Беспилотники в небе
Как БПЛА помогают при ЧП и спасают людей в Пермском крае
«Вспомните начало 20 века: все ещё ездили на лошадях, а когда появился двигатель внутреннего сгорания, смотрели на это, как на чудо! Мы примерно в таком же состоянии сейчас в области беспилотия, — говорит заместитель начальника Главного управления МЧС России по Пермскому краю, полковник Денис Говоров. — Уже сегодня то, что раньше нам казалось чудом — беспилотные такси или дроны-курьеры, — ездит и летает по городам. За беспилотниками — будущее». Как используют беспилотники в МЧС — в материале «Нового компаньона».
«Делим небо с большими самолётами»
— Денис Николаевич, МЧС чуть ли не первый в крае стал использовать беспилотники в своей работе...
— МЧС приняло на вооружение БПЛА уже давно. Конкретно в наш регион первые поставки дронов начались в 2014 году из КНР. Это были беспилотники китайской частной компании DJI, одного из пионеров и лидеров рынка БПЛА. Все пожарно-спасательные гарнизоны в крупных городах края — Кудымкар, Березники, Чусовой, Чайковский, Кунгур, Нытва, Чернушка и так далее — были обеспечены беспилотниками и могли/могут применять их в воздушной разведке при пожарах или ЧС.
— В основном, это аэрофотосъёмка?
— Да, получение информации в онлайн режиме, чтобы оценить обстановку и сразу же принять решение. На тех же лесных пожарах, например, — мы видим, где и как распространяется огонь, и понимаем, как надо действовать, чтобы его отсечь. А в прошлом году на вооружение МЧС поступил новый передвижной пункт управления с современной беспилотной авиационной системой из Ижевска.
— Почему из Ижевска?
— Сейчас Удмуртия — один из лидеров по производству БПЛА. Новый пункт представляет собой автомобиль повышенной проходимости, оснащённый двумя беспилотными воздушными судами Supercam S150 и Supercam S350 самолётного типа и одним Supercam SX200H комбинированного типа, с техническими средствами навигации, связи и жизнеобеспечения.
— Они дальше и дольше летают, чем прежние китайские модели?
— Длительность полёта наших новых беспилотных судов составляет почти 5 часов, а бесперебойная передача информации возможна на расстоянии почти 100 км. Беспилотники могут добраться в труднодоступные места и отправлять фото- и видеоматериалы высокого разрешения в реальном времени. Они в состоянии работать в автономном режиме. Мы можем дать ему полётное задание — провести, к примеру, аэрофотосъёмку в данном квадрате, — он выполнит его и затем возвратится в зону устойчивого приёма.
— Вас же не касается запрет на полеты БПЛА? Сколько человек задействованы в управлении беспилотниками?
— Да, запрет на использование беспилотников действует на всей территории Пермского края, и в текущих условиях эта мера более чем оправданна. Но мы как орган государственной власти имеем право применять беспилотную авиацию в рамках выполнения служебных задач. При этом и для нас действует ряд ограничений: глиссады аэропортов, территория оборонных предприятий и ещё ряд объектов недоступны для полётов, в том числе, и нам.
Мы относимся к гражданской авиации специального назначения. Работаем по Воздушному кодексу, соблюдаем все воздушные регламенты. Все борты застрахованы. Поскольку мы делим небо с большими самолётами, естественно, согласовываем все полёты. Взаимодействуем со всеми органами, регулирующими воздушное движение, которые открывают/закрывают небо (Пермским центром организации воздушного движения филиала «Аэронавигация Урала» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД». — Прим. ред.).
С беспилотниками работают три подразделения — восемь человек. Кстати, после того как у нас возросли возможности, к нам чаще стали обращаться и другие структуры для помощи. У некоторых есть беспилотники. Но что можно сделать, имея в распоряжении обычный квадрокоптер, который летает максимум 45 минут и только на 4-5 км? Особенно в наших труднодоступных местностях.
— С кем наиболее часто сотрудничаете?
— Со Следкомом и Минприроды.
— Примеры?
— Следствию нужны были беспилотники для осмотра места во время ЧП на Усьвинских столбах, где 38-летняя туристка из Тюмени сорвалась в пропасть в феврале 2021-го. И во время взрыва газа в четырёхэтажном доме Кизела в августе этого года, к примеру, тоже, чтобы сделать фотосъёмки места.
С Минприроды работаем, когда нужно произвести оценку лесных массивов, определить объёмы незаконной рубки леса, отследить лесные пожары и т.д.
Сейчас многие госструктуры развивают это направление, в том числе и с помощью контрактов со сторонними коммерческими предприятиями. Я думаю, мы скоро столкнёмся с большой долей беспилотных, в том числе авиационных систем, в жизни людей.
«Игра на опережение»
— Можете привести примеры, где и в каких случаях МЧС применялись беспилотники?
— Применяются часто и много. Это уже обыденная стандартная практика. Один из примеров — большой пожар под Краснокамском в торфяниках в 2023 году, когда огонь бушевал несколько дней и разросся до 84 га. Приходили противоречивые сведения, и лишь беспилотник позволил оценить масштабы, увидеть, что огонь подступает к дачному посёлку, и перехватить его. Или когда в 2021 году горел склад пластиковой посуды в Перми на ул. Васильева — нам тоже пришлось поднимать беспилотник на воздушную разведку из-за задымленности и больших площадей горения, чтобы оценить обстановку.
— Это и первые помощники при паводке?
— Как и при пожарах, во время паводка БПЛА — наиболее безопасный и эффективный источник информации. В режиме реального времени они выявляют зоны подтоплений и определяют границы разливов.
Нами оцифрована почти вся территория Пермского края — сделаны ортофотопланы (3D-модели местности) для мониторинга и прогнозирования паводкоопасных участков. На сегодня это самая такая трудоёмкая, объёмная, важная работа, сделанная нами при помощи беспилотников. Это позволяет нам играть на опережение.
— Неоценимы они и при поиске пропавших людей?
— Казалось бы, беспилотники — удобный инструмент при поиске потерявшихся людей в тайге. Но не совсем так. Мы, конечно, находим людей с помощью беспилотников, однако есть проблемы, которые ещё не удалось решить. Всплеск заявлений о пропаже людей обычно приходится на лето. Ищем, как правило, потерявшихся в лесу грибников, а они предпочитают однотонную неброскую или камуфлированную одежду, близкую по цвету к цвету растительности, которую беспилотнику трудно разглядеть в листве. Тепловизор тоже не поможет — летом почва прогревается так, что прибор показывает одну сплошную красно-оранжевую зону. Тепловой след человека не найти.
— И как в таких случаях действуете?
— Стараемся искать людей рано утром, пока ещё не рассвело и почва не прогрелась. Иногда наши сотрудники, управляющие БПЛА, проявляют мастерство высшего пилотажа: в этом году нашли бабушку, плутавшую несколько дней в лесу в Краснокамском районе, буквально чудом — вообще непонятно, как оператор беспилотника разглядел вначале ведро, а затем то ли ногу, то ли руку в зарослях. Бабушка была сильно истощена, но спасена.
— Надежда и на чутьё оператора БПЛА?
— Конечно, мы пытаемся всю систему оптимизировать, чтобы исключить ошибку человека, чтобы решало не чутьё оператора или чтобы, по крайней мере, это чутье сопровождалось подсказками машины, поэтому сотрудничаем с пермскими IT-компаниями, пытаемся вместе найти решение, чтобы машинное зрение лучше помогало искать объекты.
Как в кино
— Давайте поговорим про будущее беспилотников...
— Вспомните начало 20 века. Все ещё ездили на лошадях, а когда появился двигатель внутреннего сгорания, смотрели на это, как на чудо. Мы сейчас примерно в таком же состоянии.
— Всё, что мы раньше видели в научно-фантастических фильмах, становится реальностью…
— Беспилотные такси уже перевозят людей. Активно используются беспилотники в сельском хозяйстве — для опрыскивания, внесения удобрений и химикатов в почву. Есть запросы по беспилотникам, которые будут перевозить рулоны сена. По некоторым городам-мегаполисам ездят беспилотные доставщики, которые привозят продукты из магазина. Про эксзоскелеты мы тоже смотрели фантастические фильмы, а теперь они применяются на некоторых промышленных предприятиях.
Или вспомните кадры, как беспилотники выходят роем с маточного корабля, и каждый из них, руководствуясь приказами центра, выполняет своё задание. Думаю, это уже не мечта.
Беспилотье будет развиваться. И не только воздушное. К примеру, на территории Пермского края нужны подводные беспилотники для разведки соляных шахт. Обычные камеры в мутной среде работают плохо, и не всякий беспилотник может погрузиться в соляные растворы. За этим — будущее.
С помощью БПЛА можно доставлять продукты питания или медикаменты шахтёрам, наладить с ними связь, если вдруг ЧП и они окажутся за завалами. Понятно, что где-то человека мы не заменим, но беспилотники могут стать отличными помощниками в опасных для человека средах, в непригодных для дыхания.
Да и совсем в недалеком будущем уже окружающие нас «беспилотники» смогут приходить нам на помощь в опасных ситуациях. Например, предложил на одной из конференций разработчикам умных домов применять привычный нам робот-пылесос в качестве указателя безопасного пути эвакуации при пожарах. Идея достаточно простая: умный дом — это, в том числе, совокупность всевозможных датчиков (движения, влажности, температуры и т.п.). Робот, ориентируясь на показания этих датчиков, выбирает самый безопасный путь, движется впереди человека, сопровождая его к выходу. Реализуют эту идею или нет, не знаю, но заинтересовались и, как говорится, на карандаш взяли.
Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.