Диалоги о кино

Вера Гиренко


«Это фильм не об аристократии, а о парнях со стволами»

Обсуждаем новый фильм Гая Ричи «Джентельмены» с кандидатом исторических наук Верой Устюговой

Поделиться

Гай Ричи вернулся на большие экраны с 11-м фильмом, похожим на его знаменитые «Большой куш» и «Карты, деньги, два ствола». «Джентльмены» — картина с динамичным монтажом, крепкой гангстерской историей, яркими персонажами и чисто английским эстетством, в котором режиссёр ранее замечен не был.

Фильм Джентельмены

Кадр из фильма «Джентельмены»
  kinopoisk.ru

— Вера, понравился ли Вам фильм?

— Заинтересовала реакция зала. История кино показывает, что фильм — это перформативное событие, и интерес представляет время, публика, её поведение, отклик. Публике фильм понравился, смеялись шуткам, сальным, разным. Фильм имеет хорошие рецензии, возможно, он даже актуальный, как бы — Великобритания, Brexit, год нулевой. Гай Ричи не стремится быть политкорректным, «Джентльмены» кишат американцами, китайцами, темнокожими, русскими, стреляют перекрестными эффектными репликами с дополнительными указателями а’ля Тарантино: «крабы моссада» — «на другом рынке».

Фильм Джентельмены

Кадр из фильма «Джентельмены»
  kinopoisk.ru

— Что значит по английским меркам быть джентльменом? Джентльмен и денди — это одно и то же? Можно ли быть денди и при этом не быть джентльменом?

— Фильм имеет название «Джентльмены». Кто его знает почему? Герои хотят быть респектабельным «средним классом»: главный герой Микки Пирсон — одетый в твид калифорниец, учившийся в Оксфорде, распространявший там марихуану и далее построивший наркоимперию, используя участки обедневших английских аристократов. Но он достиг среднего возраста, весомого статуса и может позволить себе уйти «на покой»… Вспоминается другой персонаж актера Мэттью Макконахи из фильма Скорсезе «Волк с Уолл-Стрит». Здесь образ раскрывается, расцвечивается.

Джентльмен — это скорее литературный образ ХIХ века, имеющий такое же отношение к реальности как «естественное право» античных авторов к подлинным правам человека. Как в древности считалось, все люди свободны и хорошо, если у каждого будет по пять рабов.

Денди — это тоже образ. Но образ, оставшийся в ХIХ веке. Сегодня используют другую терминологию, даже понятие «трендсеттер» более популярен в мире моды, чем денди. Денди — это не только те, кто пользовался услугами модных портных и устраивал мини-перформансы на светских раутах. Дендизм возник как реакция на снобизм затухающей аристократии. Дендизм — парадокс, «заметная незаметность», личность, которая принадлежит не миру, но только себе. Это культура, которая возникла в контексте романтизма и предполагала романтический сценарий судьбы. Денди — это, как правило, человек бунтующий. Шарль Бодлер говорил, что эти люди бросают вызов окружающей пошлости. Это последний взлет героики в нашу пошлую эпоху.

Можно ли объяснить, что такое дендизм непрофессионалу? Книга Ольги Вайнштейн «Денди» выдержала несколько изданий в «Новом литературном обозрении» Ирины Прохоровой. Денди — никогда не позволит себе модно одеваться, он формирует собственный стиль, он адепт индивидуальной свободы. Это философия получила распространение в эпоху «магазинов готового платья» — универмагов.

Героиня в фильме «Джентльмены», супруга главного героя — Розалинда. В своей автомастерской она идет на… лабутенах. Туфли французского дизайнера обуви Кристиана Лубутена считаются признаком богатства и роскоши. Но маникюр у героини без покрытия. Такой же, как на последних фото Кейт Миддлтон, Меган Маркл. Рене Зеллвегер на последнем Оскаре тоже держит статуэтку с маникюром без лакового покрытия.

Фильм Джентельмены

Кадр из фильма «Джентельмены»
  kinopoisk.ru

— Есть ли подлинные (хотя бы по формальным характеристикам) джентльмены и настоящие денди в фильме Гая Ричи?

— Все они ходят в клетчатых пиджаках, одеваются «по-лондонски», как говорил Ромен Гари в «Обещании на рассвете». Денди создают аксессуары, пуанты, какой-нибудь пустячок. Герой Чарли Ханнэма мог бы потянуть на денди, он скромен, но в нужных местах эффектен, этот образ создают детали. В своем «скромном» доме, где он сидит в вязаной кофте и галстуке, он готов в конце концов пойти на любые уступки, но не терпит, когда курят… Что называется: «Здесь не курят». Сам же закуривает, когда попадает в трущобы.

Но вообще это фильм не про денди и джентльменов, это криминальная история и вполне в духе Гая Ричи.

Фильм Джентельмены

Кадр из фильма «Джентельмены»
  kinopoisk.ru

— В фильме друг другу противопоставлены два типа героев. Пролетарии, низы общества (тренер в исполнении Колина Фаррелла и его ученики), мигранты из Азии, «джентльмены» (выращивающие марихуану) и старая (нищая!) английская аристократия, которая сдаёт в аренду часть своих площадей под плантации марихуаны. Насколько могу судить, социальной критики в этой ленте предостаточно.

— Я бы сказала, что это фильм про новую Англию. Там есть социальный срез. И эту Англию представляют в фильме не два типа героев — этих типов масса. И в этом динамизме, наверное, суть конфликта. Аристократия обнищала — потому что она обнищала (читайте «Капитал» или «Вишневый сад», кому как нравится). Потому что замки нужно содержать, нужны деньги для того, чтобы крыть крышу. Это проблема культурного наследия. И хорошо, где государство берёт это на себя.

Лондон и предместья показаны в фильме Гая Ричи как Новый Вавилон. Любой столичный мегаполис, наверное, является таковым — американские миллиардеры, русские олигархи, «китайский квартал», далее по списку. Чистюля Реймонд Смит (актёр Чарли Ханнэм) брезгует идти в тот Лондон, который олицетворяет в фильме коммунальная многоэтажка. Не такая ли многоэтажка горела в Лондоне в июне 2017 года? Пожар в Grenfell Tower в районе Северного Кенсингтона привел к гибели более 70 человек, выходцев из стран Африки и Ближнего Востока.

Английский кинематограф имеет очень сильные традиции социального кино. «Новая волна» английского кино, пришедшаяся на вторую половину 1950-х и 1960-е годы, подпитывалась идеями «рассерженных». Режиссёры Карел Рейш, Тони Ричардсон, Линдсей Андерсон изображали современность и жизнь разных слоев британского общества. Они умели показывать дно общества, хотя и поэтизируя его, как в фильме-нуар «Третий человек» Кэрола Рида. Фильм деталей, музыкальное сопровождение — цитра!

Гай Ричи — один из ярких британских режиссёров, по шерлок-холмсовски умеющий работать с говорящими деталями. В его «Джентльменах» — и рыжие английские сады, и лондонские трущобы, и дома «новых джентльменов», и спортзалы, где вперемешку качки, гопники, рэперы, уже не поймешь. Есть местечки типа Hampstead Heath и есть Grenfell Tower…

Фильм Джентельмены

Кадр из фильма «Джентельмены»
  kinopoisk.ru

— Какой класс в современной Англии является движущей силой?

— Вот это интересный вопрос о движущей силе. Поверхностный ответ — те, кто голосует за Brexit. Как-то наблюдала разговор двух англичан. Мужчина скромно сказал: «England», а женщина поправила: «Great Britain». Прочитать можно, как ценности английской короны, империи… Или как трамповское America First. В фильме Гая Ричи угадываются популистские лидеры, изображены порочные газетчики, есть уполномоченные Brexit расисты. Имеют место и постмодернистские заходы — «Разговоры» Френсиса Форда Копполы, «Долгая Страстная пятница» Джона Маккензи.

Восхитительный персонаж в фильме Гая Ричи — тренер, одетый в «Burberry», в исполнении ирландского актера Колина Фаррелла. Он тренирует то ли рэперов, то ли борцов смешанных искусств. Ловок, умен, даже благороден, чувство юмора (наверное, не без матерка). Он и его ребята всегда вовремя приходят на помощь, бьют точно в цель. Могу ошибаться, но похоже такие ребята, как этот фаррелловский тренер, представляют «глубинных» британцев. Тех британцев, которые не изменяют своим привычкам — трава не расти, они будут разворачивать свою утреннюю газету.

Фильм Джентельмены

Кадр из фильма «Джентельмены»
  kinopoisk.ru

— Что меняется в современной английской аристократии как классе? Что для этих людей было невозможно раньше и возможно сейчас?

— Фильм Гая Ричи — не об аристократии, он о парнях со стволами. Классно сказал Антон Долин, что кто бы ни был героем Ричи — он все равно похож на невозмутимого английского гопника.

Это комедия с прекрасным актерским составом и яркими типажами. И в этом интерес фильма. Тем, кто интересуется историей английской аристократии, нужно смотреть другое кино. Даже можно начинать с Хичкока с Лоуренсом Оливье.

Фильм Джентельмены

Кадр из фильма «Джентельмены»
  kinopoisk.ru

— Монархия в современной Англии переживает кризис. Принц Гарри с супругой Меган отказались от титула и планируют переехать в Канаду и самостоятельно зарабатывать на жизнь. Останутся ли они при этом леди и джентльменом?

— Жизнь королевской семьи — это тоже кино. Вот мост Альма и трагедия леди Ди, вот свадьба принца Уильяма в Вестминстерском соборе, убранном молодой зеленью, вот очередной «развод» в королевском семействе — отъезд принца Гарри... История любой страны, увиденная через призму медиа, — выполняет роль символических «скреп».

Повторюсь, фильм Гая Ричи не о леди и джентльменах, возможно, он вскользь касается проблемы богатых и бедных — и это, а не судьба английской аристократии, очень актуальная тема сегодня в кино. Зрителей интересует проблема социальной несправедливости в современном мире — свидетельство тому успех «Джокера» или пресловутых «Паразитов».

Фильм Джентельмены

Кадр из фильма «Джентельмены»
  kinopoisk.ru

Поделиться