малая авиация? Знаю, что есть в Уфе и Казани. Но у всех понемногу. Я думаю, что кто-нибудь всё равно заявится.
Может быть, определят ключевого победителя и ещё пару вспомогательных подрядчиков. То есть один заберёт больше половины рейсов, остальные возьмутся на субподряд, чтоб выполнить этот проект. Просто у нас единой компании под малую авиацию с достаточным парком, если не докупать технику, не найдётся. А тот тип судов, который сейчас есть... Может быть, на них вообще уже и летать нельзя.
Прогнозы, касающиеся возможных претендентов на организацию пассажирских авиаперевозок, обнародованы на сайте «Авиапорт». Согласно его источникам, участие в предстоящем конкурсе планируют принять как минимум три авиакомпании: Dexter, UTair и «Татарстан».
Фаворитом гонки за госсубсидии рассчитывает стать авиакомпания «Татарстан», которая с прошлого года пытается консолидировать авиаперевозчиков ПривФО в единый альянс. У этого перевозчика уже есть готовая схема развития маршрутной сети в округе, основанная на привязке региональных рейсов к популярным зарубежным, чтобы можно было собирать не только поток пассажиров из, к примеру, Магнитогорска в Самару, но и из Магнитогорска в Прагу (из Самары в Чехию летает Czech Airlines) — считают авторы портала.
Однако «Татарстан» делает ставку на 50-местные CRJ-200, которые, по мнению экспертов авиарынка, будут невыгодными на маршрутах внутри округа.
Компания «Руслайн» уже отказалась от участия в конкурсе именно по причине того, что эксплуатирует суда неподходящей размерности: как и у «Татарстана», в парке «Руслайна» — 50-местные CRJ.
«У нас нет подходящих под программу воздушных судов. Программа составлена под самолёты восьми-, девятиместной размерности, — говорит генеральный директор «Руслайна» Леонид Мохов. — Воздушные суда большей размерности на предложенных Минтрансом маршрутах будут приносить убытки».
Молодая авиакомпания «Эйр Самара», созданная совместно с «Авиалиниями Мордовии», в конкурсе принять участие не сможет: в бюджете Самарской области на 2013 год денег на закупку лайнеров не предусмотрено, а в руководстве этого авиаперевозчика рассчитывают на профицит бюджета и его итоговый пересмотр в сторону покупки воздушных судов. Авиационного флота Мордовии на весь Приволжский округ не хватит.
Компания Dexter управляет собственным парком из восьмиместных Pilatus, позиционирует себя как «первое аэро-такси России» и выполняет экспресс-перелёты на расстояние до 2 тыс. км между любыми городами России, где есть действующие аэропорты. Заказать аэротакси можно за три часа до вылета. Тариф фиксирован: 160 руб./км за весь самолёт. Но и эта компания отказалась от участия в проекте: руководство Dexter отметило: «Пока мы не участвуем ни в каких конкурсах».
Представители авиакомпании UTair в беседе с «Новым компаньоном» отметили, что не готовы браться за маршруты, которых пока нет в их сетке.
«Мы готовы обслуживать перевозки, но только в рамках уже открытых рейсов. Честно говоря, я не знаю, поступила ли от нас заявка в Росавиацию — компания у нас гигантская. Но на многочисленных заседаниях, которые предшествовали объявлению этого конкурса, мы озвучивали свою позицию, — поясняет пресс-секретарь UTair Елена Галанова. — Открывать новые маршруты мы не планируем, тем более что конкурс предполагает полёты на малых судах. Один из предлагаемых маршрутов — Уфа — Казань — Уфа — у нас уже раскатан на 50-местных самолётах».
По мнению Галановой, необходимый флот не способен содержать ни один российский перевозчик.
«Флот у нас не резиновый. Участвовать в этом конкурсе — значит иметь или купить 58 самолётов. Такой флот не в состоянии поддержать никто из российских перевозчиков. Вообще! Опять же — нужны только малые суда. У нас, у «Ак Барс Аэро», у «Татарстана» есть малые суда, но не в том количестве, — добавляет Галанова. — Мы рассчитываем на субсидирование существующих маршрутов. Например, перелёт по маршруту Уфа — Казань — Уфа у нас сейчас стоит всего 5 тыс. руб. На условиях субсидии стоимость билета может снизиться».
А вот авиакомпания «Ак Барс Аэро» с нетерпением ждёт результатов конкурса — она уже выслала свою заявку, но поставила при этом условия — компания готова работать только в качестве консолидатора.
«Ак Барс Аэро» располагает парком из 14 самолётов CRJ-200, пяти судов для бизнес-авиации и 10 вертолётов. Плюс компания подписала соглашение о биллинге 15 самолётов Sud SE210 Caravelle. Партнёром «Ак Барс Аэро» оказался «Татарстан», который завершает процесс интеграции с потенциальным консолидатором. В пресс-службе авиакомпании «Татарстан», перечисляя флот, годный для межрегиональных перевозок, также назвали 14 самолётов CRJ-200, пять судов для бизнес-авиации и 10 вертолётов.
«Воздух станет альтернативой дорогам»
Владимир Митюшников, министр транспорта и связи Пермского края:
— Мы вошли в пилотный проект, который проводит Росавиация. Ориентировочно в нём захотят поучаствовать пять-шесть компаний. До 15 марта с победителем будет заключён договор, а с 1 апреля до конца года будем летать. Тип самолётов — средняя и малая авиация на базе М-440 или Cessna Caravan вместимостью до 28 человек.
Сейчас прорабатывается вопрос развития внутрирегиональных перевозок из Перми до Чайковского, Чернушки, Красновишерска, Березников, Гайн.
Перелёты выгодны на расстояние не менее 300 км. Чтобы это было привлекательно, перелёт должен стоить 500–700 руб. Тогда интересно потратить эти деньги на эти километры. Посмотрели: пять аэродромных точек в Пермском крае, 700 руб. с пассажира, полёт один раз в день. Цена вопроса получается 4000 руб., значит 3300 руб. надо субсидировать. Всё будет работать, если воздух станет альтернативой дорогам.
Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.