«Представьте, что переход на дистанционное обучение — это навсегда»
Доцент Пермского филиала НИУ «Высшая школа экономики» Ирина Шафранская делится опытом онлайн-обучения — как преподаватель вуза и как мама пятиклассника
— С какими основными трудностями вы столкнулись при переходе на дистанционное обучение как мама и как преподаватель?
— Трудностей, действительно, немало.
Как мама я сначала включила режим «контролёра»: «Что ты делаешь? Выучил уроки? Что вам задали?» А у сына — своё время, свой поток дел, свой ритм. Пятиклассник — это уже подросток, отстаивающий право на всё своё, и лишний контроль тут совсем не нужен. Пару вспыхивающих ссор мы погасили общими усилиями, а потом договорились: сын сам составляет план, что и когда делать, а я не контролирую ежесекундно, и исхожу из того, что всё идет по плану. Если он чувствует, что не укладывается в свой график, что где-то отвлёкся, он обращается за помощью, и я помогают ему перестроить план.
Мой преподавательский переход был более мягким: у меня уже был опыт работы онлайн, и основные сложности были понятны. Когда ты не видишь класс, не чувствуешь обратную связь, кажется, что ты делаешь что-то не то… Начинаешь говорить громче — и прощай голос, начинаешь ускоряться или замедляться — и слушатели теряются. Я стараюсь тщательно следить за временем, заранее выстраиваю всё занятие. Практически каждую лекцию приходится переделывать под новый формат, это занимает очень много времени, отбирает его от других академических задач. И вот это меня тревожит пока больше всего.
— Владимир Васильевич Абашев в интервью «Новому компаньону» сказал, что у дистанционного образования в вузе есть большие преимущества и перспективы: студенты в наше время много работают и не всегда могут посещать очные лекции, а на онлайн-платформу они заходят, когда им удобно, поэтому «посещаемость» там даже лучше, чем на обычных занятиях. Вы с этим согласны? Какие ещё есть достоинства у онлайн-обучения для вузов?
—Я согласна. Я тоже сторонник онлайн-обучения и использования смешанных форматов. Мне кажется, что работа в классе и работа с преподавателем индивидуально — это важный элемент учебного процесса, но большая часть учебного времени может быть действительно переведена в цифровой формат. У «Вышки» в стратегии было записано: «Стать в течение ближайших лет цифровым университетом», а получилось даже быстрее.
На самом деле, переход в онлайн-формат — это нисколько не упрощение учебного процесса, а, наоборот, его усложнение; но я бы назвала это продуктивным усложнением. Вот пример того, как устроена у меня онлайн-лекция в Zoom: пять минут общего разговора, ещё пять — теория, потом с помощью сервиса все разделяются на три команды, выполняют упражнение, результат которого тут же отражается в слайдах и виден всем, дальше мы смотрим небольшой ролик, затем ещё немного теории, практическое задание в сервисе совместной работы miro — и общее завершение лекции. В классе с доской это всё невозможно, неэффективно, не так наглядно, а тут — быстро, компактно, в хорошем качестве. Плюс — всё это автоматически записывается, и всегда есть возможность пересмотреть. В общем, я за онлайн!
— Всё же основные трудности выпали на долю школьников и их родителей, а не студентов. Трудности разного характера: психологические, организационные и так далее. Всё ли, по-вашему, было достойно сделано руководством регионального образования для перехода на «дистанционку» в организационном плане?
— Я не очень хорошо знаю, что именно делалось на уровне регионального руководства. Из того, что мне видно: какая-то часть инфраструктуры для перехода в онлайн уже была протестирована в ряде школ, например, система ЭПОС. То есть какой-то, пусть не очень совершенный, но фундамент уже был. Другое дело, что у большого количества семей дома нет компьютеров для того, чтобы удалённо учиться. И вот это базовая задача, которую, правда, должно решать не министерство образования.
Лицей № 10, в котором учится мой сын, очень внимательно следит за опытом детей и родителей, принимает «обратную связь», старается, как только может, быть гибким в требованиях к детям. Кажется, тут скорее нужна помощь и поддержка учителям, которым пока сложно стать «цифровыми» — кто-то плохо ориентируется в сервисах, кто-то задаёт столько, что родители в ужасе строчат в классный «вайбер»: «Это же почти на месяц задание», и т.д. Если бы у меня была возможность обратиться к учителям, я бы сказал им: «Подождите, остановитесь, не надо пытаться стремительно пройти весь учебник; выделите главное, подумайте, как оно сочетается с другими дисциплинами, сделайте общее задание — простое и интересное. И всё». У семей сейчас сложный период, и за компьютером должен сидеть и работать тот, кто кормит семью, а инфузория-туфелька и доклад из 15 слайдов подождут.
— Наверняка, несмотря на все усилия, школьники не успеют пройти программу этого года полностью и досконально. Как вы думаете, им удастся наверстать то, что они не успели? Что, по-вашему, должно быть для этого сделано?
— Начальная школа совершенно точно может перестроить программу, средней школе это сделать сложнее, и здесь вполне можно отказаться от каких-то тем в некоторых дисциплинах. Старшей школе сложнее всего, но там уже расставлены приоритеты — кто к какому ЕГЭ готовится. Очевидно, сейчас всё будет направлено только на подготовку.
Но вообще, современная школа — это ведь про навыки, а не про конкретные темы. Я уверена, все темы школьных предметов можно восстановить позднее в других курсах — это вопрос желания быть гибкими. Я сама много училась тому, как проектировать курсы. Главный вопрос, на которой должен уметь отвечать учитель, — какой образовательный результат он проектирует в своём курсе. Вопрос не в том, какие темы надо пройти или сколько часов надо прочитать. Какой результат мы закладываем в курс «Информатика» для пятого класса? Каким путями к этому результату можно прийти не за три месяца, а за один? Если школьные учителя смогут ответить на эти вопросы, смогут перепроектировать свои курсы, я уверена — всё будет хорошо, и этот пропуск даже не будет замечен.
— Должны ли родители принимать участие в онлайн-обучении детей, или достаточно строго приказать ребёнку учиться, и на этом функция родителя исчерпана?
— Я не люблю модальность «родители должны». Я бы предложила родителям быть внимательными к тому, что делает ребёнок. Если вы видите, что он не успевает, не справляется — скажите об этом учителю. Не надо давить на ребёнка: ему очень тяжело, а снимать стресс просто негде, даже пойти погулять во двор нельзя. Сейчас триада «дети — родители — учителя» должны совместно двигаться по образовательному пути. И ещё: я бы предложила школе отказаться от жёстокого оценивания, а родителям — от битвы за «пятёрки». И обязательно, обязательно находите время, чтобы просто поговорить о том, как прошёл день, посмотреть вместе кино, которое нравится вашему ребёнку, приготовить обед вместе, составить план покупок и заказать продукты. Для ребёнка это будет лучше школьных занятий.
— Какие советы вы можете дать студентам, школьникам и их родителям, чтобы облегчить переход на «дистанционку»?
— Мой главный совет: представьте, что этот переход навсегда, и попробуйте взять от него максимум.
Школьники, учитесь планировать свой день, ставьте таймер на 25 минут и выполняйте урок, чтобы потом можно было 10-15 минут честно залипнуть в Youtube.
Студенты, это ваш шанс. Мир стал миром без границ, дистанционно можно быть где угодно, в Перми и не в Перми одновременно. Попробуйте попасть на лекции в ведущие мировые университеты, попробуйте податься на вакансии в международные компании вашей мечты.
Родители, вы — главные, дети ведут себя так, как ведёте вы. Они от вас учатся работать и организовывать себя. Не требуйте от них сверхъестественного. Поймите: школа тоже оказалась в новых условиях совершенное неожиданно, и не только ваша школы — все школы страны и даже мира. Поэтому сервисы не грузятся, трансляции зависают, файлы не отправляются; и чем больше мы будем друг с другом говорить о том, как сделать что-то лучше и помочь друг другу, тем легче мы пройдём через это сложное время.
Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.