Дарья Эйсфельд: «Пазлы» должны складываться в единую картину
Интервью с заместителем председателя комитета по социальной политике краевого Законодательного собрания
— Дарья Александровна, в настоящее время меняются подходы к бюджетному планированию. Это как-то отразится на социальных программах Пермского края?
— Да, подходы к бюджетному планированию принципиально поменялись. Речь идёт о переходе на программно-целевой метод. Раньше бюджет был «сметным», то есть планировался по затратам, у чего были свои минусы. Например, нельзя было оценить эффективность реализации бюджета с точки зрения достижения выполнения конкретных показателей. Переход на программный бюджет позволит нам делать такие оценки. Правительство уже представило черновые наброски программ в сфере социальной политики. Индикатор их достижения — это определённые целевые показатели. В 2014 году мы впервые будем оценивать работу правительства не по тому, сколько средств потрачено из бюджета, а на основании того, какие показатели достигнуты, а какие — нет.
— Эти изменения каким-то образом повлияли на само содержание социальных программ?
— От программ просто социальной помощи и поддержки мы переходим к программам социального партнёрства. Сейчас пользователи программ будут рассматриваться как полноценные участники в их реализации. То есть речь идёт о социальных контрактах. В рамках этих программ людям будет оказываться не только финансовая, но и консультационная поддержка, организация обучения, будут фиксироваться запланированные результаты. Цель — максимально помочь человеку выйти в самостоятельную, самодостаточную жизнь. Пилотный проект «Самообеспечение» вполне себя зарекомендовал. Правда, он был достаточно узкого направления — помощь в организации личного подсобного хозяйства. Жителям сельской местности обеспечивался небольшой стартовый капитал, предоставлялся базовый бизнес-проект. Как результат — все участники стали финансово независимыми.
— Одна из актуальных тем сегодня — исполнение указов президента, в том числе по повышению зарплат работникам бюджетной сферы. Есть ли какие-то сложности на этом пути?
— Здесь нужно учитывать два момента. Во-первых, указы президента не обсуждаются. Во-вторых, работа по повышению зарплат бюджетникам в Пермском крае велась и раньше. Когда мы говорим о работниках бюджетной сферы, то прежде всего имеем в виду специалистов, занятых в сфере образования — от дошкольного до дополнительного, и здравоохранения. Это те киты, на которых стоит любое общество. И они должны быть материально обеспеченными. Ну и, конечно же, работники культуры. Эта отрасль вообще достаточно долгое время недофинансируется. К сожалению, вкладывая средства в фестивали, почему-то забыли про крайне низкую зарплату самих работников сферы культуры.
Исполнение указов президента — нелёгкая задача для многих субъектов Федерации. Только у девяти регионов сегодня есть финансовая возможность их выполнить, во всех остальных субъектах есть те или иные сложности. Всего у нас девять категорий работников бюджетной сферы, которым мы должны повысить зарплату. Из них по двум, если говорить о крае, пока идёт недовыполнение — это работники дошкольного и дополнительного образования. В муниципалитетах, к сожалению, пока «проседание» по пяти категориям. Из 48 территорий только 10 имеют финансовые возможности выполнить указы более чем на 90%. Важно учесть, что с целью обеспечить выполнение указов президента в 2013 году на уровень муниципалитетов была передана часть налогов. Здесь всё будет зависеть уже от местных властей: чем более качественно они будут собирать налоги, тем более обеспеченными будут их бюджеты. Кроме того, с 2014 года содержание учреждений дошкольного образования переходит на краевой уровень, что тоже должно облегчить работу муниципалитетов.
— В последние годы много внимания уделялось повышению уровня жизни многодетных семей. Вы видите результаты этой работы?
— Появился новый формат многодетных семей. Если ещё два года назад мы фиксировали повышение рождаемости в асоциальных семьях, то сейчас можно говорить об активных образованных многодетных семьях, которые знают свои права и готовы к результативному сотрудничеству. Наша цель была улучшить демографическую ситуацию в Пермском крае именно за счёт таких состоявшихся семей. Есть ощущение, что комплекс мер по поддержке многодетных семей даёт необходимые нам результаты.
— Много споров было вокруг предоставления земельных участков для многодетных. Есть ли сегодня сложности с обеспечением участков инфраструктурой?
— Да, такую проблему мы фиксируем. И в рамках «правительственного часа» на следующем заседании Законодательного собрания правительство по нашей инициативе будет отчитываться о его выполнении. На сегодняшний день мы серьёзно продвинулись в вопросах предоставления земельных участков. Но задача обеспечения инфраструктурой пока решается крайне медленно. В разных муниципалитетах это разного уровня проблемы. Где есть возможность предоставить земельные участки в черте города, там сложностей меньше — ближе точки подключения к электричеству, воде, газу, но там, где участки предоставляются в чистом поле, вопрос обеспечения их инфраструктурой в большинстве случаев очень проблемный. Как результат — семьи стали продавать свои участки. Поэтому правительству нужно определяться: либо честно признать «не можем обеспечить выполнение закона в полной мере» и далее фиксировать лишь количество предоставленных участков, либо создать комплекс работающих мер с конечным результатом — число семей, построивших дома на выделенных участках. Депутаты предлагают работать на результат, а не для статистики. И штурманом в этом вопросе должно выступить именно правительство, скоординировав действия муниципалитетов, ресурсоснабжающих организаций и т. д., обозначив сроки, ответственных, для того чтобы семьи имели понятные перспективы и могли планировать свои бюджеты и действия.
— Над какими законопроектами вы сейчас работаете?
— На выходе законопроект о гарантиях занятости инвалидов в Пермском крае. Мы уже говорили о социальном партнёрстве, о новом формате многодетных, и вот сейчас подобные изменения коснулись людей с ограниченными возможностями. С развитием информационных технологий у молодёжи из этой среды появляется масса возможностей реализовать себя. По федеральному законодательству, субъект Федерации должен обеспечить инвалидам гарантии занятости путём создания определённых условий, повышающих их конкурентоспособность на рынке труда. Мы вводим в действие систему обучения инвалидов, систему создания специализированных рабочих мест, систему включения и поддержки малого и среднего предпринимательства инвалидов, создаём специальный кадровый резерв, совершенствуем систему квотирования и вводим понятие резервирования рабочих мест. Наша цель — создание единого механизма обеспечения занятости инвалидов в Пермском крае. На сегодняшний день его пока нет. Есть отдельные мероприятия, но эти пазлы должны сложиться в единую картину. Вообще, чем больше общаешься с жителями, погружаешься в ту или иную проблему, тем больше видишь законодательных пробелов. Например, ситуация с отсутствием льгот у преподавателей учительских домов в сельской местности. Сейчас будем устранять эту несправедливость.
— На взгляд со стороны, Законодательное собрание сегодня — сплошные конфликты. Как это отражается на качестве работы?
— Я убеждена, что чем больше различных точек зрения — тем качественнее наши законы. Ну не может один человек знать всё лучше всех! Поэтому просто необходимо слышать разные мнения, позиции и искать компромиссы. Очень часто приходится дискутировать с правительством, доказывать свою правоту. Но когда ты понимаешь, что за твоим мнением стоят избиратели, это помогает.
Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.