Евгений Чудновский:
У пермского аэропорта серьёзный потенциал
Гендиректор холдинга «Аэропорты регионов» — о перспективах развития «воздушной гавани» Прикамья
Депутаты краевого Законодательного собрания 19 сентября будут рассматривать вопрос о создании на базе пермского аэропорта Большое Савино совместного предприятия с инвестором, победившим в конкурсе, — компанией «Кольцово-Инвест», управляющей екатеринбургским аэропортом Кольцово и входящей в холдинг «Аэропорты регионов». Накануне этого обсуждения генеральный директор «Аэропортов регионов» (входит в ГК «Ренова») Евгений Чудновский ответил на наиболее острые вопросы, касающиеся судьбы международного аэропорта «Пермь».
— Евгений Александрович, какие существуют гарантии относительно того, что руководимый вами холдинг не будет искусственно ограничивать развитие пермского аэропорта с целью создать максимальные преференции для Кольцово?
— Могу уверенно заявить, что эти предположения не имеют под собой совершенно никаких оснований. Во-первых, аэропорт, из которого осуществляются те или иные рейсы, выбирают авиакомпании и, разумеется, пассажиры, а сам аэропорт создаёт лишь необходимую инфраструктуру для организации перевозок. Во-вторых, это нецелесообразно экономически: мы как инвесторы обязуемся вложить в развитие пермского аэропорта 8 млрд руб. (3,7 млрд руб. — на первом этапе, до 2015 года, и 4,3 млрд руб. — на втором). Никто не будет вкладывать такие деньги только для того, чтобы «закопать» один проект в угоду другому.
В-третьих, любой специалист в сфере авиационных перевозок скажет вам, что Кольцово не является и не может являться конкурентом аэропорту Большое Савино. Пермь ориентирована на собственный базовый спрос, который, кстати, имеет потенциал для существенного роста, и этот базовый спрос не может быть перенаправлен в Екатеринбург по объективным причинам: при кажущейся близости, два соседних аэропорта расположены на таком удалении, что пермяки никогда не будут массово вылетать из Екатеринбурга.
Что касается «трансфертных» перевозок — в города, в которые из Перми сегодня нет прямых рейсов, то здесь основным конкурентом для пермского аэропорта является совсем не Екатеринбург, а Москва. В 2011 году через Москву в города, в которые нет прямых рейсов из Перми, улетело 526 тыс. пермяков, а через Екатеринбург — только 400 человек. На сегодняшний момент эта картина принципиально не изменилась. Поэтому ключевой задачей в рамках развития аэропорта является дальнейшее увеличение прямых рейсов из Перми, что позволит пермякам летать напрямую, без пересадок. И мы такую задачу перед собой ставим.
— И как этого добиться?
— Создание инфраструктуры и привлечение новых перевозчиков создаст для пермяков кардинально новый, более широкий спектр выбора маршрутной сети. То, что открылась и затем значительно увеличилась частота рейсов из Перми в Екатеринбург, — разве это плохо? На нынешнем этапе это даёт пермякам альтернативу пересадкам в Москве, позволяет сэкономить время и увеличивает комфорт при перелётах, например, на Восток.
Вы поймите, что маршрутная сеть развивается этапами, и авиакомпании не идут на открытие прямых перелётов по тем направлениям, по которым ещё не сформирован спрос. На первом этапе, если Перми не хватает базового потока для регулярного сообщения по тем или иным направлениям, полёты осуществляются через Москву или Екатеринбург. Но как только поток вырастает до необходимого уровня, авиакомпании тотчас же предложат открытие прямого маршрута из Перми. Потому что этот продукт гораздо более привлекателен, чем перелёт с пересадкой. А важно отметить, что рынок авиаперевозок высококонкурентен, и авиакомпании активно борются за пассажиров.
Отмечу, что у нас существует большой опыт по развитию авиасообщения из региональных аэропортов. Компания «Аэропорты регионов» реализует схожие проекты по развитию аэропортов в Самаре и Нижнем Новгороде. И результаты по этим объектам получены ощутимые: за время управления самарским аэропортом (около года) открыто 12 новых рейсов, а пассажиропоток вырос на 14% — более чем на 150 тыс. человек (данные за семь месяцев).
В Нижнем Новгороде мы работаем около двух лет. Пассажиропоток там за это время вырос почти в три раза: с 376 тыс. человек в 2010 году до 747 тыс. человек в 2012-м, а в нынешнем году он превысит 1 млн пассажиров. Также за это время в Нижнем Новгороде запущены рейсы по 30 новым направлениям — как внутренним, так и зарубежным.
Подобный опыт развития авиасообщений востребован и в Перми. В настоящее время мы уже ведём определённую работу в этом направлении, в частности, увеличены частоты рейсов из Перми и в Пермь по программам региональных перевозок. Ведутся переговоры с двумя крупными российскими авиакомпаниями, которые могли бы использовать пермский аэропорт в качестве базового и развивать отсюда свою маршрутную сеть.
— И всё же, насколько законным был выбор ОАО «Кольцово-Инвест» как инвестора для пермского аэропорта? Конкурс был проведён непрозрачно, и ФАС России сомневается в его объективности. Где гарантия того, что предложение «Кольцово-Инвест» действительно лучшее?
— Мы считаем, что ОАО «Кольцово-Инвест» было выбрано в рамках понятной и прозрачной процедуры отбора инвесторов. Данный отбор был проведён ОАО «Международный аэропорт «Пермь» по поручению правительства Пермского края в феврале 2013 года. Для проведения отбора была сформирована конкурсная комиссия, в состав которой вошли представители пермского аэропорта, правительства края, к участию были также приглашены депутаты краевого Законодательного собрания. Для формирования условий отбора и оценки результатов поступивших предложений привлекалась международная консалтинговая компания Lufthansa Consulting.
Комиссия получила предложения от трёх заинтересованных инвесторов — холдингов «Аэропорты регионов» (ОАО «Кольцово-Инвест»), «Новапорт» (ОАО «Аэропорт Толмачёво») и «Базэл-Аэро». Поступившие заявки были публично рассмотрены членами комиссии и оценены в соответствии с утверждённой системой оценки. Наилучшим предложением по объективным критериям было признано предложение ОАО «Кольцово-Инвест».
Нам трудно судить о том, какими соображениями руководствовались члены комиссии, отдав пальму первенства именно «Кольцово-Инвест». Это было коллегиальное решение — причём как членов комиссии, так и привлечённых экспертов. В итоге комиссия рекомендовала краевому правительству заключить инвестиционное соглашение именно с «Кольцово-Инвест».
— На июньском пленарном заседании Законодательного собрания некоторые депутаты выступили с утверждениями о том, что все нынешние руководители пермского аэропорта ранее работали в екатеринбуржском Кольцово. И, мол, при выборе инвестора они были необъективны. Однако, по нашим данным, нынешний директор Международного аэропорта «Пермь» Эдуард Кошенсков ранее работал начальником управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Уральскому федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Минтранса России. Насколько в целом справедливы подобные подозрения в аффилированности руководящих работников пермского аэропорта с Кольцово?
— Думаю, что даже если кто-то из них и работал в прошлом в Екатеринбурге, то в этом нет ничего предосудительного. Во-первых, Кольцово общепризнанно является одним из лучших аэропортов в стране и выступает кузницей кадров для многих аэропортов Уральского региона. Во-вторых, решение о выборе инвестора на прозрачной основе принимала конкурсная комиссия, а не какие-то отдельные сотрудники пермского аэропорта.
— Но, насколько известно, инвестор уже начал свою деятельность в Большом Савино — его представители регулярно приезжают в Пермь, получают доступ к документам пермского аэропорта и вмешиваются в его управление. На каком основании это происходит?
— Соглашение правительства Пермского края и инвестора предусматривает, что последний имеет право на проведение собственного аудита предприятия. Это логично, ведь инвестор не будет вкладывать деньги в «кота в мешке». Этот процесс и происходил в последние месяцы.
Участия в управлении ОАО «Международный аэропорт «Пермь» представители холдинга «Аэропорты регионов» сегодня не принимают.
Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.