Кристина Суворова


«Наш приоритет — подготовка кадров для региона»

Проректор по образовательной деятельности Пермского государственного медицинского университета Наталия Минаева — о профориентации в школах, проекте «Открытый университет» и о том, какие возможности открывают разные траектории обучения медицинским специальностям

Поделиться
— Наталия Витальевна, какие возможности для профессионального развития и дальнейшего трудоустройства у выпускников Пермского медицинского университета?
Минаева

— Думаю, в актуальности медицинской профессии вряд ли могут быть сомнения. Сопровождение человека в его росте и развитии, умение помочь ему в трудную минуту, когда со здоровьем возникают проблемы, — всегда востребовано для каждого человека лично, для семьи и для общества в целом.

Как и любой региональный вуз, мы прежде всего ориентированы на подготовку кадров именно для своего региона. В Пермском крае очень многое делается для того, чтобы ребятам хотелось здесь не только учиться, но и выбирать регион для жизни и работы на долгую перспективу. Мы со своей стороны обеспечиваем качественное образование, чтобы выпускники чувствовали себя уверенно с самого начала профессионального пути. Есть огромный запрос на работников первичного звена здравоохранения — участковых педиатров, терапевтов, стоматологов общей практики.

Несмотря на то что наш приоритет — подготовка кадров для региона и очень высока доля целевого обучения, выпускники Пермского университета в дальнейшем успешно работают и в других регионах России, и за её пределами. У нас складываются партнёрские отношения, в том числе и с теми бывшими студентами, кто сейчас трудится в Москве, а также за рубежом. Они достигают очень высоких результатов и остаются друзьями университета — приезжают в Пермь и делятся своим опытом с нынешними студентами.

— Давайте рассмотрим на примере конкретных факультетов, какие траектории профессионального роста предполагает обучение?

— Самый большой приём у нас на лечебный и педиатрический факультеты, выпускники которых могут работать участковыми терапевтами и педиатрами, а также поступить в ординатуру и пройти подготовку уже по более узкой специальности. Только в ПГМУ таких более 40 — это кардиологи, эндокринологи, профпатологи, рентгенологи, врачи скорой помощи, анестезиологи-реаниматологи и так далее. Очень востребован стоматологический факультет — там традиционно самый высокий конкурс среди абитуриентов, а ещё в этой сфере нередко формируются семейные династии врачей. Здесь тоже целый ряд возможностей пройти специализацию в ординатуре — стать стоматологом-хирургом, стоматологом-ортопедом, детским стоматологом…

Вырос интерес к клинической психологии: если в прошлые годы набор на это направление был пять—восемь человек, то в этом — 24. Клинические психологи востребованы не только в учреждениях здраво­охранения, но и в медицине катастроф, в образовании, в бизнесе.

Ребята, которые оканчивают медико-профилактический факультет, в дальнейшем могут работать, например, врачом по общей гигиене или гигиене детей и подростков, врачом-эпидемиологом. Кроме того, выпускник любого факультета может стать управленцем в здравоохранении. Однако именно выпускники «медпрофа» достаточно часто проходят по такому карьерному пути. Думаю, этому может способствовать глубокое понимание вопросов эпидемиологии и умение анализировать ситуацию широко — в масштабе популяции, отслеживать динамику развития и оценивать риски.

— Какие возможности есть у студентов для получения практического опыта во время обучения?

— В университете более 60 кафедр, из них более 40 находится на территории медицинских организаций. То есть уже с первого курса студенты постоянно видят реальную работу, наблюдают, обсуждают с врачами конкретные случаи, тренируют базовые навыки. Кроме того, в учебном процессе выделено время на клиническую практику. В первый год это знакомство с обязанностями младшего медицинского персонала, во второй и третий практиканты пробуют себя в роли помощника медсестры, а на старших курсах — помощника врача.

Перед непосредственной работой с пациентами врачебные навыки и различные манипуляции отрабатываются в условиях симуляционного центра. Он оснащён современными тренажёрами — есть муляж руки, на котором можно тренироваться, например, делать инъекции; торсы для освоения навыков аускультации; полноразмерные, очень сложные по своей организации высокореалистичные тренажёры для отработки действий при остановке сердца, отсутствии дыхания. Есть даже роботы, которые умеют воспроизводить реакции пациента, и с их помощью можно практиковаться в коммуникации.

— Перейдём непосредственно к процессу поступ­ления в вуз. Каковы правила приёма? Что ещё кроме результатов ЕГЭ учитывается при поступлении?

— Профильные экзамены для медицинских вузов — химия и биология. С детальной информацией о правилах приёма можно ознакомиться на сайте в разделе «Абитуриентам». Помимо основных требований к экзаменам, там подробно описаны индивидуальные достижения, которые дают дополнительные баллы, — участие в ряде олимпиад или, например, сдача норм ГТО. При поступлении в ординатуру большой вес имеет стаж работы на врачебных и сестринских должностях.

Отмечу, что для поступающих в ПГМУ после окончания медицинского училища или колледжа преду­смотрена возможность сдать внутренние экзамены, а не ЕГЭ. Такую практику сохранили не все вузы.

Тем, кто намерен поступать в университет сразу после школы, я бы рекомендовала сделать упор на изучении профильных предметов не в выпускном, а ещё в 9—10-м классах. Мы со своей стороны большое внимание уделяем профориентации.

— Что входит в профориентационную работу?

— Мы организовываем экскурсии для школьников и в наш вуз, в симуляционный центр, и в медицинские организации, участвуем в профильных выставках. Траекторий подготовки много, и мы даём ребятам возможность познакомиться с разными специальностями, чтобы понять, какая им ближе. В рамках проекта «Открытый университет» проходят занятия по углублённой подготовке к ЕГЭ, профессиональные пробы, лекции. Например, недавно для участников профильного лагеря в Центре сердечно-сосудистой хирургии была организована встреча, которая включала наблюдение за операцией в режиме реального времени. Занятия в «Открытом университете» рассчитаны на учеников 10—11-х классов и бесплатны для них, так как проект поддерживают краевые власти. К части активностей можно присоединиться в качестве вольного слушателя и сейчас, а полноценно включиться в процесс — с нового учебного года.

— В заключение скажите, пожалуйста, несколько слов о студенческой жизни ПГМУ за пределами учебных занятий.

— Медицинское образование — непростое, объём материалов, который нужно усваивать, очень большой. Умение работать с огромным количеством информации, с научной литературой, выделять главное — это важные навыки, которые получают студенты вместе с профессиональными знаниями. Практическая составляющая делает обучение напряжённым, но в то же время интересным, насыщенным.

Конечно, студенческая жизнь — это не только лекции и практики. У нас очень мощная волонтёрская организация, которая нацелена не только на медицинскую помощь, но и на участие в самых разных благотворительных проектах. В университете прекрасные творческие коллективы, они активно участвовали во Всероссийской студенческой весне. Некоторые уже получили широкую известность, как, например, театр «немхат». ПГМУ также широко известен своей хирургической школой, и не так давно мы организовали Школу хирургов. Студенческий и проф­союзный активы всегда легко включаются в иници­а­тивы студентов и помогают реализовывать таланты в разных сферах.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться