Вероника Дубровская


Владимир Чулошников: Пермскому краю необходим актуальный закон об административных правонарушениях

Поделиться

В Законодательном собрании Пермского края началась работа по форматированию закона «Об административных правонарушениях». Депутат Владимир Чулошников с группой экспертов Фонда региональных исследований и политики «Будущее» систематизировал документ и дополнил его новыми статьями, актуальными для именно для Пермского края. Осенью этот документ будет вынесен на голосование депутатов краевого парламента.

— Владимир Вениаминович, в весеннюю сессию вы выступили с законодательной инициативой принятия нового законопроекта Пермского края об административных правонарушениях. С чем связана необходимость кардинальных изменений?

— Действующий закон Пермского края об административных правонарушениях (№139-ПК) был принят в 2007 году. В обществе и экономике произошли серьёзные преобразования, которые отразились на законодательстве, но закон №139-ПК не был пересмотрен. Практически на каждом пленарном заседании региональный парламент вносит в него изменения. Мы топчемся в «болоте», нужно признать: закон устарел. Сегодня назрела острая необходимость принятия нового законопроекта об административных правонарушениях.

— Вы систематизировали статьи закона по отраслевому принципу, добавили новые составы правонарушений, а как предлагаете актуализировать старые?

— У нас плохо работает статья «Нарушение тишины и покоя граждан в ночное время». По этой статье невозможно привлечь к ответственности людей, запускающих салют в спальном районе в ночное время, так как норма об использовании пиротехнических изделий отсутствует. Депутаты не раз пытались внести изменения в эту статью, но пиротехника до сих пор находится за скобками закона.

На Совете глав муниципальных образований, на котором я присутствовал, был поднят вопрос увеличения штрафов за нарушение благоустройства, так как многим подрядчикам, выполняющим работу на территории, гораздо дешевле оплатить штраф, чем нанять дворника. По сути, это «неработающий закон», и санкции здесь — единственный рычаг.

— По многим ли статьям будут увеличены размеры административных штрафов?

— Моей задачей не было «закрутить гайки». Работа над законопроектом продолжается. Я рассчитываю, что 10 глав будут разбиты на блоки, которые депутаты совместно с ответственными ведомствами проработают более детально, коллегиально решат, увеличивать или нет штрафы. Контрольно-счётная палата в своём заключении отметила положительный эффект от реализации законопроекта: результат его применения может стать дополнительным доходным источником краевого бюджета, причём все денежные поступления будут поступать в бюджеты муниципалитетов.

— Чем вы руководствовались при написании проекта закона?

— Ни одна статья не взята с потолка. Во-первых, изначально правоохранительные органы выступили с инициативой законопроекта, многие статьи были нами доработаны.

Во-вторых, эксперты, занимавшиеся проработкой закона, учитывали не только теорию, но и практику применения статей, анализировали судебный опыт, применяются статьи закона в Пермском крае или нет. Здесь очень помог опыт других субъектов Российской Федерации. Мы ввели в закон более 30 новых составов правонарушений, которые основываются на пермской специфике и поддержаны успешным опытом работы санкций в Москве, Ленинградской, Саратовской, Кировской областях, Казани, Башкортостане и других субъектах.

— Можете привести несколько примеров, что это за статьи?

— Например, статья 6.1. «Нарушения в области градостроительной деятельности». Эта статья устанавливает ответственность за нарушение порядка проведения публичных слушаний, правил землепользования и застройки, документации по планировке территории. Много новых статей включили в блок административных правонарушений в области благоустройства. Это самая острая тема в городах. Всем хочется видеть свой город чистым и цветущим.

В Пермском крае административно «держат чистоту» только пять статей. Для сравнения: в Московской, Иркутской, Ленинградской, Томской, Саратовской областях приняты отдельные законы, посвященные этой проблеме и методам привлечения к ответственности должностных и юридических лиц. И сравните, какая в Москве чистота и как у нас.

В новом законе будет 13 статей, в том числе по градостроительству, эксплуатации объектов городской инфраструктуры, жилищно-коммунального хозяйства.

— Как работают подобные статьи в других регионах?

— В Ленинградской области, например, взыскивают штрафы за строительный мусор, опавшую листву на участке, за стоянку авто на газоне. В Москве назначают административное наказание за нарушение внешнего вида и содержания зданий, за загрязнение территорий и т. д.

— А как насчёт содержания дорог? Это тема ещё «больнее». Власти как не следили за подрядчиками, так и не следят…

— Мы ввели принципиально новую для Пермского края статью «Ответственность за содержание и эксплуатацию автомобильных дорог». Вводится ответственность не только подрядчиков, но и должностных лиц администраций районов, городов, контролирующих качество ремонта дорог.

— Что нового вы предлагаете в области правонарушений, касающихся общественного порядка и общественной безопасности?

— Абсолютно новая статья 7.8. «Создание конфликтных ситуаций в семейно-бытовых отношениях». Она уже вызвала споры в Законодательном собрании. Некоторые оппоненты предлагают исключить её, так как она якобы дублирует ст. 20 Кодекса об административных правонарушениях РФ («Мелкое хулиганство»). Однако российская судебная практика показывает, что правонарушение, которое совершено из хулиганских побуждений в семейно-бытовой сфере, не может квалифицироваться по данной статье КоАП. Судом подобные дела прекращаются за отсутствием состава правонарушения. Это расхождение в законе и практике применения рассмотрел Челябинский областной суд в 2012 году. Суд пришёл к выводу, что нельзя квалифицировать действия, совершенные на почве личных неприязненных отношений как мелкое хулиганство. То есть конфликт в семье это не хулиганство в общественном месте, общественный порядок, как правило, не нарушается.

— И к какому результату приводит судебное рассмотрение подобных дел у нас?

— Дела просто не доходят до суда. Жалобы от граждан поступают, но квалифицировать их невозможно, поэтому помощь люди не получают ни от полиции, ни от суда. Законодательно эта проблема решена в Башкортостане, Кировской, Саратовской областях, Алтайском крае. Теперь может быть решена и у нас.

— Как долго вы работали над законопроектом?

— Идея пришла ещё в 2012 году, когда я стал депутатом. В 2013 году я нашёл единомышленников в Фонде региональных исследований и политики «Будущее», и мы начали плотно работать над законом. Поскольку законопроект объёмный и сложный, к работе были привлечены различные специалисты — как в области права, так и в области его применения.

— Законопроект уже был представлен в комитетах и получил заключения администрации губернатора, а также главного правового управления и управления аналитики законотворческой деятельности Законодательного собрания Пермского края. Какую реакцию вы получили?

— На заседании комитета по социальной политике депутатами законопроект был поддержан единогласно. Положительные отклики я получил от Юрия Ёлохова, Александра Третьякова, Ксении Айтаковой, Алексея Бодрова, Дмитрия Скриванова, Игоря Папкова. Кстати, Александр Третьяков вообще предлагал не затягивать с внесением законопроекта, настолько его необходимость вызрела.

— Получили ли вы какие-либо критические замечания?

— Аналитики краевого парламента, губернатор высказали замечания и предложения. С частью из них я согласен полностью, по другим готов выйти на обсуждение на рабочую группу. Все замечания — содержательные, они нисколько не умаляют правовую значимость законопроекта, напротив, рождают полемику, в результате которой родится истина.

— То есть новый закон необходим Пермскому краю, как воздух? Без него невозможно привлечь к ответственности за разбитые дороги, грязь на улицах, торговлю в неустановленных местах и другие общественные правонарушения?

— Мы попытались сделать такой законопроект, который был бы базовым для Пермского края относительно административных правонарушений. Наш документ — «матрица» для развития законодательства в этой сфере. Это возможность не точечно вносить изменения в закон №139-ПК, а глобально его актуализировать в содержательном и практическом плане. Принятие законопроекта — шаг вперёд для Прикамья.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться