Экономика «раннего действия»
Основатель организации WeAreWhatWeDo (МыЭтоТоЧтоМыДелаем) Дэвид Робинсон называет себя «социальным предпринимателем». Он не любит публичности и, как правило, не даёт интервью, если не считает это «полезным для решения социальных проблем». Да и вообще, он убеждён, что «раскручивание» и мифологизация крутых предпринимателей типа Ричарда Брэнсона — ложный и вредный путь. Тем не менее с журналом «Компаньон magazine» он согласился перемолвиться парой словечек, чтобы объяснить, на чём основаны его убеждения и что такое в его понимании «социальное предпринимательство».
Дэвид Робинсон — британский общественный деятель. Живёт в Лондоне. Со школьных лет тяготел к решению общественных проблем. В детстве с друзьями он собрал
Робинсон является автором нескольких книг. В их числе «Безусловное лидерство», «Повседневные герои Британии», написанная в соавторстве с бывшим премьер-министром Великобритании Гордоном Брауном, при котором он возглавлял совет по социальным вопросам.
Дэвид Робинсон основал Trusteetimebank — волонтёрскую организацию, нацеленную главным образом на решение социальных проблем. Является председателем консультативной группы по Social impact bonds (можно перевести как «Облигации, воздействующие на общество», — ред.) и бьётся над вопросом о том, как построить общество, которое предупреждало бы возникновение проблем, а не боролось потом с их последствиями.
О сотворении кумиров
Дэвид, спасибо, что согласились на интервью. Говорят, обычно вы избегаете внимания к вашей персоне со стороны СМИ. Это правда? Почему?
— Да, это правда. За исключением случаев, когда внимание со стороны масс-медиа может оказаться полезным. Например, для решения социальных проблем.
Тем не менее в 2010 году вы давали интервью британской газете The Guardian. В частности, там вы сказали: «На мой взгляд, термин «социальный предприниматель» заставляет людей думать, что обществу нужны люди типа Ричарда Брэнсона, которые собираются изменить мир к лучшему. Но выделять каких-то конкретных лиц несправедливо». Получается, «социальные» предприятия должны управляться «коллективным разумом»? А что вы думаете о роли личности в развитии общества и социальных предприятий?
— Я имел в виду, что опасность заключается в слишком сильных личностях. Они могут тянуть на себя одеяло во вред общему делу. Мы стараемся вовлекать в работу совершенно разных людей с разными навыками. Я считаю, что над любым проектом должна трудиться команда из профессионалов, причём очень увлечённых. Но они должны работать сообща, в слаженной команде, а не возводить кого-то на пьедестал.
Проблема в том, что правительство и СМИ акцентируют внимание на некоторых личностях. Из-за этого у вас в голове появляется шаблонный, типовой образ, например, вроде того же Ричарда Брэнсона. И тогда появляется чувство, что всё ,что нужно сделать, это найти такую личность, и проблема будет решена.
Я уверен, что это не так. Это ложный путь. Идя по нему, мы просто обманываем себя.
О роли государства
Каким образом вы привлекали к участию в ваших проекта государство? Ведь оно частично финансирует ваши проекты?
— Процесс государственного финансирования в Британии и в России сильно различается. Здесь нет ничего необычного в том, что государство поддерживает некоторые из проектов, над которыми мы работаем. Поддержка, которая выражена в финансовой помощи, всегда направляется на решение совершенно конкретных задач и проблем. Эта финансовая поддержка не благотворительность. Государство направляет нам деньги, чтобы получить определённые результаты в ограниченных временных рамках.
Я сейчас полностью погружён в работу с местными и центральными властями. Мы вместе стараемся выработать лучшие решения тех проблем, которые сейчас существуют в нашем обществе, и выявить новые. В этой работе очень важны два момента. Во-первых, власти должны принципиально поддерживать такое сотрудничество, а во-вторых, эта поддержка должна быть ощутима и на практике.
Но у нас, помимо государства и муниципалитетов, множество разных источников финансирования. Это позволяет нам быть независимыми, высказывать свою точку зрения в том случае, если она отличается от государственной. Благодаря диверсификации источников финансирования мы можем спокойно продолжать свою повседневную работу независимо от чьей-либо позиции.
Об участии каждого
Что же вас побуждает к столь активному участию в жизни общества, к решению общественных проблем? Ваша активность могла быть направлена на получение больших прибылей в проектах…
— Я бы сказал, что меня мотивирует чувство справедливости. Мне хочется придумать, как решить все трудности в уникальном, но проблемном британском обществе.
Как, по-вашему, можно побудить общественность быть более активной и участвовать в подобных проектах?
— Здесь существует три проблемы.
Первая — люди не знают, что делать. Поэтому мы даём им базовую информацию, чтобы вовлечь в процесс.
Вторая — люди думают: «Это не для нас, это для кого-то другого, для тех, кто ходит в церковь, для молодёжи, для старшего поколения, ещё для кого-то не такого, как мы». Поэтому мы должны презентовать наш проект так, чтобы было понятно, что в него могут быть вовлечены и уже участвуют абсолютно разные люди, разные по социальному статусу, разные по профессии и возрасту. И внутри проекта WeAreWhatWeDo мы всегда старались работать в весёлой атмосфере. К тому же мы все хотим, чтобы наше дело было честным и достойным.
Третья проблема заключается в том, что многие считают, что их действия не принесут больших и видимых изменений. Для решения этой проблемы мы должны показать, что на самом деле индивидуальный вклад в изменение нашего мира к лучшему всё же приносит результат. Мы презентуем свою идею таким образом, чтобы люди понимали: они смогут участвовать в ключевых процессах и оказывать значительное, ощутимое влияние на решение той или иной проблемы.
Итак, чтобы побудить людей быть более активными, перво-наперво необходимо дать им базовую информацию, затем информацию о проблеме и её возможных решениях, но самое важное — это показать людям, что они на самом деле могут повлиять на ситуацию.
Нужно переходить к экономике «раннего действия», а мантра для сокращения расходов должна звучать не «больше за меньшие деньги», а «раньше за меньшие деньги». Другими словами, профилактика всегда эффективнее и дешевле в долгосрочной перспективе, чем лечение. Поэтому лучше начать заниматься 10-летним трудным ребёнком, а не дожидаться, когда его в 13 лет выгонят из школы, а в 16 — посадят за решётку.
Дэвид Робинсон
Блиц «от Дэвида»
Традиционно мы просим собеседников ответить в режиме «блица» на несколько вопросов. Что для вас бизнес?
— Общественная работа в команде.
Деньги?
— Деньги — лишь инструмент для решения наших задач.
Семья?
— Практически всё.
Любовь?
— Безусловное доверие.
Что для вас значит быть счастливым?
— Быть в постоянном поиске. И я пока не знаю конечной точки.
Для вас главное в людях — это…
— Честность, чувство юмора, чувство справедливости.
Что бы вы посоветовали начинающим предпринимателям?
— Действуйте! Вряд ли у кого-то получается что-то сделать идеально с первого раза. Поэтому учитесь на собственном опыте, расширяйте свои знания, читайте. Не прекращайте попыток. И не позволяйте другим запугать себя заверениями, что вы не сможете реализовать свои планы. Ничего не бойтесь.
Экономить в удовольствие
В числе реализованных WeAreWhatWeDo проектов по «изменению поведения людей» — выпуск книги под названием Change the World for a fiver. Книга продавалась за пять фунтов, была переведена на восемь языков, а её совокупный тираж составил 1,5 млн экземпляров. В ней содержится всего 50 простых советов, которым может следовать каждый человек, чтобы внести свой маленький вклад в изменение мира.
Говоря по правде, никаких откровений читатель там не найдёт, но манера подачи информации весьма интересна. Вот несколько советов из этой книги.
• Пользуйтесь общественным транспортом, где только возможно. Двухэтажный автобус перевозит такое же количество людей, как и 40 автомобилей! И ведь он всё равно идёт в нужном вам направлении.
• Принимайте ванну вместе с кем-то, кого вы любите. Вы экономите воду. И получаете удовольствие. Только поспешите, пока вы не покрылись морщинами!
• Научитесь дружеским словам на разных языках.
• Больше ешьте совместно. Учёные установили, что при этом меньше вероятность возникновения у детей стрессов и других болезней.
• Выключайте воду, когда чистите зубы.
• Пускайте прочитанные книги дальше по рукам.
• Используйте бумагу с двух сторон.
• Покупайте в вашем местном магазине.
Вскоре появилась другая подобная книга, в которой собраны советы, как можно внести свой вклад в изменение мира прямо во время рабочего дня. Тоже банальности, о которых все забывают, но которые и впрямь делают окружающую обстановку более благоприятной.
• Делайте перерывы.
• Не используйте пластиковые стаканы.
• Соблюдайте хорошие манеры беседы по телефону.
• Не судите людей по месту их работы.
Позже был запущен проект I’m not a plastic bag («Я не пластиковый пакет»). Его целью было побудить людей использовать меньше пластиковых пакетов, а в магазин ходить с многоразовой текстильной сумкой.
Пожалуй, именно тогда и сформировалось кредо WeAreWhatWeDo основанное на «случайном эффекте». Суть этого эффекта заключается в том, что необходимо создавать товары и услуги, которые полезны, практичны, удобны и желаемы, и вместе с тем позитивно воздействуют на жизнь всего мира и каждого человека. То есть товар/услуга привлекает потребителей благодаря своим основным качествам, но при этом социальная польза не возводится в первоочередные преимущества, а скрывается внутри покупки. Именно поэтому эффект и получил название «случайный» (будем честны, далеко не все горят желанием бороться за сохранение экологии или пытаться решить другие общественные проблемы в ущерб себе).
WeAreWhatWeDo в сотрудничестве с британским дизайнером Аней Хиндмарч, известной как «Королева страны сумок», разработали холщёвую сумку с тёмной, контрастирующей прострочкой в стиле 1950-х. На сумке была надпись: I’m not a plastic bag. Акция стартовала 5 апреля 2007 года в сети супермаркетов Sainsbury’s. Сумки продавались по цене
В числе других проектов организации — Historypin, глобальный архив, где каждый может разместить «осколки истории», хранящиеся у него дома, например, старые фотографии. Это и помощь в создании архива, и помощь в поддержании связей между поколениями. Или BoxChicken — социальное предприятие, призванное составить конкуренцию дешёвой уличной еде, которая обычно вредна для здоровья. BoxChicken — та же самая дешёвая уличная еда, но благодаря иному способу приготовления и другим ингредиентам более здоровая, с меньшим содержанием жира, соли и сахара.
WeAreWhatWeDo — некоммерческая организация. Появилась в 2004 году в Великобритании. Цель — изменить повседневное поведение людей, чтобы каждый человек день за днём вносил свой маленький посильный вклад в изменение мира к лучшему. Ставка делается не на кардинальные изменения в жизни человека, а на повседневные мелочи, в том числе и через приобретаемые товары/услуги. В рамках WeAreWhatWeDo существует две компании: одна зарабатывает деньги на своих проектах и всю прибыль вкладывает во вторую, которая является благотворительным фондом.
Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.