Выход в жизнь
Пермская опера представила новую постановку «Человеческого голоса»
Поделиться
Твитнуть
В Пермском театре оперы и балета прошла первая премьера сезона. В «Человеческом голосе» Франсиса Пуленка (16+) театр утверждается в своих принципах и напоминает о своих сокровищах.
На протяжении трёх последних лет постановки здесь осуществляют преимущественно режиссёры, вышедшие из драматического театра, музыку классиков «досочиняют» современные композиторы, а «доморощенные» звёзды становятся главными героями постановок чаще, чем приглашённые солисты. Вот и в этот раз постановку доверили Дмитрию Волкострелову, пролог и эпилог к одноактной опере Пуленка написал Владимир Горлинский, а звёздами спектакля стали не только примадонна — Надежда Павлова, но и оркестр во главе с Владимиром Ткаченко, и даже… хор, потому что одноголосию первоисточника Горлинский в своём двухчастном сочинении La voix противопоставил активную полифонию — и инструментальную, и вокальную.
Точнее, противопоставления как такового здесь нет: Горлинский поступил с музыкой Пуленка с огромным уважением; он как бы продлил в музыкальное пространство XXI века те принципы, которые французский композитор ХХ века применил в оперной музыке с революционной для своего времени смелостью. Музыкальная ткань «Человеческого голоса» пронизана джазовыми гармониями, и в La voix эти гармонии укрепляются, усиливаются и распространяются от оркестра к хору, который становится ещё одним набором музыкальных инструментов, звуча в блестящем унисоне с оркестром.
В прологе хористы играют роли зрителей кинотеатра, которые устраиваются в зале перед просмотром фильма «Концерт по заявкам» — экранизации знаменитой монодрамы Франца Ксавера Крёца, пьесы, которую историки театра называют знаком поворота театра ХХ века к перформативному жанру: она представляет собой длинную ремарку, описывающую действие героини на сцене, при этом героиня не произносит ни слова. Дмитрий Волкострелов в своей постановке совместил две культовые монодрамы прошедшего столетия — в «Концерте по заявкам» героиня не говорит, но действует, а в «Человеческом голосе» Жана Кокто, на текст которого написана опера Пуленка, напротив, только говорит, причём в оригинале она говорит по стационарному телефону, так что для действия у неё практически нет пространства и возможностей; таким образом, события в кино и живое исполнение оперы на сцене дополняют друг друга.
Это совмещение двух произведений логично и «законно»: тема двух пьес общая — женское одиночество, и актриса в главной роли одна и так же — Надежда Павлова. Между фройляйн Раш на экране и Мадам на сцене то и дело возникают переклички: героиня фильма и героиня оперы одновременно появляются перед зрителями; когда Надежда Павлова на экране наливает воду в стакан, Надежда Павлова на сцене тоже пьёт воду из стакана; фройляйн Раш принимает таблетки, а Мадам о них говорит… Одна героиня снимает блютус-наушники — и вторая делает то же самое.
Эти наушники — не случайная деталь. Они недвусмысленно указывают на ещё одно выдающееся произведение искусства, которое аккуратно вписано в контекст спектакля, — фильм Педро Альмодовара «Человеческий голос» с Тильдой Суинтон в главной роли. Это очень важное напоминание. Дело не только в том, что создатели спектакля прекрасно понимали, с кем и с чем их будут сравнивать, и разместили на сцене своеобразный дисклеймер: «Да, мы помним про Альмодовара!», дело ещё и в том, что они солидарны с испанским режиссёром в прочтении этого сюжета.
Альмодовар в своей экранизации решительно меняет финал пьесы. У Жана Кокто текст пронизан декадентской, слегка манерной депрессивностью на грани с культом смерти, у Альмодовара жизнь торжествует, витальность побеждает депрессию. Его героиня не столько в отчаянии, сколько в гневе. Решительно сжигая за собой все мосты (а заодно и квартиру), она отправляется в новую жизнь.
Современная женщина вполне может жить и в одиночестве; а тем более с собакой, которая у Кокто лишь упоминается, а у Альмодовара становится вторым главным героем этого сюжета.
Этот контекст даёт очень важные ключи к пониманию пермского спектакля. Дмитрий Волкострелов не изменил финал ни «Человеческого голоса», ни «Концерта по заявкам», но он подарил им эпилог. Под музыку второй части La voix Горлинского на экране, где недавно фройляйн Раш приняла целую горсть таблеток (у героини «Человеческого голоса» в это время выпал из руки телефон), появляются, точнее, медленно проявляются титры — фрагменты текста Сэмюэла Беккета «Потолок», описывающего мучительное, но всё же пробуждение. У спектакля Волкострелова, как и у пьесы Крёца, и у оперы Пуленка, финал открытый, но он открывается в принципиально иное измерение — в будущее, в надежду, в жизнь.
Открытость финала подчёркивает музыка: Горлинский не стал завершать своё сочинение кодой, музыка просто обрывается, как и действие спектакля.
Этот спектакль, на первый взгляд, тёмный и мрачноватый, на самом деле неожиданно позитивный, и такое прочтение классического сюжета сегодня более чем кстати. При этом эпилог, дополняющий смыслы классических монодрам ХХ века с точки зрения обитателя века ХХI, вовсе их не отменяет. Женское одиночество — тема по-прежнему неисчерпаемая, она предполагает разные подходы.
В экранизации «Концерта по заявкам» Волкострелов с удивительной чуткостью показал один из аспектов этого явления, а Надежда Павлова убедительно и органично его сыграла: героиня фильма мельчайшие бытовые действия превращает в ритуал. Ей некуда пойти, не с кем разделить ужин, но она может хотя бы красиво сервировать стол и тщательно разгладить салфетки и простыни, это придаёт её жизни если не смысл, то какую-то важность. Очень правдивое, точное и горькое наблюдение.
Кокто и Крёц, да ещё и Беккет; Пуленк и Горлинский; сценическое действие и фильм, а ещё надо читать субтитры, да ещё и отсылки к нескольким кинофильмам — «Человеческий голос» Альмодовара лишь один из них… И это всё — в постановке моноспектакля, который изначально задумывался как минималистический! Судя по отзывам в социальных медиа, зрителям было сложновато. Действительно, непросто уловить все детали, если нужно следить сразу и за сценой, и за экраном, и за титрами; однако те, кто видел спектакль «Пермские боги» в Театре-Театре, знают, что для Волкострелова такая многослойность — далеко не предел, в «Пермских богах» тексты и действие настолько наслаиваются друг на друга, что временами приходится просто отказываться от восприятия деталей и принимать спектакль как единство, где ни тексты, ни действие не важны сами по себе.
Здесь, в «Человеческом голосе», режиссёр ещё, можно сказать, пощадил зрителя. Достаточно посмотреть оперу второй раз, что настоятельно рекомендуется, как все подробности становятся явными и каждая деталь встаёт на предназначенное ей место.
Надо признаться, что мне довелось смотреть этот спектакль в трансляции, и этот формат имеет ряд преимуществ: крупные планы Надежды Павловой не только на экране, но и на сцене; очень кстати и фокус на оркестр и дирижёра — это многое добавляет к общему впечатлению.
Павлова убедительна и в кино, и в музыке. Первые же «Алё! Алё!» абсолютно точны и сразу включают зал, подкупают и вокально, и эмоционально; на протяжении всей оперы певица тактична и органична — не форсирует ни голос, ни актёрские эмоции. Это не игра, а жизнь.
Оркестр в этот вечер напомнил себя же в постановке «Замка герцога Синяя Борода» Бартока под музыкальным руководством Фёдора Леднёва: как и тогда, чувствовалась свобода музыкантов, вольное дыхание оркестра. Дирижёр Владимир Ткаченко, пусть и неформальный, но всё же музыкальный лидер театра, в очередной раз показал себя уравновешенным, внятным и вдумчивым интерпретатором музыки. Отсутствие диктаторских замашек и позитивная харизма дирижёра явно помогают оркестру в работе со сложным музыкальным материалом.
«Человеческий голос» в Пермской опере — горький и сладкий, со сложным «послевкусием». Серьёзная заявка на содержательный, полный открытий оперный сезон.
Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.
Поделиться
Твитнуть