Первое послание
Дмитрий Махонин впервые выступит перед депутатами Заксобрания
Главным вопросом октябрьского пленарного заседания Законодательного собрания, которое состоится 22 октября и пройдёт в режиме видео-конференц-связи, безусловно, станет выступление губернатора Пермского края Дмитрия Махонина с бюджетным посланием, а также собственно рассмотрение бюджета на кризисные 2021–2023 в первом чтении. Большая часть остальных вопросов носит, по сути, технический характер и не несёт никакой подоплёки. За исключением нескольких законопроектов.
На октябрьской пленарке Махонина, по сути, ждёт бенефис: это его первое выступление перед депутатами Заксобрания. Апрельский отчёт о проделанной в 2019 году работе из-за пандемии и дистанционной работы парламента не состоялся. Впрочем, режим ВКС не помешает выступить губернатору с бюджетным посланием в этот раз.
Кредитоваться и держаться
Основные параметры бюджета 2021–2023 годов уже озвучены на публичных слушаниях. Доходы в 2021 году запланированы на уровне 127,4 млрд руб., в 2022-м — 136,5 млрд руб., в 2023-м — 144,8 млрд руб. Основная доля в 2021 году приходится на налоговые доходы (77,6%), неналоговые доходы составляют 2,8%, безвозмездные поступления — 19,6%. В 2021 году налоговые и неналоговые доходы запланированы с уменьшением 2% от первоначальных плановых назначений 2020 года. Расходная часть бюджета в 2021 году предполагается в объёме 145,6 млрд руб., в 2022-м — 156,6 млрд, и 165,5 млрд в 2023-м. Таким образом, плановый дефицит краевой казны в 2021 году составит 18,2 млрд руб., в 2022-м — 20,1 млрд, в 2023-м — 20,8 млрд руб.
Для балансировки бюджета власти намерены в течение 2021 года привлечь кредиты в коммерческих банках на общую сумму 87,9 млрд руб., в 2022 году — 111 млрд руб., в 2023 году — 134,9 млрд руб. Всего — 333,8 млрд руб. на три года.
Расходы в 2021 году, напротив, увеличиваются на 5,4% по сравнению с бюджетом 2020–2022 годов и составят 172,3 млрд руб. В 2022 году по отношению к 2021 году вырастут на 5,1%, в 2023 году — на 3,7%. В основе формирования расходной части лежит безусловное выполнение ранее взятых на себя обязательств в рамках 13 государственных программ Пермского края.
Наибольшее увеличение расходов в 2021 году отмечается:
+9% (+3,7 млрд руб.) — по программе «Образование и молодёжная политика» (бесплатное горячее питание для начальной школы, индексация мер соцподдержки учителей, выплаты за классное руководство);
+15,3% (+3,7 млрд руб.) — по программе «Развитие транспортной системы» (увеличивается размер дорожного фонда за счёт федеральных поступлений, в четыре раза растут расходы на перевозки на межмуниципальных маршрутах и т. д.);
+11% (+2,71 млрд руб.) — по программе «Социальная поддержка жителей Пермского края» (выплаты пособий семьям с детьми от трёх до семи лет, в четыре раза вырастут расходы на финансовую поддержку семей в случае рождения в 2019–2020 гг. третьего или последующих детей);
+8,2% (+921,9 млн руб.) — по программе «Региональная политика и развитие территорий» (выравнивание бюджетов муниципалитетов, финансовое обеспечение преобразованных территорий, организация компактного проживания жителей Кизеловского угольного бассейна и т.д.);
+10,1% (+788,9 млн руб.) — по программе «Градостроительная и жилищная политика» (в 2,6 раза увеличиваются расходы на защиту прав обманутых дольщиков, в два раза — на реализацию проекта «Чистая вода» и повышение качества систем теплоснабжения в муниципалитетах, на 35% — затраты на комплексное благоустройство и создание комфортной городской среды, на 7% — на переселение граждан из аварийного жилья).
Сокращение расходов в 2021 году по сравнению с 2020-м отмечается по шести госпрограммам, наибольшие касаются:
- 6,5% (- 1,94 млрд руб.) — по программе «Качественное здравоохранение» (сокращаются расходы на строительство объектов общественной инфраструктуры регионального значения, на развитие и укрепление материально-технической базы в учреждений, в 3,6 раза — на создание единой госинформсистемы здравоохранения, в два с половиной раза — на борьбу с онкологическими заболеваниями, в четыре раза — на финансовое обеспечение экстренной медпомощи не застрахованным по ОМС и т. д.);
- 21,2% (- 1,146 млрд руб.) — по программе «Пермский край — территория культуры» (в два раза сократятся расходы на развитие культурной инфраструктуры, на организацию мероприятий и обеспечение материально-технической базы госучреждений);
- 19,6% (- 726 млн руб.) — по программе «Государственная поддержка агропромышленного комплекса Пермского края» (на реализацию инвестиций и обновление парка сельхозтехники — в два раза, на комплексное развитие сельских территорий — в три раза).
Заморозка и льготы
В первом чтении депутаты рассмотрят законопроект о внесении изменений в закон о транспортном налоге и сопутствующий закон о налогообложении в крае. Инициаторами выступили руководитель фракции ЛДПР Олег Постников, депутат от ЛДПР Александр Григоренко и глава фракции «Справедливой России» Дарья Эйсфельд. Они предлагают инвалидов I группы полностью освободить уплаты налога, а инвалидам II группы предоставить 50%-ю скидку. В финансово-экономическом обосновании к законопроекту говорится, что точные расходы на реализацию закона оценить невозможно, поскольку неизвестно, сколько среди владельцев автомобилей инвалидов I и II групп. Однако понятно, что краевой бюджет недополучит 300,6 млн руб. транспортного налога.
Управление аналитической и законотворческой деятельности Заксобрания считает принятие закона преждевременным. Причина как раз в доходах бюджета, которых могут лишиться и муниципалитеты. Управление также утверждает, что льготы для инвалидов I и II групп могут быть неоднозначно восприняты другими льготниками Пермского края. В свою очередь, Контрольно-счётная палата Пермского края в своём заключении говорит о том, что объём недополученных доходов является завышенным. Но в целом, орган законопроект поддерживает.
Ещё один противоречивый законопроект касается заморозки индексации зарплат госслужащих. Губернатор предлагает приостановить с 2021 года повышение окладов чиновников, так как в бюджете на 2021–2023 гг. индексация на эту цель не предусматривается. Государственно-правовое управление краевого парламента в заключении поясняет, что повышение окладов — безусловная обязанность региона. По мнению юристов, предлагаемая мера не повлечёт за собой правовых последствий, так как у региона нет правовых оснований применить данный мораторий. В то же время управление аналитической и законотворческой деятельности считает данный законопроект актуальным, но последствия воспринимаются им как неоднозначные. С одной стороны, принятие позволит сэкономить за три года 816 млн руб., с другой — может привести к снижению реальных доходов госслужащих.
Депутаты также рассмотрят предложение губернатора по увеличению премий в области науки в два раза: премия первой степени — с 100 тыс. до 200 тыс. руб., второй степени — с 50 тыс. до 100 тыс. руб. Это первое увеличение за последние семь лет, говорится в пояснительной записке к законопроекту.
Помимо рассмотрения бюджета и содержания послания губернатора, депутаты заслушают отчёты о деятельности управления федеральной службы судебных приставов, министерства юстиции по Пермскому краю и Камского бассейнового водного управления.
На повестке дня также стоит вопрос о назначении нового бизнес-омбудсмена региона. Губернатор предлагает на эту должность кандидатуру гендиректора ООО «Восточный ветер» и экс-замначальника краевого управления Роспотребнадзора Павла Новосёлова. Сомнений в том, что депутаты одобрят его кандидатуру, нет. Тем более что Новосёлова согласовал федеральный уполномоченный по защите прав предпринимателей Борис Титов.
Валерий Сухих, председатель Законодательного собрания Пермского края:
— На пленарном заседании запланировано ежегодное послание губернатора Пермского края. Ожидается, что глава региона Дмитрий Махонин обозначит основные векторы развития Прикамья, представит проект бюджета на ближайшую «трёхлетку», озвучит стратегические цели по развитию края и основные шаги для их достижения. Не сомневаюсь, что в центре внимания руководителя субъекта Российской Федерации в долгосрочной перспективе останется человек, его благополучие, безопасность и комфорт.
Центральным вопросом повестки этой недели станет обсуждение проекта регионального бюджета на 2021–2023 годы. В текущей работе над бюджетным проектом хочу отметить: в сегодняшних условиях очень важно сохранить финансовую устойчивость региона. Сделать взвешенную перезагрузку бюджета для выполнения социальных обязательств.
Формирование бюджета происходило в беспрецедентно сложных условиях —большие расходы на борьбу с коронавирусом и его последствиями, безусловно, скорректировали бюджетную политику региона. Бюджет на следующие три года предполагает увеличение объёма заимствованных средств, частичное сокращение инвестрасходов и перенос сроков строительства некоторых объектов на более поздний период. Это необходимо для сохранения сбалансированности бюджета и обеспечения социальных обязательств региона перед гражданами.
Представленные цифры демонстрируют, что налоговые и неналоговые поступления в 2021 году снизятся в сравнении с теми параметрами, которые мы обсуждали в прошлом году. Расходная часть будет увеличена. В сравнении с первоначально утверждённым бюджетом текущего года расходы на 2021 год увеличились по семи из 13 государственных программ. Наибольшее увеличение расходов в 2021 году планируется по образованию и программе «Социальная поддержка жителей Пермского края». Это значит, что все социальные обязательства будут сохранены и край гарантирует их исполнение. Также растут расходы по дорожному фонду и программе «Градостроительная и жилищная политика.
Конечно, предстоит скрупулёзная работа по изучению расходной и доходной частей бюджета, однако уже сейчас можно сказать, что подготовлен сбалансированный документ, который мы намерены обсудить, поддержать при условии учёта наших поправок и по итогам принять в установленные законодательством сроки.
Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.