Бас Вигерс: Главное качество современного музыканта — любознательность
— Расскажите о «Гиене»...
— «Гиена» — это история, которую рассказывает её героиня — Моллена. Это о том, как она боролась с алкогольной зависимостью и преодолела её. Моллена — профессиональный перформер и сторителлер, она сначала написала эту историю без музыки, но её муж Георг Хаас был так вдохновлён этим материалом, что написал музыку, сопровождающую эту историю.
— Это скорее драматическое или музыкальное произведение?
— Точнее всего будет сказать, что это комбинация двух начал. Конечно, история эта очень драматична; музыка порой поддерживает рассказ, а иногда служит его мотором, двигателем. Это определённо не традиционный театр — это его современная разновидность, которую принято обозначать как «сторителлинг» — рассказывание историй, но по жанру это драма, определённо.
Моллена фантастична в своей профессии. Её сторителлинг на сцене по-настоящему потрясает. Это огромная радость — работать с ней.
— Как получилось, что вы занялись такой необычной работой? Чем вас привлекают эта история и музыка Хааса?
— Я начинал свою карьеру как скрипач, но всё больше и больше занимаюсь дирижированием. Я всегда любил новую музыку, любил открывать в музыке новое. Мне всегда казалось странным, что мы живём сегодня, в сегодняшнем мире, но почему-то играть предпочитаем музыку композиторов, которые уже умерли. Мне интересна музыка композиторов, которые пока ещё живы.
На протяжении последних двух лет я регулярно работаю с этим потрясающим ансамблем — Klangforum Wien. У них безупречный вкус на новую музыку, они выпустили уже около 500 музыкальных премьер, современные композиторы специально пишут для них музыку. Георг Фридрих Хааас — один из таких композиторов. Мы уже сделали вместе оперу в Австрии. Такое сотрудничество — настоящее сокровище.
Премьера «Гиены» состоялась в Вене, и мы рады, что проект оказался успешным, мы часто исполняем его по всему миру, две недели назад играли его в Кёльне, а сейчас можем представить его на вашем блестящем фестивале. Всегда радостно, когда музыка, написанная так недавно, исполняется часто, как обычно исполняется только классика.
— Исполнение современной музыки требует от музыканта каких-то особых качеств, специальных компетенций? Манера игра должна отличатся от исполнения классики?
— В целом — не особенно, никаких радикальных отличий нет. Но я думаю, что главное, что необходимо для исполнения новой музыки — искренняя любознательность. Когда играешь старую музыку, ты всегда находишься внутри большой исполнительской истории, ты продолжаешь определённую традицию, ты взаимодействуешь с канонами — следуешь им, или, напротив, борешься с ними... Когда ты слушаешь, как оркестр Венской филармонии исполняет вальсы Штрауса или русский симфонический оркестр играет Чайковского, ты понимаешь, чего от этого исполнения ждать. Когда играешь новую музыку, ты сам создаёшь традицию, ты её изобретаешь. Так что исполнительская разница между старой и новой музыки — не в руках, а в головах. Новое исполнительство требует свежих мозгов.
Ну и, конечно, ты просто должен быть хорошим исполнителем, поскольку современная музыка часто требует предельной тонкости, точности и виртуозности.
Я считаю, что для музыканта важно делать разные вещи — играть и новую, и классическую, и старинную музыку. Я стараюсь помнить весь свой опыт, постоянно держать его в голове. Я очень люблю слушать, как играют другие исполнители. Это совершенно необходимо, чтобы найти свой собственный путь.
— Что вы хотели бы сказать публике Дягилевского фестиваля своим выступлением?
— «Гиена» — мощное высказывание о личном преодолении жизненных трудностей. В случае Моллены это алкогольная зависимость, но можно применить эту историю к любым другим серьёзным проблемам. Она говорит о том, что мы сильнее, чем кажемся, что мы можем победить то, что кажется непобедимым, восстановиться и возродиться. Это фантастический образ, фантастическое послание, которое всем дарит надежду, трогает слушателей и даёт им что-то очень важное и значимое. Надеюсь, именно такого эффекта мы добьёмся своим выступлением в Перми.
— Вы живёте в самой музыкальной стране в мире. Как вы думаете, люди в Австрии отличаются от людей в других странах?
— Трудно ответить. Вена, конечно, мировая столица музыкальной классики, её жители очень этим гордятся, но я считаю, что Россия — не менее музыкальная страна, чем Австрия. Правда, я до сих пор никогда не играл в России, выступление в Перми — мой российский дебют, но мы играли «Гиену» в Амстердаме, в Лондоне, в других городах, и везде публика воспринимала эту музыку с искренностью и любопытством. Я очень надеюсь, что и здесь у нас всё получится.