Дмитрий Батин: В Пермском ТЮЗе люди работают с удовольствием
ТЮЗ всегда был одним из моих самых любимых театров, но почему-то я вспоминаю спектакли, которые посмотрел не в детстве, а достаточно поздно.
Я вернулся в Пермь после окончания Нижегородской консерватории, преподавал в институте культуры. Мне было лет 25-26. В это время я познакомился с Александром Володеевым и написал вокальный цикл «Пять оттенков розы» на его стихи. Он меня позвал на «Грозу». Казалось бы, произведение, всем известное по школьной программе. «Почему люди не летают» я, оказывается, помнил наизусть... Но этот спектакль поразил меня музыкальным оформлением. Я не знал, что русского классика Александра Островского можно оформить с помощью итальянских арий. Вроде бы совсем не в тему, но как это работает! Я оценил этот спектакль именно как музыкант и с тех пор стал следить за всем, что происходит в ТЮЗе. Помню спектакли «Стеклянный зверинец», «Актёрская погибель», «Синий платочек». Чуть позже «Чонкин», «Золочёные лбы». Знал, что на премьеры не попасть, что все билеты всегда проданы. Иногда удавалось попасть на генеральные репетиции.
И вот так случилось, что я смог поработать в этом театре.
Я работал в Театре оперы и балета хормейстером и там познакомился с режиссёром Майклом Хантом. Когда я узнал, что он собирается ставить спектакль в ТЮЗе, сам напросился в композиторы. Ну, как напросился… Я уточнил, кого он собирается пригласить в проект, и он мой намёк понял! Так я стал композитором спектакля «Лев, колдунья и платяной шкаф».
Мне очень хотелось написать музыку для драматического спектакля. Опыт сочинения для оперного театра у меня уже был, а для драматического — нет. Если в опере музыка играет главенствующую роль, то в драматическом театре — даже не вторую, а тридцать вторую. Иногда просто фоном звучит. На одной из репетиций Майкл всё говорил: «Тише! Тише!» Я даже гармонию перестал различать.
Мне повезло: в «Хрониках Нарнии» (так в закулисье ТЮЗа называют спектакль «Лев, колдунья и платяной шкаф» — ред.) иногда музыка выходит на первый план — например, битва тёмных и светлых сил полностью построена на музыке.
В драматическом театре надо работать быстро. Это в опере сначала партитура пишется, потом несколько месяцев репетируется спектакль, есть время что-то исправить; а здесь иногда за ночь приходилось фонограмму продлять или сокращать. Но мне и тут повезло: в основном работа над спектаклем завершилась перед отпуском и мне дали рабочее видео второго действия. У меня было время поработать над фонограммой. Я понимал — иногда просто чутьём — где какая музыка понадобится. Очень важно для создания музыки понимать темпоритм сцены. Тем более для второго действия спектакля: оно музыкально более насыщенно. Я писал музыку как саундтрек к фильму — по секундам.
Очень отличается музыка первого и второго действия. В первом акте действие происходит в госпитале, в загородном доме — и музыка более реалистичная, она основана на вариациях темы к фильму «Волшебник из страны Оз». Во втором, «нарнийском» действии звучат искусственные тембры, которые не существуют в живом оркестре. Специфика музыки в том, что она вся электронная.
Мне было очень приятно работать в ТЮЗе. Атмосфера здесь отличается от оперного театра. Да, и там, и там — творчество, но в оперном оборотная сторона открыла мне театральную рутину, тяжёлый труд, а в ТЮЗе я увидел другой процесс, где люди работают с удовольствием. Мне кажется, актёры ТЮЗа как дети — им важна атмосфера любви и творчества, они получают удовольствие от процесса, а не только от результата.
Спектакль «Лев, колдунья и платяной шкаф», мне кажется, получился. Дети смотрят его с интересом, хотя тема нелёгкая — драма Второй мировой войны, вселенская трагедия. Мне кажется, такие спектакли очень нужны.
Автор — пермский композитор, художественный руководитель Хоровой капеллы мальчиков, доцент ПГИК, автор музыки к спектаклю Пермского ТЮЗа «Лев, колдунья и платяной шкаф».
Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.