Волны на рассвете
Состоялся первый из серии ночных концертов Дягилевского фестиваля 2019 года
Это не просто фестивальное событие необычного формата — это непременная часть фестивальной атмосферы. Ночные концерты, проходящие под куполом Спасо-Преображенского кафедрального собора — в зале деревянной скульптуры Пермской художественной галереи, — это священнодействие, медитация и терапия. Вот уже третий год зрители правдами и неправдами пробиваются на концерты, которые проходят в разгар рабочей недели и начинаются в 03.30, потому что пропустить это невозможно.
На впечатление от концерта работает всё: не только музыка, но и отрешённые, вечные лики деревянных богов, специфическая — с довольно сильной реверберацией — акустика зала, процедура входа и выхода с концерта (все идут цепочкой за капельдинером в темноте, вдоль дорожки из мерцающих свечек), запах ароматических курений, напоминающий церковный ладан, и, конечно, рассвет, который пробивается робким лучом в окошки под потолком зала, а потом вырывается на камские просторы вместе со свежим ветерком и пением птиц.
Конечно, не любая музыка подойдёт под эти обстоятельства, но сольный концерт диковинного инструмента, который называется «волны Мартено» — идеально.
На волнах Мартено, как на любом музыкальном инструменте, можно сыграть что угодно — хоть гамму, хоть «Чижика», хоть чакону Баха, но интересно слушать те произведения, которые написаны специально для волн и учитывают их специфику. Именно их отобрала для своего выступления французская «волнистка» Сесиль Лартиго.
Это была непростая музыка — сочинения французского авангарда ХХ века к раскрученным мелодиям не причислишь. Сесиль Лартиго вслед за авторами музыки — Микаэлем Левинасом, Сильвано Буссотти, Клодом Баллифом, Антуаном Тисне, Шарлем Кёкленом и, конечно, Оливье Мессианом, великим визионером времён мировых войн и главным автором музыки для волн Мартено — призывала слушателей наслаждаться не столько мелодиями, сколько звуками, их причудливыми характерами и сложными сочетаниями. Каждый звук в этом исполнении приобретал вес и значение, становился самоценным.
Волны Мартено — инструмент неограниченных возможностей: он то звучит, как клавишный синтезатор, то идеально имитирует скрипку, то выдаёт набор инопланетных звуков, недаром волны часто используют в музыке для фантастического кино.
Конечно, как любой монофонический инструмент, волны Мартено ярче всего раскрываются в ансамбле, а сольный концерт — это событие экзотическое и очень познавательное. Но было бы несправедливо сводить интерес к этому инструменту к любопытству: в пространстве деревянных богов волны звучали как высказывание иномирных сущностей, таинственное, доступное не столько расшифровке, сколько эмпатии. Этот концерт стал для слушателей в больше мере переживанием, чем зрелищем.
Впереди в фестивальной программе — ещё один ночной концерт волн Мартено и два ночных концерта хора ByzantiAeterna.