Юля Баталина

Юлия Баталина

редактор отдела культуры ИД «Компаньон»

Пермь в двух измерениях

В галерее «Пермский период» работают две персональные выставки

Поделиться
Смирнов (3)

Вячеслав Смирнов. Без названия

«Пермский период» одновременно открыл две выставки, которые представляют искусство Перми во временной перспективе: это своеобразный срез пермского искусства за несколько десятилетий. Творчество Екатерины Камшиловой — это проверенная классика, работы Вячеслава Смирнова — это постоянный поиск, характерный для искусства XXI века. Впрочем, и он уже почти классик — один из самых известных пермских авторов, мастеровитый и в то же время авангардный.

Выставка памяти Екатерины Камшиловой «Е. В. Камшилова. Моей Родины портрет неповторимый» проводится галереей в партнёрстве с библиотекой им. Горького.

Екатерина Викторовна Камшилова (1904—1986) — скромный мастер книжной графики. При жизни она почти не выставлялась, и мало кто знал о том, что она активно занимается живописью. Её большое наследие открылось для галеристов и коллекционеров спустя годы после её смерти.

Родилась она в городе Ирбите, который в начале ХХ века входил в Пермскую губернию. Окончила Пермский художественный техникум (1926) и графический факультет Ленинградского высшего художественно-технического института (1930). Жила в Ленинграде, занималась станковой и тиражной графикой. В военные годы вернулась в Пермь (тогда — Молотов), сотрудничала с легендарными Молотовскими агитмастерскими, которые располагались в здании Спасо-Преображенского собора вместе с художественной галереей, рисовала плакаты для «Агит-окон». С 1949 года работала техническим и художественным редактором в Пермском книжном издательстве. С её иллюстрациями выходили, например, книги Евгении Трутневой и Льва Давыдычева. Благодаря участию библиотеки им. Горького в экспозиции присутствуют некоторые из этих изданий.

В экспозиции в «Пермском периоде» — живопись и нетиражная графика. Творчеством Екатерина Викторовна занималась в свободное время, в качестве хобби. Работала для себя, и в этом — ключ к особой лиричности её незамысловатых картин. Когда художник не рассчитывает на госзаказ и участие в выставках, он пишет искренне и вдохновенно. Портреты, городские пейзажи, лирические натюрморты и жанровые зарисовки строго реалистичны и, как правило, сделаны с натуры, но в них бесспорно и очевидно присутствует авторское начало, индивидуальный взгляд. Вместе с высоким профессионализмом художника это индивидуальное начало, сдержанная эмоцио­нальность и искренность делают творчество Екатерины Камшиловой выдающейся страницей в истории искусства Перми.

Вторая выставка особенно эффектно смотрится на контрасте с первой. В отличие от работ Камшиловой, полотна Вячеслава Смирнова масштабны, энергичны и интеллектуальны. К тому же, в отличие от строго реалистических и сделанных с натуры произведений художницы ХХ века, картины нашего современника — это абстракции.

Владимир Береснев, искусствовед Пермской художественной галереи:

— «УралВАС» — аббревиатура, в которой соединились топоним и первые буквы имени, отчества и фамилии Вячеслава Александровича Смирнова. Аббревиатуры, построенные по формуле «Урал+», традиционно относятся к индустриальной культуре: «Уралмаш», «Уралкалий» и т. п. Творчество Вячеслава Смирнова — тоже своего рода индустрия, если иметь в виду плодовитость художника и характер используемых в творчестве материалов. Только это — индустрия духа и интеллекта, доведённая до автоматизма интуиция, подобно программе, управляющая движением кисти. Возможно, где-то и лежат горы этюдов и набросков, но в это трудно поверить, наблюдая свободу пластики и цвета на поверхности «бедных» индустриальных материалов вроде гофрокартона или ДВП. Кажется, что всё это рождалось моментально, единым вдохновенным движением кисти.

Вячеслав Смирнов оставил свои новейшие работы без названий — приём, который часто применяется в абстрактном искусстве, чтобы обречь зрителя на роль соавтора, соучастника художественного процесса. Внутренняя работа зрителя завершает работу художника.

57 Камшилова Девушка с зонтиком офорт 1939

Екатерина Камшилова. «Девушка с зонтиком», 1939 год

Уходя от документальности и иллюстративности, искусство не лишается смысла, оно выполняет иную миссию — миссию возвращения изначальной целостности мировосприятия. Вячеслав Смирнов не стремится объяснить, что такое Урал и почему он именно так его видит. Он смотрит на Урал так же, как Урал смотрит на него и на всех нас, не измеряя «демидовыми» или «строгановыми». Так стоит ли нам измерять уральские пейзажи «левитанами»?

Искусство Вячеслава Смирнова, кстати, вполне жизнеподобно, но не в плане внешних форм, а в плане динамики жизненных сил. Течение времени на Урале — не поступательное движение стрелки по циферблату, а коварные сквозняки и сокрушительные порывы. Здесь никогда не жили в отрешении и неге, любая грёза на Урале — тень Делания.

Хочу процитировать Виталия Пацюкова, написавшего фундаментальный кураторский текст для выставки Вячеслава Смирнова «Поиски Арт-Центра Земли» (ЦВЗ, 2010): «Это искусство располагается в пограничных пространствах между прошлым и будущим, сном и бодрствованием, когда разум забывает о своих сомнительных правах и наступает мгновение откровения, ускользающего согласия и равновесия, когда осознаёшь возможность единения с сущим».

Выставки «Е. В. Камшилова. Моей Родины портрет неповторимый» (0+) и «УралВАС» (0+) открыты в галерее «Пермский период» до 11 ноя­бря.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться