В такт сердца
В рамках Дягилевского фестиваля в Пермской художественной галерее открылась выставка советских и современных российских художников. Она продолжится до 23 июня.
Выставка, которая получила название «Пульсации», задумывалась ещё лет 10 назад. Одним из инициаторов её проведения был кардиохирург Сергей Суханов, который знал, что у его коллеги и товарища Михаила Алшибая есть отличная коллекция живописи и графики советских нонконформистов. Алшибая не раз бывал в Перми по приглашению Суханова, читал лекции и даже оперировал на открытом сердце. В один из первых приездов Суханов отвёт коллегу в Пермскую галерею, тогда и появилась идея провести здесь выставку, которая реализовалась благодаря Дягилевскому фестивалю, но лишь сейчас, уже после смерти Суханова.
Этот проект удивительно вошёл в резонанс с некоторыми
сквозными мотивами фестиваля. Фестиваль открывался Девятой симфонией Малера, в
музыке которой дирижёр Леонард Бернстайн слышал стук сердца композитора. В
экспозиции «Пульсаций» «сердечная» тема — одна из важнейших, как и тема пронизывающих
всю человеческую жизнь театральности, игры, карнавальности, как говорит
Алшибая, «в бахтинском смысле».
Выставка отборная, каждая работа достойна отдельной лекции,
статьи, исследования, и Алшибая с увлечением о них рассказывает, упоминая
обстоятельства их создания, ведь он дружил и дружит с большинством авторов.
Здесь представлены все нонконформисты с громкими международными именами:
Владимир Немухин, Виктор Пивоваров, Дмитрий Краснопевцев, Евгений Кропивницкий,
Илья Кабаков и другие; кроме того, Алшибая активно работает с современными
художниками —пермяки с удовольствием встретятся с творчеством Дмитрия Гутова и
Юрия Альберта, хорошо знакомых по выставкам в музее PERMM. Все работы, что
называется, «первого ряда», о каждой можно прочитать большую лекцию.
Экспозиция очень яркая и в целом позитивная, но не лишённая
философии в духе «мементо мори». Так, целая серия работ связана с темой сердца — не сердечных дел в лирическом смысле, а сердца в самом что ни на есть физиологическом
проявлении. Здесь центральное место занимает мультимедийный проект Марии
Арендт, сделанный в соавторстве с самим Алшибая. Художница работает в технике
пэчворк (подобные вещи в Перми создаёт Ольга Субботина), и её инсталляция «Курсы кройки и шитья» воспроизводит в лоскутной технике момент настоящей
операции на открытом сердце. Две хирургические скобки на её полотне были
добавлены лично Алшибая — принародно, в Третьяковской галерее, то есть это был
ещё и перформанс.
Эта работа наиболее явно и недвусмысленно высказывает мысль,
которая присутствует во всей экспозиции «Пульсаций»: у хирургии очень много
общего с художественным творчеством. Хирургическая операция должна быть сделана
красиво и от чистого сердца.
Кураторская команда Пермской художественной галереи
постаралась максимально приблизить экспозицию к зрителю, сделать её уютной,
напомнить о тех годах, когда творили московские нонконформисты. Для этого
галерея даже приобрела за 500 руб. по объявлению винтажный диванчик: такие в
своё время назывались «софа». Хозяйка очень удивилась, что нашёлся не просто
покупатель, а целая галерея.