
Москвичи прохладно приняли пермские «Алые паруса»
Последним из пермских театров на фестивале «Золотая маска» в Москве выступил Театр-Театр с мюзиклом «Алые паруса». Спектакль шёл на сцене Малого театра при полном аншлаге. Были замечены многие VIP'ы, в том числе автор мюзикла Максим Дунаевский. Публика была настроена доброжелательно; долго и приветливо аплодировала.
Тем не менее, найти отклики на спектакль в московских СМИ
можно лишь с большим трудом. Все главные газеты и информационные сайты его
проигнорировали. Автор «Коммерсанта» Роман Должанский не упоминает о нём даже в
общем обзоре провинциальных
театров, прибывших на фестиваль, тогда как «конкурента» – тот же мюзикл
Дунаевского, поставленный новосибирским «Глобусом», описывает довольно
подробно.
Единственный автор, удостоивший пермский мюзикл детального
разбора, – Марина Райкина в газете «Московский комсомолец», которая
опубликовала статью
с длинным названием «Номинированный на «Золотую маску» спектакль «Алые паруса»
шокировал публику безвкусными сценами». Уже по названию видно, что критик от
спектакля вовсе не в восторге.
«По воле режиссёра Бориса Мильграма пермские «Паруса»
окрасились суровым багрянцем русского шансона в том числе и в борделе. Шансон в
свою очередь буквально «опрокинул» стилистику музыки Максима Дунаевского и
существенно поменял характер всей истории», – пишет Марина Райкина. Особенно её
возмущает тот факт, что «сие творение рекомендовано к просмотру от шести лет».
Не впечатлили автора статьи артисты, точнее, их голоса: «Вряд
ли стоит говорить отдельно об исполнителях – абсолютно все они существуют вне
музыки Дунаевского. И потому, что не понимают этого стиля, и потому, что у них
просто нет голосов. Их «субтоновое» пение тонет в оркестровых tutti, что может
быть и к лучшему: в мюзикле с таким количеством отличной музыки (почти каждый
номер – шлягер), тотальная безголосость крайне утомляет».
Сценография Виктора Шилькрота, которая нравится в Перми даже
самым отъявленным критикам музыкальных спектаклей Театра-Театра, Мариной
Райкиной тоже отмечается, как удача, но – очень сдержанно: «Бесспорно в лидерах
может оказаться Шилькрот – его многочисленные реи, висящие на тонких тросах,
заполняют всё пространство сцены и играют роль, кажется, всего на свете – моря,
трактира, бушующего ветра, маяка, палубы корабля, а также всевозможных
человеческих страстей. Имеет ли оно отношение к содержанию спектакля – большой
вопрос. Но режиссёр явно навредил художнику: весь первый акт эффектная картинка
с реями не меняется (даже при их подъёме на разную высоту и игре светом),
отчего эффект утомляет и пропадает».
Режиссёрская трактовка – главный адресат претензий
московского критика: «Режиссура Бориса Мильграма оставляет немало вопросов и по
содержанию: например, что же случилось с матерью Ассоль (согласно режиссуре она
канула в пучину)? Что это за персонаж, который, во втором акте возникший раз с
арией в тюрьме, исчез и больше не появлялся? Наконец, почему у дам лёгкого поведения
в борделе алые парики? Это имеет какое-то отношение к цвету романтических
парусов? Верхом художественной мысли стала тряпка, вымоченная якобы в вине и
вдохновившая капитана Грея на установку алого паруса». Вышеозначенная «тряпка»
вызвала у Марины Райкиной самые неаппетитные ассоциации.
Пермская публика в большинстве своём с этим критическим
разбором вряд ли согласится: «Алые паруса» в Театре-Театре Пермь приняла и даже
полюбила. Однако это далеко не первый случай, когда успешный в Перми спектакль,
приезжая на «Золотую маску», превращается в свою противоположность. Самый яркий
пример – «Кармен» Бизе в постановке Георгия Исаакяна, которую центральные СМИ
обвиняли ровно в том же – в безвкусии и физиологичности.
Лидером по критическим откликам среди всех спектаклей
«Золотой маски» в настоящий момент является «Вещь Штифтера» знаменитого
немецкого режиссёра-композитора Хайнера Геббельса, показанная в рамках
специальной программы «Легендарные спектакли и имена». Но этот спектакль –
гостевой. На премию не претендует.
Лауреаты Национальной театральной премии «Золотая маска» будут названы 16 апреля.
Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.