Диалоги о кино

Вера Гиренко


«Сказочный сюжет может показать нам выход из сложной ситуации»

Психолог-сказкотерапевт Наталия Першина — о том, почему фильм «Серебряные коньки» может стать целительной для зрителей

Поделиться
Наталия Першина

Наталия Першина
  из личного архива

В кинотеатрах можно увидеть «Серебряные коньки» (6+) — главную новогоднюю сказку этого года. На календаре — канун 1900 года. На дворе — зимний Петербург. Влюблённые из разных социальных классов — дочь министра Алиса и сын фонарщика Матвей — борются за счастье. И одновременно решают вопросы женской эмансипации, вливаются в банду воров-карманников и красиво скользят на коньках по замёрзшим речкам.

— «Серебряные коньки» — это далеко не самая очевидная сказка. В частности, потому что в ней нет волшебства/ Да, главный герой называет свои коньки волшебными, но это не более чем метафора и способ оживить приятные воспоминания из детства.

— Волшебство — лишь один из многих признаков сказки. Главный — это сказочные архетипы и вечные сказочные сюжеты. Это настолько базовые вещи, что они могут присутствовать и в реалистичных жанрах искусства.

Увидеть сказочные элементы в «Серебряных коньках» не так уж сложно. Например, главная героиня Алиса живёт по канве сразу трёх сказочных сюжетов. Первый — «Мачеха и падчерица», обязательный элемент которого — соперничество между молодой красавицей и зрелой женщиной (в фильме это обворожительная мачеха Алисы по имени Северина). Более очевидный пример реализации этого сюжета — всем известные сказки «Золушка» и «Белоснежка и семь гномов».

Серебряные коньки

Кадр из фильма «Серебряные коньки»
  kinopoisk.ru

Второй сюжет жизни Алисы — «Красавица и хищник». Именно как хищник-карьерист и охотник за приданым ведёт себя князь Трубецкой, за которого хотят выдать замуж Алису. Благо, героиня успешно избегает развития этой линии. В отличие от главных персонажей из сказки о Синей Бороде или о Красной Шапочке.

Третий сказочный сюжет в жизни Алисы — «Разборчивая невеста», которая выбирает себе жениха по сердцу и в соответствии со своими жизненными принципами и целями.

Серебряные коньки

Кадр из фильма «Серебряные коньки»
  kinopoisk.ru

— По сюжетам каких сказок живёт Матвей — главный мужской персонаж «Серебряных коньков»?

— Матвея ведут по фильму три мужских архетипических сюжета. Первый — «Отчий дом», согласно которому персонаж уходит из дома, а затем вновь возвращается, но уже повзрослевшим, и пересматривает свои отношения с отцом.

Второй сюжет Матвея — «Спаситель». Он спасает свою возлюбленную от жёсткой патриархальной семьи, в которой может быть загублен и научный талант Алисы, и её женское счастье.

И третий сюжет — это «Любовь». Для настоящей любви нет преград, потому что это чувство даёт силы герою для их преодоления. И заслуженной наградой для Матвея становится любовь красавицы Алисы.

Серебряные коньки

Кадр из фильма «Серебряные коньки»
  kinopoisk.ru

— В сказкотерапии принято считать, что сказка укрепляет психологический иммунитет. Как и почему это происходит?

— Сказки запечатлевают универсальный человеческий опыт, в том числе психологический. Иными словами, сказки отражают базисные паттерны психики. Поэтому в сказочных историях и в Европе, и в Азии много похожих персонажей и сюжетов. Обращаясь к этому опыту, люди могут обрести ключи к пониманию разных аспектов своей психики и найти выход из сложных ситуаций: взрослению, отделению от родителей, межличностным отношениям. В затруднительной ситуации важно просто подобрать правильную сказку, с помощью которой можно найти выход и справиться со стоящими в жизни задачами. Считается, что сюжет такой сказки даже без интерпретации имеет огромный терапевтический эффект. Именно на это двадцать лет назад в Петербурге обратили внимание первые сказкотерапевты.

Как именно возникает терапевтический эффект? Когда мы читает сказку или смотрим фильм, мы, как правило, идентифицируем себя с каким-либо персонажем. Таким образом сказочный сюжет может показать нам выход из сложной ситуации или дать возможность посмотреть на неё с неожиданной стороны. Такой эффект возникает потому, что нашей психике всё равно, где мы действуем: в реальности или в воображении.

Серебряные коньки

Кадр из фильма «Серебряные коньки»
  kinopoisk.ru

— Способны ли на такое целительное воздействие современные сказки в роде «Серебряных коньков»?

— Да, конечно. Возможно, особенно полезна эта сказка будет тем, кто, как и главная героиня «Серебряных коньков» Алиса, в своём роду играют роль обновителей, которые разрушают устоявшиеся правила и идут по жизни новой дорогой. В случае с Алисой этот путь образования и науки. В народных сказках у Алисы как персонажа много аналогов. Например, богатырь Горошек и Емеля — это герои, которые делают то, что в их роду до них никто не делал, и выходят победителями.

Серебряные коньки

Кадр из фильма «Серебряные коньки»
  kinopoisk.ru

— Вы хотите сказать, что сказки предполагают, что есть некий надперсональный закон, согласно которому распределяются роли в роду, в социуме? Значит ли это, что сказочная картина мира основана на фатальности?

— Эта картина мира основана на универсальных законах жизни и связанных с ними сюжетами. Чтобы произошло развитие личности, ей нужно встретиться с добром, затем со злом, победить зло, получить награду, стать сильнее и выйти на новый уровень. Потом пройти новый виток спирали по тому же алгоритму. Это произошло и с Матвеем. Сын бедного фонарщика был обучен жить честно, но связался с бандой воров-карманников. Для него это стало встречей со злом. Переосмыслив произошедшее, он вернулся к ценностям, которым его учил отец: «Не смотри вниз, смотри только вперёд». Где «низ» можно понимать и как «плохую дорогу» в жизни. Такие циклы развития и в сказках, и в жизни переживают не только люди, но и другие живые существа.

Серебряные коньки

Кадр из фильма «Серебряные коньки»
  kinopoisk.ru

— Как вы объясняете себе феномен Гарри Поттера?

— Мне кажется, главное, что людей так привлекает в этой истории, — это возможность быть творцом своей судьбы и мира вокруг. Джоан Роулинг создала школу мечты, где дети полностью реализуют свой потенциал. Эта сказка компенсирует недостаток деятельного волшебства в жизни и свободы взаимодействия с ним.

Серебряные коньки

Кадр из фильма «Серебряные коньки»
  kinopoisk.ru

— Недостаток чего компенсируют «Серебряные коньки»?

— Может быть, я скажу что-то не совсем очевидное, но мне кажется, что, благодаря сюжетной линии Матвея, в «Серебряных коньках» мы находим преемственность и традиции, а также — связь с родом. Это важно для тех, кто понимает, что эпоха потребления заканчивается и что наступает время вспомнить о вечных ценностях. В фильме ненавязчиво говорится о ценности родовых заветов. Именно коньки — семейная реликвия — спасают Матвею жизнь. Я думала на киносеансе, что в XX веке, который в «Серебряных коньках» только начинается, Матвею, Алисе и их детям не раз потребуется помощь и защита рода.

Серебряные коньки

Кадр из фильма «Серебряные коньки»
  kinopoisk.ru

— Меня в этом фильме больше всего порадовало то, что получилась не красивая история для «бегства от реальности», а кино с явными аллюзиями на современность. Помните, Матвей теряет работу из-за того, что в Петербурге перекрывают дорогу для проезда кареты влиятельного сановника, а в министерстве рассуждают о дубинках, которые необходимы полицейским чтобы разгонять смутьянов и вольнодумцев?

— Это вовсе не делает «Серебряные коньки» реальной историей. Если сказка не будет оснащена мостиками к современности, она останется только этнографическим и культурологическим материалом. Чтобы стать терапевтической процедурой, сказка должна балансировать между традиционным архетипическим сюжетом и узнаваемой современностью.

Серебряные коньки

Кадр из фильма «Серебряные коньки»
  kinopoisk.ru

Поделиться