Юля Баталина

Юлия Баталина

редактор отдела культуры ИД «Компаньон»

«Скорее начинать любить!»

Итоги фестиваля «Волшебная кулиса» обозначили не только достижения, но и проблемы театров Прикамья

Поделиться

Фестиваль-конкурс театров Пермского края «Волшебная кулиса» прошёл уже в 12-й раз; в нём участвовало 17 спектаклей, созданных 11 театральными коллективами. Жюри под председательством театроведа и театрального критика Татьяны Тихоновец, куда вошли также известные критики из Екатеринбурга и Челябинска Лариса Барыкина, Лев Закс и Владимир Спешков, исправно отсмотрело все спектакли, большинство — на «родных» сценах в Лысьве, Березниках и Чайковском, а потом заседало более трёх часов, распределяя «Кулисы».

Церемония награждения прошла весело, непринуждённо и незатянуто. С огромным букетом прибыл министр культуры, молодёжной политики и массовых коммуникаций Пермского края Игорь Гладнев, который прямо-таки сиял от позитивных эмоций, а когда вышел на сцену, казалось, что сейчас он запоёт или спляшет. Но Гладнев сдержал свой творческий порыв и произнёс на удивление душевную речь, в которой ни разу не было слов «в части» и «в разрезе».

«Когда стоишь на этой сцене, то хочется... Любить! А чем раньше начнёшь любить, тем это полезнее для здоровья — своего и окружающих», — так министр признался в любви к бывшим коллегам и преподнёс букет «любимой женщине» — заместителю председателя Пермского отделения Союза театральных деятелей Софье Ляпустиной.

Председатель жюри Татьяна Тихоновец в своём приветствии сказала, что в этом году «как никогда много хороших, а иногда и прекрасных спектаклей, море талантливых актёрских работ — призов меньше, чем тех, кто их достоин».

Путин-Шестаков

Персональные актёрские призы с формулировкой «Лучшая роль...» получили Михаил Путин-Шестаков за роль Андрея Белого в спектакле «Пленные духи» театра «Новая драма»
  Алексей Гущин

На этом приветствия завершились, и началось награждение. Специальные дипломы жюри получили:

— актриса Коми-Пермяцкого национального драматического театра Мария Демидова за роль Лики в спектакле «Мой бедный Марат»;

— актриса Березниковского драматического театра Мария Сидорова за роль Костика в спектак­ле «Вагончик мой дальний» («Эта девушка блистательно играет нежного мальчика!» — прокомментировала Софья Ляпустина);

— актёр Театра-Театра Олег Шапков «за создание лирической атмо­сферы в спектакле «Географ глобус пропил» — Шапков там вдохновенно поёт в качестве солиста ВИА «Молодость».

Сырчикова

…и Анна Сырчикова за роль Ассоли в «Алых парусах» Театра-Театра
  Алексей Гущин

Специальные призы жюри получили:

— художница Алла Гониодская за «галерею гоголевских персонажей» для спектакля Театра кукол «Шинель»; художница живёт в США, и приз получал и. о. художественного руководителя театра Дмитрий Заболотских, который сказал: «Трудновато будет передать приз в Сиэтл, но мы попробуем»;

— актёр театра «У Моста» Сергей Мельников за исполнение роли «Луки» в спектакле «На дне»;

— актёрский ансамбль спектакля «Облако — рай» Лысьвенского театра драмы «за создание комической художественной реальности, раскрывающей серьёзную социальную тематику»;

— художественный руководитель балета Пермского театра оперы и балета Алексей Мирошниченко «за успешную художественную стратегию в руководстве труппой».

«Волшебная кулиса» в номинации «Лучшая работа сценографа» досталась Виктору Шилькроту за спектакль «Алые паруса».

«Лучшей эпизодической ролью» стала роль Рыбакова в спектакле «Вагончик мой дальний» (Березники) в исполнении Анатолия Бутора, «Лучшей мужской ролью второго плана» — Фред из спектакля «Облако — рай» (Лысьва) в исполнении Игоря Безматерных. Лучших женских ролей второго плана оказалось целых две: Ветка из «Географа» (Театр-Театр) в исполнении Евгении Барашковой и Матушка из «Отрочества» (ТЮЗ) в исполнении Татьяны Гладневой.

Премию в номинации «Лучшая роль солиста балета» получил Иван Порошин за Тибальда в «Ромео и Джульетте», а в номинации «Лучшая роль солистки балета» лауреатом стала не классическая танцовщица, а прима contemporary dance — Мария Тихонова из «Балета Евгения Панфилова» за главную роль в спектакле «Путешествие против ветра».

В номинации «Лучшая роль молодого актёра» победил Иван Костоусов за роль Джека в спектакле «Двенадцатая звезда» (Чайковский театр драмы и комедии). «Лучшей молодой актрисой» была названа Наталья Соколова из Березников за роль Гелены в спектакле «Варшавская мелодия» («Актрисе всего 21 год, а роль — длиной в жизнь»! — подчеркнула успех молодой актрисы Татьяна Тихоновец).

Наконец, приступили к раздаче главных «Кулис». «Именинниками» стали «Новая драма», Театр-Театр и... Березниковский театр драмы, который после прихода в качестве художественного руководителя Дениса Кожевникова радикально изменился. Именно Денис Кожевников получил приз в номинации «Лучшая работа режиссёра» за спектакль «Вагончик мой дальний». Приз за «Лучший актёрский ансамбль» достался актёрам спектакля малой сцены Театра-Театра «У нас всё хорошо».

Персональные актёрские призы с формулировкой «Лучшая роль...» получили Михаил Путин-Шестаков за роль Андрея Белого в спектакле «Пленные духи» театра «Новая драма» и Анна Сырчикова за роль Ассоли в «Алых парусах» Театра-Театра. Эти же спектакли стали абсолютными победителями «Кулисы»: «Пленные духи» стали «Лучшим спектаклем малой формы», а «Алые паруса» — «Лучшим спектаклем большой формы». Лев Закс, вручавший призы, сообщил, что к «Пленным духам» у него только одна претензия — «слишком короткий», а «Алые паруса», по словам критика, «хоть и большой формы, но без лишнего веса; это спектакль аттрактивный и сексапильный!»

Принимая приз, худрук Театра-Театра и постановщик «Алых парусов» Борис Мильграм сказал, что было бы справедливее судить этот мюзикл не в одной номинации с драматическими спектаклями, а в компании с оперой. «Мы бы проиграли, зато в правильной номинации!» — предполагает Мильграм. Но, увы. В этом году именно в оперной номинации у «Алых парусов» не было бы конкурентов.

Жюри фестиваля удалось посмотреть лишь две оперы — «Дуэнью» и «Пимпинона», и эксперты сочли их недостойными призов. Оперы, поставленные с участием Теодора Курентзиса, жюри просто не увидело — эти спектакли фактически не идут в репертуаре театра. Получается, что те оперы, которые больше всех «на слуху», недоступны ни жюри, ни зрителям краевого фестиваля. Это тем более грустно, что «Волшебная кулиса» проходит один раз в два года, стало быть, из поля зрения критиков «ушли» все спектакли, созданные Курентзисом, который как раз два года и работает в Перми, а больше ничего достойного некогда очень плодотворная пермская опера за это время на свет не произвела.

Был в распределении «Кулис» и ещё один парадокс: спектакли, которые были номинированы на «Золотую маску», — лысьвенский «Облако — рай» и «Географ глобус пропил» Театра-Театра — получили лишь небольшие, можно сказать, «утешительные» призы. Члены жюри склонны объяснять это тем, что им просто не повезло: те конкретные спектакли, которые им удалось увидеть, были не самыми удачными.

В самом финале церемонии был вручён главный приз — «За честь и достоинство». Его под искренние аплодисменты получила заместитель председателя Пермского отделения Союза театральных деятелей Софья Ляпустина. Обычно этот приз достаётся ветеранам, но Софья Григорьевна, хоть, конечно, уже не девочка, всё же ещё далеко не старушка. И тем не менее это приз, который давно ждал своего часа: нет и никогда не будет среди пермских театральных деятелей столь же неутомимого, самоотверженного, искренне влюблённого в театр и его людей генератора событий и смыслов.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться