Елена Синица


Высшая дистанция

Вузы Перми выдержали обычный режим работы всего месяц и начали полностью переходить в онлайн

Поделиться
ВШЭ ковид

  Высшая школа экономики

Вузы традиционно открыли свои двери для студентов 1 сентября. Однако коронавирусная пандемия внесла коррективы в работу учебных заведений. Маски, перчатки, антисептики, соблюдение социальной дистанции и постоянная термометрия — всё это стало ежедневной реальностью. Несмотря на серьёзные нововведения, уже спустя две недели вузы один за другим стали сообщать о возвращении к дистанционному обучению. В беседе с «Новым компаньоном» представители университетов отметили, что относятся к обучению в режиме онлайн как к необходимости. Более того, некоторые вузы планируют в будущем активнее использовать этот формат обучения.

ПГМУ

В числе первых о переводе студентов на дистанционное обучение сообщил медицинский университет. С 17 сентября и по сегодняшний день в смешанном формате (очный или дистанционный формат с учётом эпидемической обстановки на кафедре) обучаются только выпускные курсы, ординаторы и аспиранты. Для остальных как лекции, так и практики проводятся дистанционно. В вузе отмечают, что для них дистанционное обучение — вынужденная мера, так как дисциплины требуют именно очного обучения. В связи с этим для выпускных курсов, ординаторов и аспирантов очно проводятся те дисциплины, которые направлены на формирование практических навыков. Например, некоторые навыки оттачиваются на специальных симуляторах — виртуальных пациентах.

«Весенний опыт, конечно, пригодился. Как минимум, он помог улучшить вузовскую систему, в которой мы проводим учебные вебинары. Но в любом случае дистанционное обучение для нас — вынужденная мера. Конечно, у дистанционного обучения тоже имеются свои плюсы, возможно, в будущем мы сможем проводить некоторые дисциплины в таком формате», — прокомментировала начальник по управлению образовательной деятельности Татьяна Рудавина.

ПГНИУ панорама

  Константин Долгановский

ПГНИУ

В классическом университете решение вернуться к дистанционному обучению было принято в середине октября. Все лекционные занятия полностью переведены в онлайн. Очно продолжают проходить только те пары, на которых используется лабораторное оборудование или специализированное программное обеспечение.

Как сообщают в пресс-службе университета, сейчас, как и в марте, преподаватели вуза прибегнут к обширному набору мультимедийных инструментов. Это важно, так как универсального решения не существует: каждое образовательное направление требует индивидуального набора мультимедийных инструментов. Среди них электронная библиотека ПГНИУ ELiS, Google Classroom, Skype, сервисы Linoit, Zoom. Кроме этого, в университете развёрнута система BigBlueButton для организации видео-конференц-связи. Она позволяет преподавателям проводить полноценную контактную работу со студентами по преподаваемой дисциплине.

«Контактную работу преподавателей со студентами сложно заменить, тем не менее, дистанционное обучение подразумевает и варианты асинхронной передачи информации. На мой взгляд, в данном случае наиболее эффективный способ для организации студентов, который позволит им не выпасть из учебного процесса и получить активную консультацию от преподавателя, — это организация видео-конференц-связи и онлайн-лекций», — отмечает начальник учебно-методического управления ПГНИУ Елена Бабушкина.

Среди студентов же ходит мнение, что в режиме «дистанта» достаточно проблематично строить диалог, не всегда есть возможность что-либо уточнить у преподавателя:

«После месяца обучения в очном режиме снова возвращаться к дистанционному очень тяжело. Когда находишься на паре в университете, то у тебя всегда есть возможность уточнить что-то у преподавателя «в моменте». И конечно, к несомненным плюсам можно отнести возможность общения с одногруппниками. Живой диалог между студентами и преподавателями — вот чего так не хватает в дистанционном режиме», — делится впечатлениями Мария Лепихина, студентка филологического факультета ПГНИУ.

Пермский_государственный_гуманитарно-педагогический_университет

  «Википедия»

ПГГПУ

В Пермском педагогическом университете ещё с самого начала учебного года действует смешанный формат работы. Он предусматривает дистанционное проведение лекций, но сохранение личного контакта на семинарских и лабораторных занятиях. Для проведения лекций и общения в реальном времени используется Microsoft Teams, для выполнения письменных и тестовых работ — учебные сервисы на базе открытого программного обеспечения moodle.

В университете отмечают, что опыт дистанционного обучения весной, вне сомнений, повлиял на работу учебного заведения в целом:

«Весенний опыт помог в первую очередь преодолеть психологический барьер перед дистанционными формами работы. Это касается, конечно, возрастных преподавателей, привыкших к контактной работе. Также весенний тотальный дистант доказал, что выстроить образовательный процесс в новых реалиях можно без потери качества образования», — сообщает пресс-служба ПГГПУ.

Кроме этого, выяснилось, что такой формат работы использовался вузом и до пандемии — для организации курсов повышения квалификации педагогов. Также с начала года в вузе заработала студия самозаписи для преподавателей. Оборудование студии позволяет преподавателям самостоятельно записывать видеолекции, не прибегая к помощи операторов и монтажёров. На этом пермский педагогический не планирует останавливаться, «дистанционка» и дальше будет интегрироваться в учебный процесс.

Студенты пермского педагогического также отмечают, что при дистанционном обучении не хватает живого диалога с преподавателем, но в целом отношение к такому формату обучения нейтральное:

«К наиболее болезненным для себя минусам хочется отнести падение качества образования. Для меня обучение — это непрерывный диалог между студентом и преподавателем, возможность в очном формате подойти к руководителю и услышать от него замечания или похвалу. К сожалению, дистанционное обучение в настоящий момент не способно в полной степени удовлетворить данное качество образования. К несомненным плюсам можно отнести стабильность в тайм-менеджменте. Теперь не приходится тратить время на поездки до университета и ожидания между парами. Это позволяет более точно и грамотно планировать свой день, он стал более насыщенный и интересный», — рассказывает Мария Ахунова, студентка ПГГПУ, факультета информатики и экономики.

Институт культуры

Фото из архива ИД "Компаньон"

ПГИК

Значительная часть предметов, связанных с обучением на направлениях подготовки по творческим специальностям, ведутся в традиционном офлайн-режиме с использованием мер эпидемиологической защиты. Там, где это возможно, занятия проводятся на платформах Zoom и Skype.

По словам представителей института, серьёзных трудностей в организации дистанционного учебного процесса не возникает. Однако очная форма обучения продолжает оставаться предпочтительной.

«Весной был наработан серьёзный опыт дистанционного обучения. Этот опыт, безусловно, помогает преподавателям и студентам обучаться в режиме онлайн сегодня, не испытывая серьёзных затруднений. Преподаватели и студенты с полным пониманием относятся к дистанционной форме обучения как к необходимости, связанной с эпидемиологическим положением. При этом для всех совершенно очевидно, что очная форма обучения обладает большей эффективностью», —сообщает пресс-служба вуза.

НИУ ВШЭ-Пермь

Сегодня Высшая школа экономики все лекционные, а также ряд семинарских занятий проводит в онлайн-режиме с помощью различных цифровых сервисов. Все материалы и задания для студентов размещаются на внутренней дистанционной площадке, которая хорошо знакома всем студентам и преподавателям, так как с ней работают и в обычных условиях. Алгоритмы защиты проектов студентов, курсовых и дипломных работ отработаны и также проходят при помощи цифровых сервисов.

«Очевидно, что элементы дистанционного обучения теперь с нами навсегда. Высшая школа экономики уже в этом году использует онлайн-технологии для преодоления барьеров доступа своих студентов к лекциям выдающихся преподавателей ВШЭ, независимо от того, в каком из четырёх кампусов университета работает этот преподаватель. Несмотря на то что Высшая школа экономики уже давно и очень активно применяет дистанционные технологии в образовательном процессе, весенний опыт тотального онлайн-обучения студентов позволил нам усовершенствовать многие процессы», — прокомментировала Екатерина Загороднова, заместитель директора НИУ ВШЭ — Пермь.

Кроме этого, в вузе обращают внимание на то, что часть учебных элементов может быть перенесена на следующий учебный год. Это касается тех дисциплин, которые сложно или невозможно реализовать в удалённом формате без потери качества образования.

Исходя из намеченных вузами перспектив, можно предположить, что обучение с элементами онлайна прочно войдёт в жизнь учебных заведений. Многие из них уже планируют в дальнейшем интегрировать дистанционные технологии в учебный процесс.

Политех

  Константин Долгановский

ПНИПУ

В Пермском политехе смешанный формат обучения начался с понедельника, 19 октября. Так, аудиторные занятия и консультации у студентов очной формы обучения будут проводить в дистанционном формате. Занятия, требующие использования лабораторного оборудования или специализированного программного обеспечения, продолжатся очно. Полностью на дистанционный формат работы перешли студенты очно-заочной и заочной форм обучения, за исключением выпускных курсов. Для проведения пар онлайн преподаватели вуза используют такие платформы как Moodle и Open edX. Кроме этого, активно используются Zoom, Discord, BigBlueButton.

«Мы были готовы к решению такой масштабной задачи, как перевод всего университета на другие «рельсы» — на формат дистанционного учебного процесса. Отчасти это связано с тем, что у нас уже есть опыт такой работы: несколько лет назад в Политехе был факультет дистанционных образовательных технологий, на котором удаленно учились сотни студентов. Затем эти инструменты можно было использовать для организации самостоятельной работы студентов и учебного процесса заочников, для обеспечения их электронными конспектами лекций и тестирования, а по некоторым направлениям — для проведения лабораторных работ», — рассказывает директор Регионального центра информатизации ПНИПУ Александр Труфанов.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться