На белом Корабле поэтов
В июне решительно невозможно быть несчастным.
Амели Нотомб
Дорогой дневник, всю прошедшую неделю я посвятила разным литературным делам.
Во-первых, меня вызвали в Москву на дебаты литературной премии «Инспектор НОС» — её учредил фонд Михаила Прохорова.
На конкурс принимались детективы, изданные на русском языке с 1991 года. Всего жюри отобрало 33 книги, в том числе и мой роман «Другая, следующая жизнь».
Злопыхатели говорят, что брали всех, кого ни попадя: Маринину там всякую, Кивинова, Акунина, Юзефовича, Бушкова... Мол, главное — чтобы это был детектив.
Доброжелатели же, включая моего московского издателя, очень за меня радовались и говорили, что это успех, что был очень жёсткий отбор и что сам факт попадания в длинный список говорит о многом.
Дебаты не задались с самого начала. Вернее, они пошли по скандальному сценарию: жюри объявило, что реальных «королей детектива» — тех же Акунина, Маринину и Юзефовича и т. д. — оставили за скобками премии, потому что они «давят» своими именами, экранизациями, а литература ли это? Свою миссию они видят в открытии нового имени, которое недостаточно раскручено, однако заслуживает большего.
Эксперты договорились до того, что назвали Акунина «продуктом масскульта», который возник потому, что женщинам в метро стыдно было читать Маринину, хотелось чего-то поинтеллектуальнее. Зал молчаливо сопротивлялся, внеся таки Акунина в короткий список по результатам зрительского голосования, но жюри победило. «Королевой детектива» была признана Маргарита Хемлин, а реальный «король» — Борис Акунин, — о котором всё мероприятие только и говорили, остался без премии.
Получая награду, Маргарита Хемлин уронила сначала сумку, затем — программку. Когда поднимала их, уронила пульт для голосования. В общем, пока звучали аплодисменты, она всё время что-то делала на полу.
«Сразу видно — писательница», — злобно сказал кто-то из зрителей.
Но Маргарита Хемлин встала с колен и произнесла короткую зажигательную речь о том, что писатель неумелыми текстами может навредить читателю. После этого все пошли на фуршет. Литературную столичную тусовку потчевали пирогами со шпинатом и рыбой и прочими яствами, включая разное вино.
На другом литературном событии — «Корабле поэтов», который отплыл от причала на Речном вокзале Перми в день рождения А. С. Пушкина, — тоже потчевали пирогами, но — с капустой.
Это не столько стартовал новый поэтический фестиваль «Компрос», сколько вышла на подмостки другая генерация пишущих людей.
Старая гвардия в лице поэтов Юрия Беликова, Владислава Дрожащих и Игоря Тюленева событие проигнорировали, и правильно сделали: вина не было, лишь принципиальная минералка.
Стихи и водка раньше казались неразделимы. Великий наш поэт Алексей Решетов однажды увидел, как шнурки выползли из ботинок и потянулись к дверям... Да, это была «белочка».
Вожди юной генерации пермских поэтов — Павел Чечёткин и Борис Эренбург, который был во всём белом, — решили исключить спиртное из творческого процесса, по крайней мере на этом фестивале. Посмотрим, что из этого выйдет.
Молодых поэтов на корабле было не просто много, а очень много. Рассказывают, что сейчас в Перми настоящий бум стихов, вплоть до того, что в кафе «Чехов» дважды в месяц собираются поэты и читают стихи. «Причём за свои деньги», — уточняют люди знающие. Имеется в виду, что сами за себя платят.
Есть в Перми и меценаты, которые любят стихи. Так, один из них устроил Антона Бахарева на Белую Гору присматривать за узбеками, которые там что-то строят.
«А кто Бахарев по профессии?» — спрашиваю Бориса Эренбурга. «Поэт». — «А занимается-то чем?» — «Он — поэт».
Антон Бахарев тоже был на этом корабле и даже, говорят, читал стихи. Не слышала. Увлеклась беседой с Натальей Шостиной.
Мимо сновали девушки в синих колготках, зелёных штанах и красных подъюбниках. Рядом всё время кто-то обнимался и целовался.
Понравились мне только стихи Сергея Галиуллина. Это имя нужно запомнить.
Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.