Ольга Юдина: Музей Астафьева — зона особого внимания
Директор Пермского краеведческого музея поделилась планами по поводу нового филиала
— Что стало поводом для присоединения музея Виктора Астафьева в Чусовом к краевому музею в качестве филиала?
— Краевой Минкульт последовательно подошёл к созданию сети литературных музеев в Пермском крае. Не то чтобы что-то не устраивало в работе чусовской команды — наоборот: они проделали прекрасную работу, которая превратила маленький провинциальный музей в точку роста, и наша задача — укрепить и продвинуть его.
У нас есть опыт работы с литературными музеями, в первую очередь с Домом-музеем Василия Каменского в Троице. Он вошёл в российский реестр «необычных музеев», и поездка «в Пермь к Каменскому» стала особой «фишкой» для туристов.
Сложнее ситуация с музеем Пастернака во Всеволодо-Вильве, но и здесь есть успехи. Так что за музей Астафьева мы берёмся уже со знанием дела и с некоторым опытом. Могу сказать, что в 2015 году, объявленном Годом литературы, именно музей Астафьева — не музей Каменского и не музей Пастернака — будет зоной особого внимания.
— С чем это связано? Астафьев важнее Пастернака?
— Творчество Астафьева — это особый мир, чтение его произведений — это погружение. Особенно — чтение военной прозы! В 2015 году мы празднуем 70-летие Победы, и в то же время этот год объявлен Годом литературы. Такое совпадение даёт прекрасную возможность вплотную заняться наследием писателя-фронтовика.
Кроме того, с музеями Пастернака и Каменского работа уже идёт, направления определены, а Астафьев — это новая для нас творческая задача.
— Почему работа начинается с конфликтов?
— Я бы назвала это недоразумением, а не конфликтом. Энтузиасты, которые 11 лет создавали и развивали музей Астафьева в Чусовом, боятся за сохранность результатов своей работы. Это понятно. Но я уверена, что совместная деятельность снимет все вопросы.
— Главный вопрос — судьба помещения на ул. Фрунзе, 38, где расположена экспозиция. Будет ли сохранено это помещение, в котором Астафьев написал свой первый опубликованный рассказ «Гражданский человек», в качестве музея?
— Да, мы планируем продлить аренду этого помещения. Но вы поймите: это полуподвал, он не соответствует нормам музейного фондохранения. Там не то что музейный микроклимат не создан — нормальной вентиляции нет, не соблюдается температурный режим. Проще говоря — там сыро и холодно. Поэтому фонды, которые там хранятся, мы планируем вывезти в Пермь для их же сохранности и разместить в оборудованном фондохранилище. А экспозиция сохранится, но предварительно мы отремонтируем этот подвал, оборудуем, пригласим профессионального музейного дизайнера.
Это будет не очень просто, потому что, как выяснилось, у подвала и у жилых этажей дома разные собственники, а коммуникации общие. Но мы готовы проявить упорство и вкладывать в этот проект значительные средства.
— А каковы ваши плану по поводу второго помещения — домика семьи Астафьевых с восстановленным интерьером?
— В этом домике, хотя интерьер там не подлинный, а, как вы правильно заметили, восстановленный, сохранился живой дух времени Астафьева, какая-то особая атмосфера. Это очень деликатная, семейная, камерная история. Мы ничего не будем трогать в этом интерьере, разве что аккуратно отреставрируем отдельные предметы.
А вот прилегающая территория должна быть благоустроена и начать работать в качестве сервисной зоны. Посетители должны получить не только впечатления, но и комфорт.
Музей Астафьева в Чусовом занимался сбором, хранением, изучением наследия писателя и отдельными просветительскими проектами: они издавали книги, работали со школами. Сейчас надо дополнить эту успешную деятельность и выйти на новую ступень: привлечь посетителей. Современный музей — это привлекательное для туристов место, а мы неоднократно слышали от туристов жалобы на то, что домик закрыт, попасть туда невозможно.
Мы должны сделать так, чтобы музей начал работать в нормальном режиме, а туристы легко находили к нему дорогу. Для этого мы разрабатываем городскую навигацию, систему дорожных указателей.
Администрации Чусового и Чусовского района встретили нас доброжелательно, мы рассчитываем на них как на партнёров. Мы видим в городе готовность развивать эту площадку, и это даёт нам стимул.
— Какие вы планируете кадровые изменения в новом филиале?
— Там должна начать работать научный сотрудник и профессиональный экскурсовод.
Татьяна Вострикова, заместитель директора Пермского краеведческого музея по развитию:
— Литературная тема всегда трудна для музейной подачи: как правило, это плоскостные материалы, из которых непросто выстроить привлекательную экспозицию. Мы считаем образцом правильного подхода к этой задаче музей Анны Ахматовой в Санкт-Петербурге — там очень хорошая литературная экспозиция, большая детская программа.
Сейчас собирается сильная команда музеологов России, которые занимаются литературными музеями и музеями-усадьбами. Это наши единомышленники, и мы готовы подключать их к развитию музея Астафьева в Чусовом.
Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.