Вера Гиренко


«Всё, что мы видим, — это свет»

Художник Пётр Стабровский — о своих световых инсталляциях и работе дизайнера

Поделиться
Пётр Стабровский

  Евгений Дёмшин

Справка

В профессии: как дизайнер с 2010 года, как художник с 2013.

Образование: Пермский государственный технический университет (кафедра дизайна), фотостудия «Мамонт», школа современного искусства «АртПолитика».

Достижения: лауреат государственной премии в области современного искусства «Инновация» и премии Сергея Курёхина (2018, совместно с командой Музея современного искусства PERMM), лауреат премии UMAC AWARD (совместно с командой Музея истории Пермского университета); участник выставок «На маяк» (Музей современного искусства PERMM, 2017), «К свету» (Пермская государственная художественная галерея, 2016), «Все немного волнуются» (специальный проект Московской биеннале молодого искусства, 2014), «Вектор Перми» (Винзавод, Москва, 2013) и др.

Кредо: я не придумываю смыслы. Скорее, создаю условия, чтобы они проявлялись.


— Пётр, какое у вас образование?

— Образование у меня достаточно фрагментарное. Если говорить про «корочки», то в ПГТУ я получил специальность дизайнера. Думаю, лучше говорить не про институции, а про людей, которых я считаю своими учителями. Я ходил в фотостудию «Мамонт» к Александру Сергеевичу Ширинкину. Он научил меня смотреть, переживать визуальное как опыт. В ПГУ я занимался у Леонида Ивановича Лемихова, он научил меня концептуальному мышлению. Потом я попал в школу «АртПолитика» к Арсению Сергееву, и он научил действовать: у него я научился современному искусству. Потом появилась школа «Точка», там я познакомился с дизайнером-романтиком Владимиром Чайкой. Благодаря этому человеку я осознал, что живу не в Перми, а на большой планете вместе с другими людьми.

— Когда появился свет?

— Свет впервые появился в «АртПолитике» у Арсения Сергеева. На одном из занятий он предложил выбрать материал, чтобы с ним работать. Совершенно случайно я выбрал свет. Сделал одну работу, другую, понял, что это чрезвычайно интересная для меня территория. Свет — это не только про лампочки и свечение, это то, что проявляет реальность, сильно меняет её. И всё это — несмотря на то что реальность света призрачна. Мы можем его увидеть только в том случае, если он от чего-то отразился. Поэтому, наверное, утверждать, что свет является для меня материалом, — это не совсем точно. Я работаю с материальной средой, то есть с тем, что мы видим и ощущаем. Привёл меня к такой работе именно свет. Благодаря ему я стал создавать вещи и пространства, понимая, что именно свет формирует наше представление о среде, в которой мы находимся.

Треугольники Kamwa-2017

«Треугольники», паблик–арт объекты для фестиваля KAMWA в Хохловке
  Пётр Стабровский

— В чём конкретно состоит ваша работа как художника?

— Увидеть реальность по-другому. Создать такие условия, чтобы среда была увидена. Создавать пространство, в котором будут проявляться идеи. Пространство для созерцания. Я не придумываю смыслы, скорее создаю место, чтобы они проявлялись.

Также я работаю и как дизайнер. Приведу пример. Знакомый электрик принёс мне светильник, который он сделал сам. Светильник представлял собой нечто, сделанное по схеме из журнала «Наука и техника»: основание из пластика, красивое плетение и лампочка, кроме которой ничего не видно, если этот светильник включить, — так сильно она слепит глаза. Когда мне сделали частный заказ на торшер, я вспомнил про эту штуку. Что я сделал, чтобы улучшить модель? Я заменил материал и разместил лампочку ниже, чтобы плетение давало интересный узор из теней.

Сфера ЦГК

«Шар», световая инсталляция для однодневного благотворительного фестиваля «День Солнца»
  Иван Козлов

— При помощи света можно что-то выделить, а можно его вообще выключить, и тогда всё исчезнет. Я правильно понимаю, что для вас свет — это самый лёгкий способ отсечь лишнее?

— Да. Как раз про это у меня есть инсталляция Frame, которая была выставлена в Музее современного искусства PERMM. Задача состояла в том, чтобы сделать свет видимым, материальным. Я стал думать, как это реализовать. Можно задымить пространство и частично его высветлить. Можно окрасить свет, и это изменит наше восприятие. Но я сделал простой прямоугольник света, который светит на музейную стену. Получилась рамка, которая в нашей визуальной культуре является знаком чего-то важного. Окна представляют собой рамы, мониторы прямо­угольные. В музее эта простая геометрическая фигура обрела дополнительный смысл. Зачем мы приходим в музей? Чтобы посмотреть на картины. У меня получилась картина из света.

Свет светит на стену, которая обладает своей уникальной природой. На ней есть пятна и неровности. Возможно, мы никогда не увидели бы кусок белой стены так детально, если бы свет не сделал этот кусочек пространства важным. То есть выставлен не только свет, но и прямо­угольная часть пустоты. Источником света стал старый диапроектор, который «встал» на подиум напротив стены и, по сути, сам стал экспонатом.

Говоря о свете, мы не можем не учитывать его источник и поверхность, на которой он отразился. Потому что между этими двумя точками свет невидим.

Пётр Стабровский

  Евгений Дёмшин

— Изучали ли вы, как свет влияет на организм человека?

— Свет не белый. Он в течение дня сильно меняет свою температуру, и это влияет на нашу физиологию. Ближе к вечеру свет теплеет, тело реагирует на это желанием отдыхать. Мы ведь относительно недавно забрались в дома с электрическим освещением. До этого всё живое подчинялось движению Солнца и связанной с этим температурой света. По­этому вечером, чтобы не спугнуть сон, важно не использовать искусственных источников холодного света.

— Вы умствующий художник? Или всё-таки инстинктивно действующий?

— Не знаю. Кажется, у меня всё взаимосвязано. Я придумываю концепцию, потом «добиваю» её эмпирически, в действии. Затем смотрю на то, что получилось, после этого стараюсь записывать мысли, которые пришли мне в голову.

Пётр Стабровский

  Евгений Дёмшин

— Почему то, что вы делаете, — искусство?

— Искусство для меня — это один из способов познания и изучения реальности. За всё время истории искусства таких способов накопилось немало. Я прекрасно осознаю, что большинству сложно понять, что искусство — это не только живопись и скульптура, что есть ещё перформансы, например. Чтобы понимать современное искусство, нужно обладать определённым типом мышления. Учиться мыслить так, чтобы понимать современное искусство.

Свет сам по себе, конечно, не искусство. Свет — это мой инструмент, при помощи которого я иллюстрирую близкие мне идеи, концепции.

По зелёной Хохловской макушке

«По зелёной Хохловской макушке»

— В чём состоят эти концепции?

— Как мне кажется, в работах у меня получается формировать практики созерцания. Ведь всё, что мы видим, — это свет. Из источника света вылетает пучок фотонов, он от чего-то отражается, достигает наших глаз, и мы понимаем: это стол, это стена. В сущности, мы видим призраков. Живём в коробке нашего восприятия реальности, видим только то, что думаем. И для нас практически невозможно увидеть реальность такой, какая она есть.

Почему бегунам дают старт звуковым пистолетом? Ведь свет быстрее распространяется. Проводили эксперимент, в результате которого выяснилось, что обработка световой информации происходит дольше, чем звуковой. Из этого следует, что мы живём всегда немного в прошлом, опаздываем на какое-то время. То есть в мозг заложена некая картинка реальности, и она постоянно немного дополняется. Но мы не знаем, какая реальность на самом деле.

Пётр Стабровский

  Евгений Дёмшин

— Что у вас сейчас в работе?

— У меня в работе несколько проектов. Первый — студия «Световые объекты». Мы с партнёром Антоном Авериным делаем освещение в музеях, светильники — всё, что связано со свечением и его применением на практике. Второй проект называется «Лампа» — это простой способ сделать светильник. Я придумал такую конструкцию, которую каждый может собрать самостоятельно. Человек покупает конструктор и сам делает светильник. Вокруг «Лампы» возникают разные коллаборации, мы проводим мастер-классы.

Третье — это художественный проект Frame, который как раз посвящён тому, чтобы фокусироваться на окружающем с помощью рамки. Последний из объектов — Framephone — я придумал прошлой осенью, когда был на Стамбульской биеннале. На одной из экспозиций обратил внимание на круги из полированного вулканического камня, они напоминали зеркала. В аннотации я зацепился за одну фразу: Can you be by not doing? («Можешь ли ты быть, ничего не делая?») В аэропорту я смотрел на мой выключенный телефон и понял, что он очень похож на то зеркало из камня. Я решил повторить пропорции телефона, но убрать из него всё лишнее. Получился прозрачный объект, при помощи которого я предлагаю продолжить исследование света и пространства.

Помимо этого, я преподаю в школе «Точка», участвую в воркшопах, проектирую экспозиции, занимаюсь предметным дизайном. Моя деятельность как художника и моя деятельность как дизайнера постоянно проникают друг в друга, поэтому мне сложно разделить.

Треугольники Kamwa-2017

«Треугольники», паблик–арт объекты для фестиваля KAMWA в Хохловке
  Пётр Стабровский

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться