Революция алгоритмов
Как искусственный интеллект меняет финансовую отрасль
Финансовая отрасль является одним из флагманов использования технологии искусственного интеллекта в экономике. По оценкам McKinsey, данный сектор входит в число отраслей, которые получат наибольшую экономическую выгоду от внедрения генеративного искусственного интеллекта. По результатам исследования компаний «Яков и Партнёры» и «Яндекс», эффект от внедрения ИИ только в банковской сфере к 2028 году может достичь 0,6—0,9 трлн руб. в год. Однако, по словам экспертов, даже самые высокотехнологичные решения не смогут заменить живых финансовых консультантов и аналитиков.
Скоринг, робот-инвестор и справедливые тарифы
Эксперты McKinsey считают, что наиболее перспективные направления применения искусственного интеллекта в финансовом секторе — развитие клиентских сервисов (чат-боты и голосовые помощники), управление рисками и комплаенс. И действительно, часть функций, которые уже сейчас поручены искусственному интеллекту, не зависят от сегмента финансовой отрасли. Например, эксперты всех её сегментов говорят об автоматизации простейших задач, улучшения клиентского пути, создания голосовых помощников и чат-ботов в целях финансового мониторинга, обработки документов. В результате компании получают возможность улучшить качество предоставляемых услуг и персонализировать их.
Как пример, в ПСБ технологии искусственного интеллекта задействованы в системах кредитования среднего и малого бизнеса, а также в процессах кредитования розничного бизнеса, алгоритмов рекомендации розничных продуктов в каналах продаж и оптимизации расходов.
«Примером применения технологий искусственного интеллекта является бизнес-ассистент «Катюша», который позволяет клиентам сегмента среднего и малого бизнеса получить консультации по продуктам банка, смотреть остатки и выписки, а также полноценно проводить платежи», — говорит директор программ департамента цифровой трансформации и стратегии информационных технологий ПСБ Максим Белоусов.
Однако зона влияния искусственного интеллекта постоянно расширяется.
«Сейчас банки начали применять ИИ и для более сложных процессов, включая персонализацию обслуживания и анализ эмоций. В одном из российских банков, например, ИИ участвует в принятии решений о том, где в стране открывать новые отделения», — рассказывает Александр Мезенцев, директор по информационным технологиям АО «Свой Банк» (Группа IDF Eurasia).
Применение искусственного интеллекта в инвестиционной отрасли не является новшеством последнего времени. Генеральный директор Пермской фондовой компании Сергей Токарев напоминает, что алгоритмическая торговля применяется на биржевых торгах уже более 10 лет. Так называемый робот — специально разработанная программа — определяет лучшие моменты для покупки и продажи ценных бумаг, анализируя биржевые данные. В чистом виде торговля производится без участия клиента, хотя вариации могут включать различные ограничения, вмешательство человека в том числе. Преимущество робота в том, что осуществлять до нескольких операций в секунду может только он.
Другой разновидностью использования программ, продолжает Сергей Токарев, является так называемое «автоследование», когда операции одного человека копируются на десятки счетов. Этот вариант работы также существует уже достаточно давно и предлагается сейчас практически всеми инвесткомпаниями.
К продуктам нового поколения относится сервис, позволяющий подбирать ценные бумаги исходя из предсказаний моделей. Также модели искусственного интеллекта помогают в принятии инвестиционных решений: например, с его помощью можно в секунды получить инвестзаключение по вышедшей многостраничной отчётности компании, рассказывает руководитель отдела развития интернет-проектов ФГ «Финам» Дмитрий Трость.
Особенность искусственного интеллекта в страховании заключается в меньшем количестве доступных данных о клиентской базе.
«Например, банки знают о клиентах намного больше из-за ежедневного взаимодействия с ними и наличия верифицированной информации из бюро кредитных историй. В страховые компании в основном приходят раз в год, чтобы оформить полис, не считая возможного урегулирования убытков. Кроме того, стоит отметить, что для заключения некоторых видов страховых договоров не требуется большое количество информации в заявлении, что усложняет применение искусственного интеллекта», — говорит директор по развитию отношений с клиентами и искусственного интеллекта «Ингосстраха» Сергей Багно.
Интерес, смешанный с недоверием
Эксперты говорят о неоднозначном отношении клиентов к использованию искусственного интеллекта. Дмитрий Трость отмечает, что результаты исследования мнений пользователей и глубинных интервью говорят об их интересе к ИИ-сервисам, однако определённый уровень недоверия существует. Поэтому людям важно получать объяснение решений, предложенных ИИ-алгоритмами, и тестирование их результатов. Иначе говоря, клиентам важно получить доказательство, что прогнозы на основе ИИ имеют вероятность реализации не ниже, чем прогнозы аналитиков.
Однако, по мнению Александра Мезенцева, клиенту важнее качественное решение его проблемы, чем инструмент, с помощью которого это будет сделано. Например, если в чат-боте диалог с клиентом выстроен эффективно и учитывает потребности клиента, то удовлетворённость будет высокой, — а это вопрос совершенства алгоритмов. В то же время эксперт полагает, что всегда будет существовать доля клиентов, для которых общение с живым человеком более удобно.
Незаменимый человек
Искусственный интеллект уже изменил финансовую отрасль в целом. Он влияет на результаты её работы, лояльность клиентов и требует создания определённых условий технического и административного характера. Например, если говорить об инвесткомпаниях, это подключение к бирже, организации работы самой биржи и, главное, создание законодательных условий проведения таких торгов.
В то же время все специалисты единодушны в том, что полной замены человека алгоритмами не предвидится. Нейросети не замещают человека, а выступают в роли ассистента и существенно упрощают рабочий процесс.
«Искусственный интеллект не заменит человека по нескольким причинам. Во-первых, кто-то всё же должен развивать его и контролировать. Во-вторых, искусственный интеллект не может качественно работать в условиях, отличных от тех, в которых он учился, он менее вариативный и гибкий, чем человек. Наконец, он сам же создаёт новые отрасли и рабочие места, благодаря чему появляются новые профессии для человека», — уверен Александр Мезенцев.
Говоря о рисках потери рабочих мест, кандидат технических наук, доцент кафедры информационных технологий и автоматизированных систем ПНИПУ Даниил Курушин отмечает, что подобные ситуации в истории человечества возникали и прежде.
«Ещё в древности луддиты боролись против машин и что толку? Внедрение новой технологии не уничтожает рабочие места совсем. Оно меняет структуру рынка труда. Это может быть неприятно для кого-то, но в целом имеет скорее положительный эффект», — полагает Даниил Курушин.
Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.