
Жёсткая посадка
Пермский аэропорт сокращает зарплаты и время работы
Одной из первых отраслей, жёстко и сразу пострадавшей от распространения коронавируса, стала авиация. Запрет на международное авиасообщение, а затем и резкое сокращение внутреннего сразу же привели к простою и убыткам не только у авиакомпаний, но и у аэропортов. Последнее принятое решение в Перми — аэропорт работает не круглосуточно, а лишь 12 часов в день.
Путь к обнулению
9 апреля руководство «Международного аэропорта «Пермь» объявило: теперь мы работаем не круглосуточно, а всего лишь с 8:00 до 20:00. Всё остальное время он будет закрыт как для пассажиров, так и для приёмки/отправления грузов.
Обновлённый и уже «нестыдный» пермский аэропорт с момента своего открытия в 2017 году постоянно отчитывался об открытии новых рейсов и увеличении пассажиропотока.
В частности, итоги 2019 года оказались рекордными: 1,6 млн пассажиров. Такого в истории Перми ещё не было. И уже с полной уверенностью можно сказать, что в этом году он побит уже точно не будет. Потому что пришёл коронавирус.
Первый сигнал грядущей катастрофы «прозвучал» 24 января. Рейс из Саньи (Китай) в Пермь встретили медики и сотрудники Роспотребнадзора, потому что на борту была пассажирка с температурой. В тот раз обошлось, ведь первый случай официально подтверждён 13 марта.
Ну а с марта всё покатилось по нарастающей. С 20-х чисел марта началась повсеместная дезинфекция помещений аэропорта, с 27 марта прекратились международные чартеры, с 30 марта сразу несколько авиакомпаний сообщили о прекращении рейсов.
Итог к 9 апреля: отменено ориентировочно 37 авиарейсов, в расписании в ежедневном режиме осталось по 5-7 вылетов и прибытий. Ситуация стала хуже, чем в самые печальные времена в истории гражданского авиасообщения с Пермью.
А деньги?
Всё это не могло не повлиять на работников аэропорта. Практически у всех сократилась зарплата (вроде бы временно), а часть ушла в отпуск (говорят, оплачиваемый).
Официально данные никто не озвучивает, но, по информации Международной ассоциации аэропортов, в марте пассажиропоток (считай, доход) в российских аэропортах упал по сравнению с прошлогодним показателям минимум на 80%, а к 9 апреля достиг уже 93% падения.
По словам пресс-секретаря пермского аэропорта Евгения Кузнецова, пока никто не уволен, и этого, вроде бы, не планируется. Тем не менее у основной массы сотрудников зарплата сокращена — теперь она составляет 2/3 от среднемесячной «по причине, не зависящей от работодателя».
«Пока не могу сказать, на какой срок введены такие меры, но они связаны с резким сокращением пассажиропотока, и затронули практически всех. Никто не уволен, но часть сотрудников старше 60 лет ушла в оплачиваемый отпуск, чтобы не подвергать их особой опасности», — пояснил «Новому компаньону» Евгений Кузнецов.
Исполнительный директор и руководитель аналитической службы агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев отмечает, что без сокращения зарплатой ведомости — не обойтись.
«Наибольшая часть расходов аэропортов — это постоянные расходы, которые не зависят от того, сколько рейсов обслуживается. К таким расходам относится фонд оплаты труда, который составляет почти 50% издержек среднестатистического аэропорта. Следовательно, если не сократить фонд, то не получится свести концы с концами при резком сокращении выручки», — пояснил Олег Пантелеев.
По словам собеседников «Нового компаньона», подавляющее большинство доходов любого аэропорта зависит от авиационной активности. То есть чем больше рейсов, тем больше прибыль, и наоборот. И только 15% — это доход от арендаторов площадей аэровокзалов.
Но, несмотря ни на что, первыми под финансовый удар попадают те профессии, которые «завязаны» исключительно на обслуживании авиарейсов.
То есть наибольшее количество специалистов задействовано в службе обслуживания пассажиров: агенты, регистрирующие пассажиров и осуществляющие посадку на борт, оформители и доставщики багажа, сотрудники служб авиационной и транспортной безопасности.
«Мало рейсов — мала рабочая нагрузка. Следовательно, этих специалистов можно отправлять в отпуска. Несколько меньше потенциал экономии от сокращения водителей аэродромной техники, операторов машин, специалистов, занимающихся эксплуатацией зданий и сооружений», — считает Олег Пантелеев.
Казалось, сокращай — не хочу. Но у пермского аэропорта есть особенность — он «совместного базирования», то есть делит площадь с военными лётчиками из «Сокола». А они-то точно не зависят ни от какого пассажиропотока.
Это значит, по мнению Пантелеева, что даже при самом пессимистичном сценарии развития ситуации аэропорт полностью не закроется. Во-первых, он всегда должен быть дежурным, во-вторых, авиадиспетчеры всегда (хоть и посменно) должны быть на местах, ну и, наконец, маловероятен сценарий, что не будет вообще ни одного рейса в Москву. Даже в крайнем случае.
Опять госсубсидии
Наступает ситуация полузакрытия на фоне практически полного отсутствия пассажиров. Что может произойти дальше после «эпидемиологической ситуации»? По мнению собеседников, с арендаторами (а они, напомним, составляют лишь 15% от доходов) как-то ещё можно договориться или пересмотреть договоры. Но это не решит проблему в глобальном смысле.
«Оператор аэропорта должен сокращать издержки, договариваться с поставщиками об отсрочке платежей, вести переговоры с авиакомпаниями, чтобы сохранить как можно больше рейсов», — считает Олег Пантелеев.
Международная ассоциация аэропортов тоже пытается решать ситуацию и уже несколько раз направляла свои предложения федеральному правительству.
По оптимистичному сценарию ассоциации (если пандемия реально закончится в самый последний день апреля), пассажиропоток начнёт возвращаться в начале июня, а восстановится только к ноябрю-декабрю. Но даже при этом в годовом выражении он снизится на 38%. Вся отрасль недополучит 81 млрд руб., а чистый убыток превысит 17 млрд руб.
Это означает, что без государственных дотаций не обойтись. Только на компенсацию трат на зарплаты понадобится минимум 5 млрд руб. (для всех аэропортов). Отрасль придёт более-менее в форму только к концу 2020 года.
Ну а если придётся воплощать негативный сценарий (он может быть в случае нерешения коронавирусной проблемы в России или при новых вспышках пандемии в мире), падение пассажиропотока в России прогнозируется на уровне 70%. Убыток отрасли превысит 61 млрд руб. На зарплаты всем сотрудников понадобится уже более 11 млрд руб. При этом отрасль восстановится только в 2022 году.
Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.