Юля Баталина

Юлия Баталина

редактор отдела культуры ИД «Компаньон»

Нельзя пропустить

На что обратить особое внимание на Дягилевском фестивале — 2015

Поделиться

Пожалуй, из всех Дягилевских фестивалей (а проходят они в Перми с 2003 года) нынешний — самый трудный. Программа версталась до последнего, спектакль «Вакханки» появился в ней буквально за две недели до открытия.

вакханки

«Вакханки»

Многое из задуманного не удалось осуществить. Меломаны страдают из-за отмены концерта Закира Хуссейна, поклонники «звёздных» актёрских имён — из-за отмены спектакля «Алиса» с Алисой Фрейндлих, любители всего нового и необычного печалятся по поводу того, что не будет «Весны священной», которую Ромео Кастеллуччи поставил в виде «балета машин». Огорчает и отмена традиционной продюсерской премии им. Дягилева. Секвестр программы фестиваля — следствие секвестра театрального бюджета.

И всё же по-прежнему нет в Перми события, равного Дягилевскому фестивалю по количеству и качеству художественных событий. Дягилевский фестиваль — это безусловный must visit для всех, кто любит искусство. Событий много, и нужно что-то вроде путеводителя, чтобы сориентироваться в программе и выделить главное.

На каждом Дягилевском фестивале есть куратор-резидент (artist-in-residence) — выдающийся современный деятель искусства, который во многом определяет его содержание. Нынешний куратор — композитор Леонид Десятников, который отметит этим событием своё 60-летие. На сайте фестиваля сказано: «Десятников — ключевая фигура современного российского музыкального поля. Он определяет собственный стиль как «эмансипация консонанса, преображение банального, минимализм с человеческим лицом». Его любимый жанр — «трагически-шаловливая вещица».

В честь куратора-резидента состоится камерный концерт «Десятников гала» (Органный концертный зал, 26 мая, 19:00), где будут исполнены «Возвращение» для гобоя, кларнета, двух скрипок, альта и виолончели; «По канве Астора» для скрипки, альта, виолончели и фортепиано; The Leaden Echo («Свинцовое эхо») для голоса и инструментов на стихи Джерарда Мэнли Хопкинса и «Песни советских композиторов и другие фрагменты музыки к кинофильму «Москва».

Патриция Копачинская Симфоническая музыка мэтра тоже будет исполняться: на закрытии фестиваля (Театр оперы и балета, 30 мая, 19:00) будут исполнены его «Путешествие Лисы на Северо-Запад» для сопрано и оркестра на стихи Елены Шварц (солистка — сопрано Венера Гимадиева) и «Эскизы к закату» для двух скрипок с оркестром. Автор встанет за дирижёрский пульт.

Во втором отделении концерта большой фестивальный оркестр, который художественный руководитель театра и фестиваля Теодор Курентзис собирает из лучших инструменталистов мира — буквально человечек к человечку, смычок к смычку, — исполнит Пятую симфонию Густава Малера. По замыслу Курентзиса, в течение нескольких лет на Дягилевских фестивалях будут исполнены все симфонии этого композитора

По традиции на открытии фестиваля (Театр оперы и балета, 21 мая, 19:00) исполняются постановки, специально созданные к этому событию. В этом году это опера «Оранго» и балет с пением «Условно убитый» на музыку Дмитрия Шостаковича. «Оранго» — мировая премьера оперы, которая считалась утраченной; «Условно убитый» в 1930-х годах ставился в виде эстрадного ревю, для пермского проекта балетмейстер (он же — режиссёр-постановщик) Алексей Мирошниченко изрядно переработал либретто.

Важность события подчёркивает приезд вдовы композитора Ирины Антоновны Шостакович, встреча с которой состоится в фестивальном клубе (22 мая, 19:00). Фестивальный клуб, как и год назад, расположится в шатре на площади перед театром. В его программе — множество любопытных событий для взрослых и детей, в том числе, например, популярный в Перми Red Market. В клубе активно будут работать известные музыкальные критики Екатерина Бирюкова, Ольга Манулкина и Илья Кухаренко.

Среди безусловных приоритетов фестивальной программы — балет Акрама Хана Kaash (Театр оперы и балета, 23 мая, 19:00). На него, правда, уже практически нет билетов, но, если есть возможность найти хоть какую-то лазейку, ею непременно нужно воспользоваться. Балеты этого британского хореографа становятся главными событиями не только в Перми, но и, например, в Гластонбери или Экс-ан-Провансе. Поклонники ездят за труппой Хана по всему миру, и в Пермь некоторые зрители приедут специально на этот балет.

История с Акрамом Ханом началась не вчера: он готовил к телевизионному конкурсу «Большой балет» пермскую пару — Ксению Барбашёву и Александра Таранова. Показать на фестивале знаменитый полнометражный балет Kaash удалось благодаря тому, что он малофигурный: участвуют всего пять танцовщиков, поэтому приезд знаменитой труппы оказался не слишком дорогим.

Ещё одно событие из этого же смыслового ряда — спектакль «Электротеатра Станиславский» «Вакханки» по пьесе Еврипида в постановке Теодороса Терзопулоса (выставочный центр «Пермская ярмарка», 29 мая, 17:00 и 20:00). Этим спектаклем новый худрук бывшего драматического театра им. Станиславского Борис Юхананов провозгласил новое, авангардное направление в работе театра: именно «Вакханки» стали первой постановкой «Станиславского» под новым руководством.

Kaash Из музыкальных событий необходимо в первую очередь упомянуть концерты с участием швейцарской скрипачки Патриции Копачинской: Скрипичный гала (Дом Дягилева, 22 мая, 22:00), в котором кроме Патриции примут участие Илья Грингольц и Каролин Видман, а также её совместный концерт с пианистом Маркусом Хинтерхойзером, где будет исполняться музыка Галины Уствольской (Органный концертный зал, 23 мая, 17:00).

Кроме Скрипичного гала будет и традиционный Pianо-gala (Дом Дягилева, 28 мая, 23:00), в котором выступят постоянные гости Дягилевского фестиваля Антон Батагов, Алексей Любимов и Полина Осетинская. Программа обоих ночных гала-концертов неизвестна заранее: исполнители сыграют то, к чему душа лежит. Лежать смогут и зрители: на полу будут ковёр и подушки.

Ещё один гость фестиваля, выступление которого нельзя пропустить, — вокальный ансамбль старинной музыки Odhecaton (Италия). Несмотря на слово «старинный» в названии, ансамбль исполняет музыку самую разную: от средневековья до музыки XXI века. В программе концерта (Театр оперы и балета, 25 мая, 21:00) присутствуют произведения, написанные во временном диапазоне от 1611 до 2001 года.

Это, разумеется, далеко не всё. В программе фестиваля — множество интересных камерных концертов, две выставки, а также церемония вручения премии «Резонанс» для молодых журналистов, работающих в области музыкальной критики и критики музыкального театра.

Дягилевский фестиваль — 2015 пройдёт в Перми 21—30 мая.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться