Молодые пермские художники будут представлены в Москве
Выставка «Форма незримого» открывается в Центре современного искусства «Винзавод»
Музей современного искусства PERMM представит в Москве групповую выставку пермских художников «Форма незримого».
Участники — 17 художников, представляющих новую волну пермского искусства: Ася Маракулина, Алекс Этевут, Сергей Деникин, Илья Гришаев, Дмитрий Жуков, Анна Андржиевская, Александр Лещев, Слава Нестеров, Вадим Михайлов, Елена Слобцева, Пётр Стабровский, Анастасия Уланова, Любовь Шмыкова, Алёна Петит, Ольга Субботина, Михаил Павлюкевич, Инга Вьюгова.
Куратором проекта выступил петербургский художник Пётр Белый.
Пётр Белый, художник, куратор проекта «Форма незримого»:
— Известно, что Пермь послужила прототипом города Юрятин в романе Бориса Пастернака «Доктор Живаго». Почему Пастернак напрямую не указал в романе город Пермь, а предпочёл некий образ? Возможно, потому что ощущения порой гораздо точнее, чем факты, и, понимая это, Пастернак предпочёл свободу от конкретики названий.
Выставка пермского современного искусства «Форма незримого» продолжает линию узнавания без точного адреса. Масштабная протяжённость Пермского края словно растворяет детали в пространстве, не указывая ни на что конкретно.
Групповая выставка — это всегда трудно идентифицируемый феномен, её результат непредсказуем: коллективное высказывание идёт вразрез с индивидуалистической природой творчества. Однако при удачном стечении обстоятельств групповой проект многократно умножает силу высказывания, позволяя говорить о явлении, а не об одиночке-самородке, приехавшем в столицу.
Повествовательная линия выставки задумана как прогулка по пермской Земле, где идиллические пейзажи полей и озёр соседствуют с разрушенными бетонными конструкциями и брошенной ржавой техникой. Художник, заняв свой наблюдательный пост, становится мощным отражателем. Зеркальные «глаза» Петра Стабровского, в которых зритель видит собственное лицо, или скворечники Славы Нестерова, внутри которых живут почти оруэлловские персонажи, демонстрируют разные техники наблюдения: за ландшафтом и насекомыми, за зрителем, за самим собой.
Статус художника в провинции имеет сегодня особую ценность. Мы все устали от ситуации глобализма, биеннальных форматов, и тут на помощь могут прийти локальные истории, более сомасштабные человеку. Поэтика места, малогабаритной квартиры на окраине, невозможность отрыва от корней проглядывает сквозь последующие наслоения в творчестве и ментальности.
Ритуальное капище коми-пермяков в исполнении Димы Жукова, тема огненного тотема у Алекса Этевута перечёркивают настоящее, отбрасывают на десять столетий назад — ко времени существования племенного государства Пермь Великая. Видео с татуированными детьми Анастасии Улановой или анимация с ожившими скрепками Елены Слобцевой погружают нас в мир архетипичных страхов и предчувствий; десятки ртов, безостановочно повторяющих мантру «Я боюсь» Инги Вьюговой материализуют подсознательное — объединяющий ужас.
Уход эпохи иллюзий оставил нас наедине с нынешней Россией, со следами её нескончаемых грандиозных трансформаций: революций, репрессий, реформ. Работа «Водораздел» Вадима Михайлова — стиснутые челюсти, «пермский звериный стиль», мрачный надрыв, усилие проступает сквозь неопределённость настоящего. Но этот надрыв не лишён лиричности. В ржавых тазах с чёрной водой отражается неоновая надпись «Длинная белая ночь» Михаила Павлюкевича и Ольги Субботиной, продолжающая традицию «углядывания» луча света в тёмном царстве, характерную для русского искусства, где вдруг мелькнёт одинокий огонёк или облако на мгновенье высветится розоватым предзакатным светом перед тем, как мир погрузится в темноту.
Возвращаясь к пастернаковским, написанным ровно сто лет назад, стихам:
Седой молвой, ползущей исстари,
Ночной былиной камыша
Под Пермь, на бризе, в быстром бисере
Фонарной ряби Кама шла.
Город на реке, город бесконечных отражений — в расколотых зеркалах Любови Шмыковой зритель, как Дориан Грей, видит своё непрерывное раздвоение. Дуальность, перманентно повторяющийся произвольный ритм — художественный амок, в который впадает Илья Гришаев. В его работе «s01e07» ежеутренний, бесконечно повторяющийся поход на фабрику говорит о бессмысленности любых постоянных действий. Анна Андржиевская озвучивает голос нового поколения, приготовив торт в виде полуразрушенного конструктивистского квартала под названием «Соцгородок»: прошлое — не более чем инфантильная игра в пожирание утопий. Это тоже рассказ о городе.
В той или иной степени каждому месту подходит своя определённая концепция времени, и Пермскому краю как нельзя лучше подходит бергсоновская теория длительности, где настоящее есть неразрывный бесконечно широкий изменчивый поток, форма незримого, где по-прежнему парит над Камой на аэроплане футурист Василий Каменский, бродит по улицам молодой Дягилев, стоит на палубе речного парохода Пастернак, где стеной стоят пермские деревянные боги. Эта общность неразрывна, и выставка пермского современного искусства — органичный виток спирали времени.
«Форма незримого» — это исследование художественного ландшафта Перми. Существует ли новая пермская идентичность и особенный пермский стиль? Каждый из участников выставки отвечает на этот вопрос, рассказывая свою историю.
Все художники, соавторы выставки «Форма незримого», родились и выросли в Перми, впоследствии многие из них разъехались по миру: от Петербурга до Берлина. Cегодня у них абсолютно разная реальность, но все они продолжают нести в себе долю пермской идентичности. Художник — носитель травмы, он же источник таинственного света, невидимого и неосязаемого. Обращаясь к традиции и одновременно находясь в настоящем, базируясь на локальном и контекстуальном, каждый из участников проекта «Форма незримого» нащупывает пульс, формат и вектор той самой пермской идентичности.
Софья Троценко, президент Фонда поддержки современного искусства «Винзавод»:
— Выставка пермского современного искусства в Москве — это важное для нас всех событие. Ведь Пермь сегодня — один из тех городов, в которых ощущается мощная динамика художественного процесса, в том числе благодаря появлению в городе Музея современного искусства PERMM. Нам как Фонду поддержки современного искусства важно артикулировать те процессы, которые происходят в других городах России, и здорово, что сотрудничество с музеем PERMM вылилось в результате в самую масштабную выставку пермских художников новой волны на «Винзаводе».
Наиля Аллахвердиева, арт-директор музея PERMM:
— Выставка «Форма незримого» — серьёзный шаг в репрезентации пермского современного искусства. Два года назад в PERMM мы запустили программу по продвижению и популяризации пермского современного искусства, и выставка в Москве — очень важный для нас этап. Задача, которую мы перед собой ставим, немного шире, чем просто показы работ художников. Мы хотим показать явление нового пермского кода, которое формируется прямо сейчас и не ограничено географическими и биографическими рамками. Как и в любом экспериментальном процессе, результат сложно спрогнозировать, но сам процесс, в который мы все вовлечены, очень напоминает работу садовника в оранжерее, выращивающего нежные и диковинные цветы.
На выставке будут представлены графика, видео-арт, инсталляции. Выставка будет работать в зале «Цех красного» Центра современного искусства «Винзавод» 29 сентября — 30 октября.
Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.