ВАЛЕРИЙ ЦЫГАНОВ : «НАДО УЧИТЬ ДЕТЕЙ ПЕТЬ»

Интервью с руководителем Пермской хоровой капеллы мальчиков

Поделиться

Его знают в Перми все, кто любит хоровое пение. Знают и не перестают удивляться. 10 лет он — художественный руководитель Пермской хоровой капеллы мальчиков. Почти 25 лет — во главе взрослого коллектива, хора преподавателей и сотрудников Пермского технического университета. Хоровая семья: жена и старший сын — коллеги, младший, дизайнер, тоже окончил хоровую капеллу.

Цыганов — родом из Нижнего Новгорода. Учительская семья. Шестеро детей. Но отец, преподаватель физкультуры, сам любивший петь, играть на разных инструментах, отвел сына в капеллу мальчиков. Тогда это был интернат с питанием и одеждой, за обучение приходилось отдавать пятую часть зарплаты. Отец мечтал, чтобы сын стал знаменитым. Училище, консерватория в Нижнем, армия, ассисентура в Екатеринбурге. 23 года педагогической работы в вузах Кемерова и Перми. Хоровые коллективы, в основном, конечно, женские и детские...

— Валерий Павлович! Что за магия, что за тайная сила в искусстве хорового пения? Зачем в наше–то время солидные люди — академик, кандидаты наук, сотрудники технического университета приходят, почти не зная нот, репетировать сложные многоголосные партитуры, выступать в концертах? И все это — бесплатно? Дети — понятно. Их, чаще всего, приводят родители. Потом они привыкают. А взрослые?

— Поющие люди — они совсем другие. Общительные, компанейские, всегда рады друг другу. А как преданы хору! Мы ведь пережили разные времена. Почти все коллективы распались. Как мы уцелели? Помню «талонные» эпопеи, когда надо было идти в очереди, а хористы шли на репетицию. Я морально уж был готов, что хор прекратит существование. И вот надо же: все поем. Думаю, дело в том, что хоровое пение — не просто слушание музыки. Это — активный творческий процесс. А быть творцами привлекательно! И еще. Хоровое искусство изначально объединяет людей через сопереживание.

Что касается детей, для них привлекательна особая аура капеллы, отличающаяся от обычной школы. Здесь все время звучит музыка. А главное — им всегда рады, им многое прощают: шалости, шум, беготню. Хотя приходится быть и строгим, чтобы направить энергию в хоровое русло.

— Что вы желаете повзрослевшим мальчишкам на выпускном вечере?

— Быть хорошими людьми. И это уже предопределено годами общения в капелле: мужским братством; умением трудиться и тонко чувствовать.

— Какими качествами должен обладать человек, который учит людей петь в хоре?

— Коммуникабельностью. Организованностью. Воображением. Это — помимо профессионализма. Сколько может хор петь подряд? Не больше двух часов. И надо успеть сделать максимум. А главное — увлечь музыкой.

— В вашей дирижерской семье принято петь?

— Почти нет. Как–то на юбилее московского Камерного хора Владимира Минина артистов спросили: «Мы, когда собираемся вместе, поем. А вы что делаете?» И они ответили: «Мы молчим». Я не случайно люблю лето — время отдыха от профессии. Но ведь музыка — она внутри нас, даже когда мы не поем. Я как–то подсчитал: в работе у меня в нескольких хорах одновременно бывает до 50 произведений. И все голоса в голове крутятся, даже ночью. Дома у нас большая библиотека. Вместе быстро находим все нужное. А вот когда разговоры профессиональные начинаются — тут уж, как говорится, на вкус и цвет товарищей нет. Бывают и разногласия.

— Валерий Павлович! Не может быть, чтобы вы не задумывались о состоянии певческого дела в нашем крае и в Отечестве в целом... Что делать, чтоб вернулись в широком масштабе лучшие традиции русского многоголосного пения?

— Надо учить детей петь. Со всеобщей компьютеризацией мы явно упускаем духовное развитие. А ведь по числу активных участников процесса музицирования хоровое пение не имеет равных. Это — аксиома. Раньше в России пели с малых лет: и в семье, и в церковь детей водили. В светском обществе считалось хорошим тоном исполнять романсы. Помните, у Шаляпина? Его спросили: «Барин, а вы что делаете?» Он ответил: «Пою». «Да мы все поем, а делаете–то вы что?»

Сейчас ценности у масс другие. А идет все сверху. Как только государство перестает заботиться об искусстве, оно, искусство, начинает исчезать и на местах. 3% бюджета на культуру — этим все сказано.

— У вас есть ощущение востребованности хора Технического университета? Или это уже — история?

— Нас, конечно, знают. Но в послед нее время мало замечают. Петь 1–2 произведения в сводном концерте — несерьезно. В студенческой «театральной весне» нас в угоду сценарию ставят в невыгодные сценические и репертуарные условия. Бывает и свист в зале, и реплики непотребные у студентов. Гастролей в последнее время нет: деньги, транспорт... Поем на городских площадках, но не часто. А хористам очень нужно внимание, аплодисменты, успех...

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться