«Сегодня не до жиру – речь идёт о выживании фестиваля»
Эдуадр Бояков провёл 2 июля необычную пресс-конференцию: журналисты собрались в Перми, а спикер общался с ними из Воронежа по скайпу. Речь шла о судьбе фестиваля «Текстура», который осенью 2013 года должен пройти в Перми в четвёртый раз.
По словам Боякова, три дня назад команда фестиваля решила его закрыть. Однако 1 июля в телефонном разговоре с и. о. министра культуры, молодёжной политики и массовых коммуникаций Пермского края Игорем Гладневым Бояков получил некие гарантии того, что финансирование будет открыто, и решил всё-таки фестиваль провести. Тем не менее, проблемы остаются.
Директор фестиваля Мария Кубланова, которая, в отличие от Боякова, присутствовала в Перми «во плоти», сказала совершенно чётко: «Невозможно сделать фестиваль, получая деньги задним числом». Поэтому, чтобы создать себе «временную подушку», организаторы «Текстуры» перенесли сроки её проведения на месяц: фестиваль пройдёт не в сентябре, как обычно, а в конце ноября.
До сих пор у «Текстуры» не было проблем со сроками финансирования. Это связано с тем, что исполнителем по проекту значился Театр-Театр и всеми организационными процедурами занимался его бывший директор Юрий Милютин. Фестиваль входил в госзадание театра, и дополнительные конкурсные процедуры не требовались — как для команды, которая создавала его программу, так и для технических исполнителей — например, для гостиниц, для компании, которая приобретала билеты на самолёты, и т. п.
Однако Милютин театр покинул, а с нынешним руководством у Боякова и его команды отношения не сложились.
Прямодушная Мария Кубланова на вопрос: «А Гурфинкель вас в качестве партнёра не устраивает?» честно ответила: «Нет».
Исполнителем по проекту «Текстуры» назначено КГАУ «Центр по реализации проектов в сфере культуры и молодёжной политики», а ему по закону приходится проводить множество конкурсных процедур. Конкурс на проведение «Текстуры» ещё не объявлен, команда Боякова на него ещё не заявилась. Поэтому финансирование открыть просто невозможно. Кроме того, «Центр по реализации проектов…» работает через казначейство, что тоже не способствует скорости прохождения денег.
Однако Бояков и Кубланова считают, что все эти объективные организационные сложности не были бы столь труднопреодолимыми, если бы все участники процесса — краевой минкульт, КГАУ и др. — действовали чётко и профессионально. В качестве примера Кубланова рассказала о фестивале «Большая перемена», который проходит в Москве при федеральном финансировании. Сроки его проведения — ноябрь, то есть позже, чем «Текстура» в Перми, но все конкурсные процедуры уже прошли и первые авансовые платежи поступили.
В количественном плане финансирование фестиваля Боякова тоже не очень устраивает. Бюджет «Текстуры» 2013 года — 15 млн руб, тогда как в 2011 году было 22 млн руб. из бюджета и ещё 6 млн руб. внебюджетных средств. Сейчас же, по выражению идеолога «Текстуры», «не до жиру — речь идёт о выживании фестиваля».
Бояков подчеркнул, что все проблемы, возникшие у «Текстуры» в Перми, носят организационный характер. Режиссёр уверен, что у него нет и не будет идеологических и принципиальных расхождений с руководством Пермского края. Цензуры он не боится, поскольку занимается художественными проектами, не имеющими ничего общего с политикой.
Наконец, разговор зашёл о том, какие площадки будут задействованы для «Текстуры», раз уж Театр-Театр из процесса выпал. По словам Боякова, единого фестивального центра, каким был Театр-Театр, у «Текстуры» в Перми не будет. События будут происходить на нескольких площадках — идут переговоры с Пермским театром оперы и балета, Пермской краевой филармонией и кинотеатром Very Velly.
Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.