Юля Баталина

Юлия Баталина

редактор отдела культуры ИД «Компаньон»

«Не плакать, не радоваться, но понимать»

В Пермской художественной галерее открылась выставка «Калло — гравёр эпохи мушкетёров»

Поделиться

В коллекции Пермской государственной художественной галереи есть 18 офортов Жака Калло — виднейшего гравёра первой половины XVII века. Калло — чрезвычайно уважаемая и в каком-то даже смысле культовая фигура в искусстве раннего барокко, его творчество достойно демонстрации самой широкой аудитории. Однако достаточно ли для создания выставки 18 работ — чёрно-белых и очень маленького формата? Оказывается, вполне достаточно, если экспозицию разрабатывает большой выдумщик и энциклопедист Игорь Мартынов, заведующий отделом западноевропейского искусства Пермской художественной галереи, а её визуальной стороной занимается художник Максим Нурулин.

Жак Калло

Лукас ван Ворстерман. Портрет Жака Калло. 1630
  Ольга Шур

«Калло — гравёр эпохи мушкетёров» (6+) — это об одном из важнейших видов изобразительного искусства — графике; экспозиция тематически «рифмуется» с проходящей в соседних залах детской выставкой «Чёрно-белое расследование». Это знакомство с одним из тех художников, которые разрабатывали новые графические техники и развивали изобразительные возможности графики. Кроме того, это «портал» в волнующую до сих пор, эмоционально отображённую в литературе эпоху Тридцатилетней войны, которую историки называют одной из тех общеевропейских войн, которые стали прообразами мировых войн ХХ века.

Жак Калло был французом — по нашим меркам, но для XVII века он принадлежал к другой национальности, ибо его родная Лотарингия была в то время отдельным государством. В период перехода от феодальной раздробленности к абсолютизму Лотарингии досталось чуть ли не больше всех, война прокатилась по ней особенно жестоко. Ужасы войны породили особое мироощущение раннего барокко — причудливое, жуткое и мистическое: только так можно было принять и обосновать ту гигантскую несправедливость, которую человечество творило с самим собой. В творчестве Калло это мироощущение выражено в полной мере, хотя, как справедливо считает Игорь Мартынов, художник, переросший маньеризм, не ушёл полностью в барокко — оно для него было слишком декоративным. Место Калло в истории искусств уникально, он вне канонов.

Выставка располагается в трёх залах. Первый посвящён личности Калло, истокам его творчества. Здесь можно увидеть работы его предшественников и современников — например, великого гравёра Хендрика Гольциуса и Ремиджо Кантагаллины, которого можно считать одним из учителей Калло: он оказал особое влияние на главного героя экспозиции, когда тот состоял при дворе Козимо II Медичи во Флоренции. Есть и несколько гравюр, являющихся репродукциями мастеров живописи того времени — Петера Пауля Рубенса, Антониса Ван Дейка, Якоба Йорданса. Это важно в контексте разговора о происхождении и роли гравюры: в то время она была важнейшим маркетинговым инструментом — художники отправляли репродукции потенциальным покупателям картин, а других способов репродуцирования ещё не изобрели.

Ещё одна важная функция гравюры XVII века в полной мере проявлена в творчестве Калло: это функция эскиза театральной постановки. Калло, кроме прочего, был при дворе Козимо II постановщиком дворцовых праздников, балов и театральных представлений, и свои задумки первоначально воплощал в гравюре.

Выставка показывает, как менялась тематика и стилистика творчества Калло во времени. Будучи первоначально светским придворным гравёром, под влиянием войны в Европе он стал сначала эмоциональным и тщательным хроникёром и в своей серии «Ужасы войны» выступил в качестве кого-то вроде военного фотокорреспондента, а позже, под конец жизни, пришёл к мистическому и философскому искусству, и его поздние фантазии сродни работам Иеронима Босха. И это — за довольно короткую, всего 43 года, жизнь.

Наследие Калло огромно: после него осталось около 1500 оригинальных гравюр, причём бóльшая их часть находится в российских музеях — в Эрмитаже и в ГМИИ им. Пушкина. Место Пермской галереи в этом контексте, казалось бы, более чем скромно, однако при знакомстве с экспозицией выясняется, что в пермской коллекции представлены все важнейшие серии и темы художника: здесь есть две из четырёх известных гравюр «цыганской» серии, есть несколько театральных эскизов, есть довольно много офортов из серии «Каприччи» — таких крошечных, что посетители наверняка были бы благодарны галерее, если бы она поместила их под лупу, ведь рассматривание всех деталей этих практически ювелирно тонких шедевров — особое наслаждение! «Каприччи» — важнейшая серия в наследии Калло, ведь он в ней открыл и утвердил в искусстве целый жанр «каприса». Есть в экспозиции и поздние работы мастера, посвящённые религиозной тематике — 400 лет спустя их могли бы назвать сюрреалистическими.

Жак Калло. Гравюра. Нищий. Из серии 'Capricci di varie Figure'. 1617

Жак Калло. Гравюра. Нищий.
Из серии 'Capricci di varie Figure'. 1617

Игорь Мартынов, заведующий отделом западноевропейского искусства Пермской художественной галереи, куратор выставки:

— Своей изящной иглой Калло отправил жить на крохотные листочки бумаги десятки и сотни персонажей: бретёры и мушкетёры, ландскнехты и крестьяне, актёры комедии дель арте и пауперы разных мастей. В его графических миниатюрах намертво слиты макромир и микроформа, здесь всё равно всему: сакральное и светское, ярмарки и война, казни и турниры. Оптика Калло — плод трезвого наблюдения и размышления стороннего свидетеля, не обольщающегося действительностью, но и не сочувствующего ей, а лишь стремящегося к её познанию. «Не плакать, не радоваться, но понимать» — этот завет Спинозы как бы является символом веры и для искусства Калло.

Гравюры из серии «Бедствия войны» разместились во втором зале выставки, посвящённом эпохе Калло. В центре экспозиции — огромный офорт «Осада Ля Рошели», напечатанный на шести листах. В пермской коллекции этой гравюры нет — представлена репродукция. Максим Нурулин построил по обе стороны от этой могучей работы по небольшому бастиону, над одним из них возвышается нарисованная алебарда с кружевным платком Атоса… Так творчество Калло входит в литературный контекст, потому что литература о Тридцатилетней войне — ещё один важнейший элемент экспозиции.

На выставке есть три сенсорных витрины с книгами: в первом зале — альбомы репродукций Калло и искусствоведческие монографии, во втором напротив друг друга — витрина с литературой времён Тридцатилетней войны и витрина с поздними сочинениями о том времени. Книги из двух витрин выстраиваются забавными парами: напротив утопического романа Сирано де Бержерака «Города Луны» — пьеса Эдмона Ростана «Сирано де Бержерак», напротив сборника поэзии Тридцатилетней войны — повесть современного немецкого автора, лауреата Нобелевской премии Гюнтера Грасса «Встреча в Тельгте», герои которой — те самые поэты. Разумеется, среди литературных экспонатов — повесть Эрнста Теодора Амадея Гофмана «Фантазии в манере Калло», а также все романы Александра Дюма о мушкетёрах.

Книги для выставки предоставили несколько библиотек, в том числе одна домашняя — библиотека переводчика Александра Грузберга. Чтобы «пролистать» книги, нужно нажать на стекло витрины, и информация появится на экране над ней. Сенсорные витрины — элемент модулей, в которых, кроме книг, показаны и другие артефакты — живопись, декоративно-прикладное искусство, монеты. По словам Игоря Мартынов, модули составлены так, чтобы зритель мог погружаться в материал настолько глубоко, насколько ему это интересно; по мнению искусствоведа, этот принцип должен активно применяться при создании экспозиции в новом здании галереи. Действительно: модули, оформленные Максимом Нурулиным, элегантно выглядят, а также делают посещение выставки интерактивным и гораздо более увлекательным.

Наследие калло огромно

Экспозиция «Гравёра эпохи мушкетёров» знакомит не только с графикой, но и с множеством других произведений, которые редко покидают запасники, например, с серебряными пиастрами — монетами, о которых можно написать приключенческий роман, или с потрясающим «портретным» фарфором с изображениями исторических персон, или с западноевропейскими живописными миниатюрами, например, портретами отдыхающих мушкетёров — это картины неизвестного художника, однако при реставрации были найдены инициалы автора, так что, возможно, им ещё предстоит атрибуция.

В центре главного зала находится ещё один артефакт — инсталляция пермского художника Олега Филимонова «Трофей»: это три скрещённые ржавые шпаги, в перекрестье которых покоится пушечное ядро. На самом деле это — старинное строительное железо, собранное при демонтаже железнодорожных мастерских на территории Завода Шпагина. Смыслов — масса, и сам факт присутствия в экспозиции произведения современного искусства придаёт ей глубину и многозначительность. Вообще, экспозиция придумана и создана красиво и остроумно: под разными ракурсами произведения в разных залах выстраиваются в смысловые последовательности и рождают неожиданные цветовые градиенты.

Последний зал посвящён позднему творчеству Калло и его последователям. Здесь есть, конечно же, офорты Гойи из серии «Бедствия войны», написанные под явным влиянием Калло, но фокус внимания — на поздних работах Калло, в первую очередь, конечно же, «Искушении Святого Антония», большой гравюре, буйная фантазия которой составила бы честь Босху или Брейгелю. Сам по себе процесс рассматривания подобных вещей — многофигурных, вырезанных с ювелирной тщательностью в проработке деталей — огромное зрительское удовольствие, но Игорь Мартынов ещё и показывает, что композиция офорта выстроена по законам «золотого сечения», по всем канонам гармонии в изобразительном искусстве. При тщательном знакомстве с экспозицией зритель поймёт, что жуткие фантазии в изображении житийного сюжета о святом — покровителе Лотарингии — это не просто сказка и причуда художника, а большая, многослойная аллегория о войне, христианстве и человеческой стойкости.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться