«Иногда дерутся, но потом вместе ужинают»
Член Палаты лордов Великобритании Роберт Скидельский рассказал пермским законодателям о бюджетном дефиците, человеческом потенциале и тонкостях английских клубов
Гостем первого международного заседания Депутатского клуба, состоявшегося 20 марта, стал лорд Роберт Джейкоб Александр Скидельский. Звания и награды этого человека можно перечислять очень долго — член Палаты лордов Великобритании, член Британской академии, профессор политической экономии университета Уорик, член совета директоров Rusnanо Capital AG... Гостю из Англии было чем поделиться с пермскими законодателями: круг тем в ходе его встречи с членами Депутатского клуба не ограничился лишь вопросами мировой экономики, разговор зашёл и о традициях известных английских клубов.
«Глобальная экономика: поиск новых методов и моделей развития, мировые стратегии распределения активов, валютные войны. Положение России в мировой экономике» — так была сформулирована тема встречи членов Депутатского клуба с известным экономистом лордом Робертом Скидельским. За два часа общения он не только обрисовал общеэкономическую ситуацию в мире, но и успел ответить на многочисленные вопросы. Так, Дмитрий Скриванов поинтересовался у лорда, как отразится на российской экономике вступление страны в ВТО.
Роберт Скидельский, член Палаты лордов Великобритании:
— Во-первых, ВТО была организована для того, чтобы функционировать в немного других условиях. Глобализация — это тогда был модный термин. Я не говорю о том, что сейчас этот термин не имеет смысла, но он становится гораздо менее актуальным.
Во-вторых, в ВТО доминируют интересы больших игроков — Евросоюза и США. И всё больше и больше эти игроки встают на позицию протекционизма. Они используют ВТО для того, чтобы принуждать более бедные страны к определённым стандартам.
Я думаю, что в конечном счёте вступление России в ВТО не повлияет серьёзно на её экономику. Всё будет зависеть от переговорного процесса по таким вопросам, как природный газ Европы и т. д. Абсолютно точно это не приведёт к форсированию российского экспорта. Для России, возможно, какие-то вещи будут немного абсурдными, но в значительной степени это заполнит систему дипломатических отношений между Россией и её партнёрами. При этом ВТО не будет играть такую уж важную роль в мировой экономике уже, возможно, в ближайшие несколько лет.
В связи с непростой бюджетной ситуацией в Пермском крае Лилия Ширяева поинтересовалась системой налого-обложения и налоговыми льготами.
Роберт Скидельский:
— Лучший способ справиться с бюджетным дефицитом — это не увеличивать налоги или снижать государственные расходы, а стимулировать рост. Что произошло в западном мире? Был огромный коллапс в 2008 —2009 годах, который всё ещё не вернулся на прежний уровень, и, таким образом, наблюдается огромное снижение государственных доходов и увеличение государственных расходов, потому что растёт безработица и т. д. — и таким образом увеличивается дефицит. Как избавиться от этого дефицита? Лучший способ — это растить экономику, стимулировать рост, и если этот путь отвергнуть, то, естественно, придётся повышать налоги и снижать расходы. Но вы попадаете в порочный круг.
Один из моих героев и учителей — Кейнс — сказал, что вы не можете снизить свой дефицит путём снижения расходов, это против всякой логики. Это человек может сделать, но для общества это невозможно. Потому что мои расходы — это ваши доходы. Я покупаю произведённые вами ботинки, и если я покупаю не пять, а три пары ботинок при том, что я должен сократить свои расходы, ваши доходы уменьшаются. И если вы, в свою очередь, снижаете свои расходы, то и расходы другого человека тоже снижаются. И нужно найти способ разорвать этот круг.
Экономика нам не говорит о том, как это сделать. Ответ состоит в том, что мы всё-таки движемся к эпохе высоких налогов в будущем. Конечно, есть некоторый промежуток между назначением налога и выплатой налога, это не одно и то же.
Один из основных тезисов Скидельского — необходимость диверсификации экономики, а также развитие человеческого потенциала.
Роберт Скидельский:
— Экономика, основанная на добыче ресурсов, имеет весьма лимитированные возможности для развития человеческого потенциала по сравнению с экономикой, нуждающейся в высокотехнологичном производстве и соответствующих кадрах. Если вы не производите такого продукта, то вы и не получите такого специалиста. Человек, выучившийся на шахтёра, не осознаёт своего потенциала.
Необходимо создать отрасли, в которых можно применять высокие технологии, и обеспечить в них занятость, дав, таким образом, мотивацию школам и образовательным центрам, тогда развитие человеческих ресурсов будет возможно. При этом мне кажется необходимым учить людей каким-то определённым специальностям. Просто должно быть ощущение, что экономика является прогрессивной в любой отрасли — науке, сельском хозяйстве, искусстве. Иначе люди делают ровно столько, сколько необходимо для выполнения их работы. Поэтому Россия должна огромные усилия посвятить диверсификации.
Завершая дискуссию, Роберт Скидельский рассказал членам пермского Депутатского клуба о том, как устроена клубная система в Англии, о которой он знает не понаслышке.
Роберт Скидельский:
— Я считаю, что в любом обществе должны быть способы, с помощью которых думающие, умные люди с хорошими связями имели бы возможность собраться. Во Франции во времена аристократии это был салон, у которого была очаровательная хозяйка, собиравшая гостей. Собирались люди, которые интересовали друг друга и могли говорить о чём угодно.
Английский клуб — это немного другое. Вы приходили в клуб и никого там не встречали, в этом и состояла цель клуба. Вы читаете газету и ни с кем не общаетесь. Единственное исключение — это обеды, которые иногда устраивали некоторые политики.
Есть и так называемый обеденный клуб. Это очень полезная штука. Подобные клубы имели политический или экономический уклон. Люди встречаются, сначала едят что-нибудь вкусное, а потом председатель объявляет тему. Я могу привести пример двух таких клубов. Один из них называется «Клуб по вторникам» (он так называется, потому что его первое заседание произошло во вторник 1917 года). А второй — очень старый политико-экономический клуб.
Есть клуб и в Палате лордов. Его цель — собрать людей в расслабленной обстановке, без телевидения, обсудить что-нибудь.
Есть ещё один клуб, в котором я не состою, — «Другой клуб». Он был основан Черчиллем и его друзьями. В нём встречаются политические оппоненты и обсуждаются различные вопросы, иногда дерутся, но потом вместе ужинают. Это своеобразная смазка для системы, что-то такое всегда должно быть.
Сейчас есть некоторые заменители подобных клубов, но я не думаю, что это хорошо. Это образовательные клубы или рабочие группы, но они не являются неформальными. В клубе должно быть доверие, возможность говорить свободно.
Пермский Депутатский клуб ещё совсем молодой, но имеет серьёзные амбиции, отмечает председатель клуба Андрей Колесников. Об этом можно судить по уровню разворачивающихся на заседаниях дискуссиях и неординарных гостях клуба. С каждым месяцем жизнь депутатского сообщества становится всё более насыщенной — спустя несколько дней после встречи с лордом Скидельским в клубе состоялась встреча с музыкантом Денисом Мацуевым.
Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.