Юля Баталина

Юлия Баталина

редактор отдела культуры ИД «Компаньон»

«Наша задача как художников — не искать лёгких путей»…

На премьере пермской «Королевы индейцев» в Мадриде испанские националисты сочли себя оскорблёнными

Поделиться

После того как «Королева индейцев» Генри Пёрселла в постановке режиссёра Питера Селларса и дирижёра Теодора Курентзиса была показана в Teatro Real в Мадриде, а её трансляция прошла на телеканале Mezzo, на это событие откликнулись СМИ не только Испании, но и других западных стран. Жаль, что в перечислении стран, представленных на сцене оперы, нет России: пермскую певицу Надежду Кучер испанцы считают белоруской, а Теодора Курентзиса, само собой, приписывают Греции.

Indian Queen

  Алексей Гущин

Испанская El Pais в восторге от спектакля:

Королевский театр оправдал ожидания зрителей… Благодаря творческим идеям создателей зритель получает возможность насладиться грандиозным спектаклем и оценить гениальную музыку Пёрселла.

В спектакле принимает участие команда исполнителей, демонстрирующая высокий уровень мастерства, и несравненный хор. С уверенностью можно сказать: спектакль является одним из лучших музыкально-театральных спектаклей, представленных в Мадриде за последние годы.

Самое главное при просмотре спектакля — это чувствовать каждый звук музыки, которая растворяет слушателя в своих объятиях, красота знаменитой Music for a While («Музыка ненадолго») и душевное спокойствие вступают в гармоничный союз. Действие спектакля длится достаточно долго, почти четыре часа, но время как будто замирает перед волшебным поэтическим исполнением.

Благодаря дирижёру Теодору Курентзису, артистам хора MusicAetena Пермского театра оперы и балета, мультикультурной команде солистов и актёров из Белоруссии, США, Южной Кореи, Германии, Южной Африки и Пуэрто-Рико смотреть спектакль необычайно легко, и время проходит на одном дыхании.

С El Pais солидарна газета ABC:

Несомненно, речь идёт о величайшем спектакле... Постановка действительно потрясающая благодаря сценографическим решениям художника Гронка, создавшего для оперы масштабные полотна, приходящие в движение по ходу спектакля, так что у зрителя возникает ощущение ожившей картины; талантливой работе художника по свету Джеймса Инголлса, мастерски использующего игру света и тени; блистательному исполнению оркестра MusicAeterna Пермского театра оперы и балета под управлением экстравагантного дирижёра Теодора Курентзиса; музыке эпохи барокко, вызывающей у публики восторг.

Насколько прекрасно архаическое звучание архилютен, лютен, псалтериев группы континуо под руководством Эндрю Лоуренса Кинга, насколько удивительна труппа Пермского театра... Складывается ощущение, что их оркестр может всё что угодно, от исполнения произведений на старинных инструментах до музыкального сопровождения, состоящего из четырёх фортепиано и нескольких партий ударных в «Свадебке» Стравинского.

Спектакль очень красив, хотя его продолжительность составляет почти четыре часа и состоит он исключительно из череды длинных и печальных арий и хоровых исполнений. Нелишним было бы внести больше разнообразия.

Хор восторгов испанских СМИ завершает El Mundo со статьёй «Реки крови жертв конкистадоров». «Постановка Питера Селларса «Королева индейцев» оставляет раны», — считает обозреватель Дарио Перейро. Оказывается, тема конкисты до сих пор болезненна для испанцев.

«Королева индейцев», опера Генри Пёрселла, которая впервые была представлена на сцене мадридского театра, произвела эффект взорвавшейся бомбы. После занавеса раздались недовольные возгласы, и были зрители, которые покинули зал и не вернулись после окончания антракта. Слышались фразы: «Неужели испанцы и вправду такие жестокие?»

Действительно, некоторые исторические мифы славного прошлого Испании продолжают оставаться запретной темой среди истинных патриотов.

За исключением этой неприятности, публика с восхищением встретила новую версию семиоперы, которую Пёрселл так и не завершил. Благодаря блестящей работе неординарного дирижёра — грека Теодора Курентзиса и великолепного оркестра и хора Пермского театра оперы и балета (которому больше всего аплодировала публика), ожидание премьеры было оправданно.

Немецкая Frankfurter Algemeine Zeitung назвал «Королеву индейцев» «одним из величайших триумфов эпохи Жерара Мортье»  — бывшего интенданта Teatro Real, по инициативе которого опера была поставлена в копродукции Перми и Мадрида.

Греческий дирижёр Теодор Курентзис, ставший уже постоянным гостем в Королевской опере, очень тонко и точно проводит через всю драму оркестр Пермской оперы и выдающийся своей элегической динамикой хор. И, конечно же, нужно сказать о пении. В этой смеси молодых голосов из Америки, Белоруссии, Южной Кореи, Германии, Франции и Южной Африки, поющих вопреки разному цвету кожи о расизме прошлых лет, нет слабых сторон. Можно сказать, что это политическое высказывание. Сюда неплохо подходит изречение Питера Селларса о тайном намерении его новой «Королевы индейцев»: «Я хотел бы отнять у англичан их национального композитора Генри Пёрселла, чтобы вновь подарить его миру».

При этом режиссёр не заостряет внимание на истории испанской колонизации. «Настоящая грусть, настоящее разочарование, настоящая трагедия, — говорит он, — но я никого не обвиняю». Тот факт, что несколько националистически настроенных зрителей, увидевших свою испанскую родину осквернённой, громко ругаясь, встают и покидают во время антракта зал и, как настоящие патриоты, не возвращаются ко второму действию, удручает.

Хор является главным действующим лицом вечера. Потрясающее до глубины души пианиссимо молит: «Не помни, Господи, прегрешений наших... И прегрешений отцов наших».

Иногда Курентзис и его хор останавливаются на пять, шесть секунд, чтобы дать возможность более отчётливо услышать хоровое пение, эти так часто повторяющиеся и усиливающие драматический эффект never («никогда») или nоthing («ничто»), которыми так богато произведение Пёрселла. И именно это остаётся после всех убийств: «Нет ничего, нет ничего, всего лишь ветер, дым и прах».

Suddeutsche Zeitung увидела в спектакле в первую очередь «Скорбь женщин»:

Некоторые зрители покинули Королевскую оперу уже во время антракта. Но те, кто выдержал до конца, совершили духовное путешествие к корням той скорби, которая рождается из неспособности людей мирно сосуществовать…

Как дирижёр Курентзис подобен бушующему вулкану, который в этот раз был усмирён. Созвучно со своим режиссёром, танцорами и певцами Курентзис завершает страстную мысль этого представления, которое определённо не развлекает, но хочет мягко подтолкнуть к размышлениям о собственной жизненной позиции.

Надежда Кучер, певица, родившаяся в Минске, — главное открытие этого вечера. Она обладает чистым и мягким сопрано, благодаря которому бесконечные кантилены этого знаменитого произведения звучат, как увлекательный зов.

Этот большой «мировой театр» так гармонично функционирует потому, что Селларс нашёл в дирижёре Теодоре Курентзисе равноправного духовного партнёра.

Его хор ошеломляет, прежде всего, своим многоголосным пением без музыкального сопровождения, своим звучанием и ясностью.

На событие откликнулась и пресса из-за океана. The New York Times опубликовала репортаж об открытии, но, увы, в нём нет ни слова ни о дирижёре, ни о хоре, ни о солистах  — о музыке вообще: газета посвятила материал историко-политической составляющей проекта и обильно цитирует Питера Селларса: «Наша работа как художников  — не искать лёгких путей, но бросать вызов обществу и открывать раны, чтобы они были очищены, а не оставались гнить».

Обзор подготовлен по материалам, предоставленным пресс-службой Пермского театра оперы и балета

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться