«Женские шахматы — это игра «в кровь» как в боксе»
Шахматистка Ольга Матвеева — о достоверности сериала «Ход Королевы» и о том, как с детства обыгрывала взрослых мужчин
Пока зрители и кинокритики продолжают восторгаться сериалом Скотта Фрэнка «Ход королевы» (18+), вышеднего на Netflix, мы разыскали в Перми женщину-шахматистку, которая в детстве обыгрывала 50-летних мужчин не хуже, чем Элизабет Хармон. Международный мастер среди женщин, серебряный призёр Открытого Чемпионата Пермского края по классическим шахматам среди мужчин 2019 года, тренер по шахматам, основатель пермского шахматного клуба «Прогресс» Ольга Матвеева посмотрела сериал и нашла в нём много достоверного.
— Ольга, консультантом сериала работал шахматный тренер Брюс Пандольфини, который в 1983-м помогал автору романа Уолтеру Тевису, а в 2020-м он учил актёров на площадке делать шахматные ходы с техникой и скоростью Накамуры, Грищука и Морозевича. Как вам показалось, насколько модель поведения (турнирный этикет, в частности) игроков в «Ходе королевы» соответствует тому, как чемпионаты проходят в реальности?
— Турниры в сериале проходили вполне реалистично. К чему у меня возникли вопросы, так это к подготовке Элизабет к соревнованиям. Для побед в шахматах, как и в любом спорте, обязательны дисциплина, режим, регулярные тренировки. Профессионалы уделяют шахматам часов шесть ежедневно. Тренировка состоит из анализа партий, решения задач, разработки новых идей в дебюте, изучения эндшпиля, типовых позиций в миттельшпиле, оттачивания полученных знаний в тренировочных партиях, чтения шахматных книг, журналов...
В кино же главная героиня уж слишком легко обыгрывала всех, прочитав от силы пять шахматных книг. Даже если бы её упорная подготовка была заметнее в фильме, то такое количество побед с такой частотой для одного человека я всё равно считала бы невозможным. Обычно всё идёт по синусоиде: то спад, то взлёт. Это естественно даже для чемпионов мира. Даже самые классные игроки на определённых этапах своей жизни проигрывают и играют в ничью. Такого феноменального результата, как у Хармон, которая практически не проигрывает, не бывает в реальности. Согласно буддийской пословице, которая применима и к шахматам, выстрел точно в яблочко — это результат сотни промахов.
— Самым главным консультантом сериала был Гарри Каспаров. Почувствовали ли вы, что к разыгрываемым в фильме партиям приложил руку профессионал?
— Все партии в «Ходе королевы» действительно были разыграны правильно. Проделана большая работа. Для нас, шахматистов, это очень важно. После сериала я смотрела разбор партий Хармон двенадцатой чемпионки мира Александры Костенюк. Выяснилось, что первую победу над своим учителем Бет одержала, повторяя ходы великого итальянца XVII века Джоакино Греко. А руководителя местного шахматного клуба мистера Ганса Бет обыгрывает с помощью классической завлекающей жертвы ферзя на d8 — это цитата из партии Рети — Тартаковер 1910 года. В партии чемпионата Кентукки со своим будущим бойфрендом Гарри Белтиком Бет снова победно жертвует ферзя, уже на g6, так же, как это происходит в партии Нежметдинов — Каспарян 1955 года. Ну а советского вундеркинда Григория Гирева Хармон громит с помощью тихого хода пешкой на h5 из игры Яковенко и Стеллвагена 2007 года. Заключительная партия в фильме против чемпиона мира Боргова — это на самом деле партия Иванчук — Вольф 1993 года, в которой на 37 ходу Элизабет сыграла сильнее! Всё это было очень приятно смотреть. Браво!
— Отличительная черта игры русского гроссмейстера Василия Боргова в «Ходе королевы» — непроницаемость: ходы только кажутся обычными, на самом деле за ними — коварный расчёт. Во всяком случае, таковы впечатления Элизабет Хармон. Есть ли у современных российских гроссмейстеров свой неповторимый стиль игры?
— На мой взгляд, «коварный расчёт» — это черта всех шахматистов высокого уровня. Они считают на три-четыре хода вперёд на несколько разветвлений. Если форсированный вариант игры, то просчитать возможно на десять ходов вперёд и более. Чтобы развить этот навык, конечно, нужно очень потрудиться.
Возвращаясь к вашему вопросу, скажу, что о каких-то значимых особенностях стиля того или иного шахматиста мы могли говорить в прошлом. Например, восьмой чемпион мира Михаил Таль жертвовал фигуры и красиво выигрывал партии, его коллега, седьмой чемпион мира Василий Смыслов постепенно накапливал небольшое преимущество и переигрывал в эндшпиле. Сейчас шахматисты всего мира стремятся к универсальности, чтобы быть одинаково сильными игроками и в дебюте, и в миттельшпиле, и в эндшпиле. Яркий пример — нынешний чемпион мира по шахматам, норвежец Магнус Карслсен, он хорош на всех стадиях игры. В нужный момент он может провести яростную атаку или терпеливо, аккуратно переиграть равную позицию в эндшпиле, где большинство шахматистов согласились бы на ничью.
— В какой стране мира сейчас больше всего гроссмейстеров?
— Россию можно назвать одной из самых шахматных стран. У нас очень сильны и женская, и мужская сборная. В Турнире претендентов 2020 года, который прервали из-за пандемии коронавируса, играет три россиянина из восьми шахматистов. Поясню, что турнир претендентов является заключительным этапом серии турниров для определения шахматиста, который сыграет с действующим чемпионом мира Магнусом Карлсеном.
Наша российская шахматистка Александра Горячкина в январе 2020 года играла с действующей чемпионкой китаянкой Цзюй Вэньцзюнь в матче за звание чемпионки мира по шахматам.
Также я бы выделила Китай, США в этом виде спорта.
Если говорить сугубо о женских шахматах, то очень сильные игроки сейчас в Армении, в Грузии, в Украине.
— Похоже, женщины в шахматах достаточно сильны, и сериальная Хармон не прецедент. Это так?
— Первой в истории чемпионкой мира в 1927 году стала Вера Менчик. Она погибла в военные годы непобежденной. Первой шахматистке, которой присвоено звание международного гроссмейстера среди мужчин стала Нона Гаприндашвили. Для меня в детстве кумиром была двенадцатая чемпионка мира Александра Костенюк, наша землячка. Она стала гроссмейстером в 14 лет.
Но несмотря на эти примеры, шахматы по-прежнему «мужской» вид спорта. Девочек и женщин в нём всегда было намного меньше. Хотя, конечно, девочкам также подвластны шахматы, и конкуренция среди них очень высокая.
— Игра женщин отличается от мужской?
— Женская игра — это игра «в кровь» как в боксе. Женщины чаще рискуют, их партии более яркие, комбинации в них более интересные. Возможно, это связано с тем, что женщины более эмоциональны по сравнению с мужчинами, которых чаще может устраивать сдержанная ничья. Но в целом это, конечно, большая редкость, чтобы женщина, подобно мисс Хармон, выигрывала весь сугубо «мужской» турнир на высоком уровне.
Единственная женщина, которая играла как мужчина и наравне с ними, — это венгерская шахматистка Юдит Полгар. Она с детства играла исключительно в мужских турнирах. Её тренером был отец — педагог, психолог и шахматист Ласло Полгар. Он воспитывал троих дочерей по своей уникальной системе, которые впоследствии стали знаменитыми шахматистками. Все — гроссмейстеры.
— Как складывалась ваша карьера в шахматах?
— Я играю с шести лет. Со взрослыми я начала играть, когда мне было девять лет. Для этого я каждые выходные ездила из Березников в Пермь. Помню, что мои противники — в основном, 50-летние мужчины — огорчались, когда я выигрывала, иногда они начинали объяснять свой проигрыш «плохим самочувствием». В некоторых случаях, когда я играла с кем-то, вокруг собиралась толпа зрителей. Так же, как это происходило во время турниров Элизабет в «Ходе королевы». Мне только не аплодировали после побед, как это делали в адрес героини сериала. Ведь особенная черта этого спорта — тишина во время партии и после, потому что за соседними столами также продолжаются шахматные бои.
Кандидатом в мастера спорта я стала в 12 лет, мастером среди женщин — в 14 лет. Моё детство отличалось от детства большинства детей. Оно состояло из большого количества поездок по городам России на турниры, вдохновляющих побед и горьких разочарований от поражений, упорных тренировок. Это было особое время, которое я всегда с теплотой вспоминаю. И бесконечно благодарю за это моих родителей Светлану Анатольевну и Сергея Павловича Матвеевых, бабушку Валентину Григорьевну Кнауб, которая сопровождала, поддерживала и оберегала меня на соревнованиях.
Я быстро поняла, что шахматы — это очень тяжёлый труд. Одна партия может длиться пять-шесть часов. Всё это время в концентрации и напряжении — не только ум, но и тело. Поэтому, чтобы выдерживать физические перегрузки, многие шахматисты, занимаются и другими видами спорта. Например, уже упомянутый Магнус Карлсен занимается баскетболом и футболом.
— Один зарубежный гроссмейстер, впервые побывавший в СССР, сказал, что в его стране слова «Я немного играю в шахматы» значат, что человек с трудом отличает слона от коня, а в Советском Союзе так говорят, когда знают теорию варианта Найдорфа всего лишь на глубину десять ходов. В современной России шахматы — это массовый спорт?
— Скорее всего, шахматы у нас не так популярны, как в СССР. Но этот спорт в России не стоит на месте, он развивается, к нему есть стойкий интерес. Последний «шахматный бум», который мне запомнился, случился в 2016 году после матча на звание чемпиона мира между Магнусом Карлсеном и Сергеем Карякиным. Шахматные клубы или секции сейчас есть в некоторых школах и даже в детских садах.
— В музыке, насколько мне известно, каждое последующее поколение исполнителей искуснее, чем предыдущее. Есть ли такое же развитие в шахматах?
— Да, конечно. Раньше самым молодым гроссмейстером в истории считался Сергей Карякин, он получил это звание в 12 лет. И это было уникальное явление. Сейчас гроссмейстер в 12-13 лет — это нормальная практика.
— Машины, или компьютерные программы играют лучше людей?
— Лучше, и давно. Уверена, что если бы чемпион мира играл с машиной, то максимум, на который он оказался бы способен, — это ничья. Потому что человеку свойственно ошибаться, даже великому, а у машин нет нервов, переживаний, они не могут сделать грубых просчётов. Но пока люди соревнуются друг с другом, машины служат для того, чтобы анализировать позиции, выявлять ошибки. Гроссмейстеры прошлого делали это своей головой, много часов обдумывая один ход и его последствия. Может быть, автоматизация разбора — это большой недостаток, потому что ты уже не сам доходишь до ценных для дальнейшего роста выводов.
— Какая сцена в «Ходе королевы» вас больше всего тронула?
— Все сцены, в которых Элизабет играла в подвале приюта со своим первым учителем — сторожем. Я вспоминала моих учителей. У меня их было два. До 11 лет в Березниках меня тренировала международный мастер среди женщин Светлана Владимировна Ершова. Она привила мне любовь к шахматам. С 12 лет меня тренировал мастер фиде, тренер высшей категории Анатолий Николаевич Терёхин. Анатолий Николаевич — человек с большим сердцем, стальным характером, стал для меня не просто тренером, а близким и родным человеком.