Юрий Трутнев: Я люблю Пермский край, но не буду здесь никаким начальником
Помощник президента РФ 15 марта посетил Пермь с официальным визитом, по итогам которого провёл пресс-конференцию
Юрий Трутнев, помощник президента РФ:
— Сегодня я на пермской земле проводил приём по поручению президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина.
Обращения граждан, поступающие на имя президента, обрабатываются и рассматриваются управлением администрации президента РФ. Некоторые решаются в рабочем порядке путём выдачи поручений, некоторые решаются на личных приёмах руководства администрации — заместителя руководителя, помощников президента. Обычно эти приёмы проходят в Москве, на Старой площади. В таких приёмах я тоже принимал участие, но сегодня я работаю в рамках выездной приёмной президента.
В ходе работы мы побывали в нескольких точках Перми: муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребёнка. Детский сад №69» — там просто, извините, дети замерзали. Поступила жалоба, что температура в помещении зимой — около 14 градусов. Это не лезет ни в какие ворота, и многоуважаемое руководство края взяло на себя ответственность до начала июня этого года полностью разрешить эту проблему. Пока там приняты оперативные меры, но полная реконструкция системы теплоснабжения и замена окон будут проведены к лету.
Потом мы побывали на улице Докучаева, в детской поликлинике №3. Там занесённый снегом остов, строительство было остановлено. Тоже будет дано поручение руководителям города и края о том, чтобы они взяли под контроль строительство этого объекта. В этом микрорайоне проблемная ситуация со здравоохранением, и в особенности — с детским, поэтому это важно.
Наконец мы посетили ООО «БМВ Авиа Группа» на улице Борцов Революции. Признаюсь честно, я даже не знал, что в Перми есть такая компания, но с удивлением обнаружил, что в небольшом ангаре собирается самолёт. То есть человек купил чертежи машины, и работник Свердловского завода, обладающий достаточной компетенцией, понимающий, что такое авиастроение, поставил своей задачей построить три самолёта. Мне кажется, что задача красивая и благородная. Далее этот человек думает выйти на серийное производство, а потом, может быть, и создать собственную конструкцию самолёта. Пока он работает по немецким чертежам. Мы договорились, что, когда он поставит свою машину на крыло, будут планы по тиражироваию проекта (потому что пока он работает на свои средства и своими усилиями), я с удовольствием окажу ему помощь, которая будет в моих силах. Тем более что сейчас я занимаюсь похожими проблемами в рамках комиссии при президенте РФ по развитию авиации общего назначения.
Наконец, приём проходил здесь (в общественной приёмной президента РФ в Пермском крае — ред.): рассматривались два вопроса по поводу реконструкции дорожной сети в районе улицы Героев Хасана, в микрорайоне Владимирском и в Добрянском районе, посёлке Гари. В последнем резко увеличился поток автомобильного транспорта в связи с тем, что многие жители города строят там дома, отдыхают. Это приветствуется жителями посёлка, но нагрузка на дорогу очень возросла. Будут даны соответствующие поручения губернатору края, и мы будем контролировать их исполнение.
Также обращалась девушка с вопросом о путёвке в детское дошкольное учреждение, но так получилось, что руководство края ещё до моего визита решило этот вопрос. Но я понимаю, что подобная ситуация связана не с одним человеком, поэтому будут даваться поручения по разрешению ситуации с детскими дошкольными учреждениями, например, в Краснокамске. Глава города сказал, что там планируется строительство двух детских садов: один будет построен за счёт собственных средств, в строительстве второго будет помогать администрация края.
— Юрий Петрович, ранее вы достаточно резко отзывались о деятельности городских властей. Как ваше отношение к нынешней ситуации? Возможны ли какие-то кадровые изменения?
— Я бы разделил ответ на несколько частей. Первая: надо признать, что реакция на все сегодняшние поручения была быстрая и точная со стороны городских властей, в этом у меня нет претензий. В то же время я бываю во многих городах России, и трудно не заметить, что Пермь в своём развитии, скажем, не опережает своих соседей — Екатеринбург и Казань. Мне как человеку, родившемуся в Пермском крае, хотелось, чтобы можно было провести сравнение, и лучше — в пользу Перми. Например, в городе очень странная архитектура, точнее, нельзя сказать, что какая-то архитектура вообще существует. Мы вскоре будем рассматривать вопросы архитектуры на заседании Государственного совета.
Вопросы к городским властям имеются, но в то же время, говоря о кадровых перестановках, я надеюсь, что будут выборы, и администрации президента вмешиваться в это не стоит.
Если вы помните, я приходил в город Пермь в результате выборов и старался честно работать.
Мне кажется, что в Перми ещё много людей, которые смогут выйти на выборы, взять на себя обязательства и эти обязательства выполнять.
— Каково ваше отношение к Виктору Басаргину и можете ли вы дать комментарий по поводу ухода Григория Куранова с поста руководителя администрации губернатора Пермского края?
— У меня нет никаких особых отношений с Виктором Басаргиным, у меня есть особое отношение к Пермскому краю. Это отношение будет всегда, поскольку я здесь родился и прожил большую часть своей жизни. К Виктору Фёдоровичу у меня только одно пожелание: чтобы он честно и эффективно работал на благо жителей края.
Говоря об уходе Григория Владимировича, я думаю, что не надо делать какую-то драму из этого. Григорий Владимирович — активный и востребованный человек. За это время он сменил уже два места работы, и я надеюсь, что в качестве депутата Государственной думы будет работать на благо Пермского края.
На место Григория Владимировича пришёл Дмитрий Иванович Самойлов, человек опытный и хорошо знающий Пермский край.
А вот комментарии Виктора Фёдоровича по поводу ухода Куранова были странные. Я никогда не давал никаких поручений Григорию Владимировичу Куранову — ни когда он работал главой администрации губернатора, ни сейчас, когда он стал депутатом Госдумы.
У меня есть одно желание — чтобы край процветал.
— Как складываются сейчас ваши отношения с Олегом Анатольевичем Чиркуновым?
— Вопрос здесь не в личных отношениях. Когда ты довольно долго работал в Пермском крае и вроде не очень далеко ушёл, поскольку Министерство природных ресурсов РФ имеет возможность общения с Пермским краем, то появляется ощущение возможности продолжать помогать, работать вместе. С Олегом эта возможность не была востребована. Мы много с ним об этом говорили, что можно сделать что-то лучше для Пермского края, но он решил по-другому. Я не знаю, где он сейчас, поэтому мне трудно сказать, какие у нас сейчас отношения. Мы не встречались очень давно.
— Тендер на реконструкцию аэропорта Большое Савино выиграл наш сосед — Свердловский аэропорт. Не будет ли здесь конфликта интересов, ведь они борются практически за один пассажирский поток? Не изменится ли инвестиционный проект в ущерб Перми? Например, компания «Ренова» на месте бывшей табачной фабрики будет строить не гостиницу, а элитный дом...
— Здесь немного другая проблема. Очень сложно прогнозировать, как любой собственник, инициатор проекта будет его развивать. О стратегии развития и реализации её в пользу территории должно разговаривать руководство города и края. В то же время власти находятся здесь в жёстких рамках: любые действия, связанные с федеральной собственностью, должны быть абсолютно прозрачны, конкурентны. Вот этот вопрос и будет анализироваться соответствующими органами. Если продажа была прозрачной и законной, то, я думаю, никаких вопросов быть не должно.
— Где, вы считаете, всё-таки лучше построить зоопарк — в Черняевском лесу или на улице Братской?
— Знаете, должен признаться, что последние несколько лет я занимался не вопросами градопланирования и размещения зоопарков, а немножко другими. Хотя я, конечно, через прессу слежу за происходящим в Пермском крае. Я не возьмусь судить, где лучше построить зоопарк, но могу сказать одно: Черняевский лес — это «лёгкие» Индустриального района, ведь там рядом «Пермнефтеоргсинтез». Если получится разместить зоопарк, не срубив ни одного дерева, я готов пожать руки всем инициаторам этого решения, а если придётся рубить деревья, то это не лучший вариант.
— Если возникнет возможность или необходимость, то вы сами будете баллотироваться на пост губернатора Пермского края или будете поддерживать какого-то кандидата?
— Я люблю Пермский край, это моя родная территория, тем не менее я не буду работать здесь никаким начальником. Может быть, потом, когда закончу государственную службу, я вернусь в Пермь, но и тогда не буду претендовать на какие-то должности. В одну реку нельзя войти дважды. Это неправильно. Я уверен, что необходимо привлекать к работе во всех органах управления молодых и талантливых людей.
— Как вы оцениваете новый состав правительства Пермского края?
— Я не буду оценивать состав правительства. Здесь есть его председатель, пусть он и оценивает его состав. Эффективность работы правительства будете оценивать вы, жители Пермского края, а я через СМИ буду отслеживать эту оценку, потому что для меня это важно. Я не возьму ответственность говорить: «Этот — плохой, а этот — хороший». Это не моя работа, это неправильно.
— Есть ли какая-то дополнительная информация по развитию проекта авиасообщения между городами Приволжского округа: Пермью, Самарой, Саратовом, Уфой?
— Я думаю, что этот вопрос стоит задать руководству края, надеюсь, что вы встречаетесь с ним чаще, чем со мной. Я действительно являюсь руководителем президентской комиссии по развитию авиации общего назначения. Но это малая авиация, не связанная с перевозкой большого количества людей. Это немножко другое.
Мы пытаемся создать инфраструктуру и условия для того, чтобы люди могли перевозить больных, пожары тушить или везти грузы, например, из Чайковского в Пермь или Чернушку. Это малая авиация.
Малая авиация в России по сравнению с малой авиацией в США отстаёт в пересчёте на душу населения примерно в 100 раз. Поэтому необходимы очень большие усилия для того, чтобы небо у нас немного ожило, разгрузило дороги, облегчило общение людей и способствовало экономическому развитию.
— В один из прошлых своих визитов, в сентябре 2011 года, вы настоятельно просили обратить внимание на состояние фасадов в Перми. Теперь, спустя полтора года, вы видите какие-либо изменения в облике города?
— Так получилось, что в этот раз меня возили объездными дорогами, поэтому я не могу сравнить. Главное ведь не то, что кто-то приехал из Москвы, пусть даже бывший пермяк, посмотрел и сказал что-то. Главное — ощущаете ли вы, что город меняется в лучшую сторону. Если вы не ощущаете динамики города, то нужно «трясти» городские власти.
— Какова возможность досрочных выборов губернатора Пермского края?
— Я надеюсь, что выборы губернатора в Пермском крае состоятся. Это очень важно, потому что когда ты принимаешь участие в выборах, то получаешь огромный пласт информации о крае, о проблемах людей, об их болях. Пообещав решить их проблемы, если ты человек порядочный, ты должен это сделать, ты просто не можешь об этом забыть. Человек заступает с определёнными обязательствами и информацией о том, что он должен сделать в первую очередь. Поэтому механизм выборов очень важный.
Выборы состоятся. Когда — не знаю. Причин для досрочных выборов пока нет, но выборы состоятся. Найдутся достойные люди, которые выставят свои кандидатуры.
— Как помощник президента РФ вы курируете выборы?
— Нет. У меня три блока деятельности. Первый — это работа Государственного совета РФ, в котором я являюсь секретарём. В этой связи я провожу блок территориальной и аналитической работы, связанной с наиболее сложными проблемами развития. Сейчас, например, мы готовим Госсовет по напряжённому вопросу лесовосстановления, активизации лесопроизводства в ВВП России. Следующий блок — Совет по спорту при президенте Российской Федерации. Третье направление моей деятельности — развитие авиации общего назначения.
— Сложилась сложная ситуация с бюджетом края — его дефицит составляет уже 14%.. Какие нас ждут бюджетные риски? Как вы можете оценить эту ситуацию?
— Сейчас было бы неправильно говорить о механизмах балансировки бюджета, потому что для этого нужно серьёзно с ним работать. Но для того, чтобы не возникали бюджетные риски, нужно наладить всего один механизм — это привлечение инвестиционных потоков в край.
Сегодня значительное количество пермских предприятий поменяло прописку, а много ли предприятий пришло взамен в Пермь? Мы проводили заседание Государственного совета в Калуге. Даже не нужно ничего придумывать, надо просто съездить в Калугу, изучить их опыт привлечения инвестиций и применить его в Пермском крае.
В Калуге сделали невозможное: они с 80% вышли на 20%, а через год — на полную самодостаточность. Они сократили дефицит бюджета в четыре раза! Можете себе это представить? Они создали порядка 40 новых предприятий в такой маленькой области. Там весь топ мирового бизнеса: «Рено», «Ситроен», «Лореаль», «Фольксваген», «Несквик» — чего там только нет. А рецепт очень простой — взяли бюджетный кредит, создали корпорацию, дали им деньги и землю, инфраструктуру и рекламу. Губернатор лично объехал пол-Европы, приглашая инвесторов. Инвестор приезжает, к нему подводят человека из областной администрации и говорят: «Этот человек будет за вас отвечать». Инвестору, организатору не нужно носиться с бумагами, получать разрешения, за него всё делает администрация области.
Почему бы не сделать так в Пермском крае? Конечно, у Калуги есть некоторое конкурентное преимущество в связи с близостью к Москве, но тем не менее можно создать в Пермском крае не 40, а 20 или хотя бы 10 новых крупных предприятий, и это немало.
Мне кажется, что привлечение бизнеса в регион — одна из главных задач руководства края. Но у этого развития есть и другие последствия. Я встречался в Калуге с инвесторами (немцами, японцами, американцами) и спрашивал их, часто ли они сталкиваются с коррупцией. Они ответили «нет», и это значило, что они не встречаются с ней вообще. Такая вот сказка для России. Смогли же в Калуге как-то это сделать!
— Говоря о коррупции, как вы можете прокомментировать дело Романа Панова и его возможные последствия для Пермского края?
— Мне здесь нечего особо комментировать. Сейчас состав правительства значительно обновлён. Очень надеюсь, что в нём работают те люди, по отношению к которым у правоохранительных органов не будет вопросов, которые будут работать на процветание края и не будут позорить органы власти и управления. Но необходимы и общие условия. В Калуге эту проблему решили, потому что у каждого инвестора в кармане есть мобильный телефон губернатора, и они могут ему позвонить сразу же, как только какой-то чиновник поведёт себя неправильно.
— Будет ли продолжена подобная практика проверки, подведения каких-то итогов, приёма граждан?
— Эта практика работы будет продолжаться. Но это в первую очередь поручение президента Российской Федерации, то есть это не то, что я собрался и приехал. По крайней мере, в этом случае. Поэтому коллеги с уважением отнеслись к моей просьбе участвовать в работе мобильной приёмной именно на территории Пермского края. Для меня это было важно, потому что я думаю и знаю о Пермском крае больше, чем кто-то другой.
Если я нужен какому-то жителю Пермского края, то я всегда рад помочь там, где имею возможность это сделать. А если нет, то я всегда с удовольствием приезжаю в Пермский край отдохнуть, у меня здесь по-прежнему много друзей, и я этим горжусь.
Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.