Наталья Калюжная

Наталья Калюжная

заместитель главного редактора газеты «Новый компаньон»

Жизнь «игрушек»: большой побег

Пермские инноваторы всё больше уходят в «виртуальность»

Поделиться

Стартапы Пермского края смело выходят на зарубежные рынки, конкурируют с передовыми IT-фирмами США и Европы в тех отраслях, в которых в принципе может выделиться развитый интеллект при отсутствии денег. В то же время реальному сектору экономики остро не хватает инновационности. Парадокс этот характерен не только для Перми, но и для всей России. «Мы создаём «игрушки», вместо того чтобы развивать промышленность, которая нас будет кормить и одевать», — сетуют эксперты. Направить «стартаперов» в нужное русло могла бы правильная федеральная и региональная поддержка. Но пока пермские «звёзды» развиваются не благодаря ей, а «вопреки», и продолжают создавать «игрушки».

Промобот

  Константин Долгановский

Успехи «групп товарищей»

На сегодняшний день в Пермском крае уже есть несколько ярких историй успеха, когда выпускники пермских вузов, создав собственный бизнес, быстро «стартанули» на международном рынке и стали реально востребованы в мировом пространстве. Большинство таких компаний имеет отношение к сфере IT.

Одна из самых «звёздных» — история компании AlternativaPlatform, созданной выпускниками Пермского классического университета. В 2006 году веб-студия «Группа товарищей», специализировавшаяся на разработке сайтов, создала игру «Альтернатива» (онлайн-симулятор реальной жизни, работающий на основе флеш-платформы), которая постепенно трансформировалась в популярную «игрушку» «Танки Онлайн». В 2013 году в игру «Танки Онлайн» играли уже 20 млн человек в мире. Сегодня AlternativaPlatform посвящена статья в «Википедии», однако «пермская прописка» этой компании уже не упоминается. А ведь создатели её вышли из пермского вуза.

Значительный игрок на IT-рынке, компания «Прогноз», разработчик программного обеспечения для бизнес-аналитики, имеющая штаб-квартиру в Перми, по сути, уже давно является международной. Сегодня «Прогноз» работает на рынках США, Китая, Европы, Казахстана, ОАЭ, Африки. Мало кто помнит, что «Прогноз» был основан в 1990-е годы на базе кафедры экономической кибернетики Пермского государственного университета. «Компания «Прогноз» сохранила взаимосвязь с профильной для себя кафедрой и активно сотрудничает с ней», — рассказывают в университете.

Юлия Гранатова, руководитель сектора инвестиций и PR Инновационного центра «МОЗГОВО» (бизнес-инкубатор Пермского государственного национального исследовательского университета), в числе наиболее успешных компаний, зародившихся на базе классического университета, называет компанию «Альтернатива» («3D-моделирование на основе флэш-платформы сегодня впереди всех трендов, и это произведено в Перми», — говорит Гранатова); российскую инновационную компанию Macroscop, разрабатывающую программное обеспечение для IP-камер (создана выпускниками физического факультета Пермского университета); компанию «Маугри», занимающуюся разработкой мобильных приложений для музеев; компанию Pirate Pay, организующую защиту контента в сети от скачивания («Пираты платят»).

Танки

Компания AlternativaPlatform создала игру «Танки Онлайн». В 2013 году в неё играли уже 20 млн человек в мире
  Сергей Копышко

Лестница, ведущая вверх

Один из основателей компании «Маугри» Андрей Дураков рассказывает о том, как создавалась фирма:

«В 2011 году у нас, преподавателей мехмата, родилась идея создать мобильное приложение для музеев. Мы проводили летние школы для студентов мехмата и каждое лето выдумывали, что бы такое интересное им предложить. Бюджет был нулевой. Опробовали идею на Пермской художественной галерее. Изначально задачу мы сформулировали так: приложение должно было распознавать музейный объект по внешнему виду».

По словам основателя, часть музеев работает с мобильным приложением по принципу внешнего распознавания до сих пор, однако в большинстве случаев действует метка с QR-кодом, расположенная рядом с объектом. Мобильное приложение распознаёт знак и выдаёт информацию о музейном экспонате.

«В 2012 году мы осознали, что для того чтобы иметь крупномасштабный бизнес, нужны инвестиции. Стали заявляться на гранты. Участвовали в конкурсе «Старт», победили», — говорит Андрей Дураков.

Сегодня, по его словам, мобильным приложением «Маугри» пользуется порядка 230 музеев России. В других странах мира пользователей пока не более 10. «Мы работаем в Италии, Эквадоре, Израиле. Там удалось найти партнёров. Расходы и доходы они делят с нами. Расходы в меньшей степени, поскольку продукт уже готов, его нужно только настроить под конкретного пользователя», — делится Дураков.

По признанию основателей, пока компания является убыточной, но к концу 2015 года планирует выйти на прибыльный уровень. «Когда будем обходиться без грантов и инвесторов, тогда можно будет говорить о том, что компания прибыльная. Но уже сейчас порядка 60% вложений в развитие — собственные ресурсы компании», — заявляет Дураков.

Сейчас в компании работает 20 человек, это менеджеры по продажам, программисты. «Маугри» не останавливается на производстве одного продукта и уже занимается созданием аудиогидов, расширяет «навыки» приложения. Сегодня приложением «Маугри» пользуется Санкт-Петербургская «Кунсткамера» и музей космонавтики ВДНХ.

Проект Pirate Pay Андрея Клименко и Дмитрия Шуваева начался со студенческого стартапа. «Сначала нас было трое: я, брат (выпускники физического факультета ПГУ) и Дмитрий Шуваев, выпускник Высшей школы экономики. Сейчас в компании работают 10 человек — менеджеры, технические специалисты», — рассказывает Андрей Клименко.

Руководитель AlternativaPlatform Александр Карпович заявлял «Новому Компаньону», что «потолка» в их бизнесе не существует вообще Студенческая идея оформилась в проект Pirate Pay в 2010 году. Андрей Клименко поясняет, что заинтересованность в продукции их фирмы имеют прежде всего продюсеры, выпускающие в интернет фильмы и музыкальные альбомы. Они заинтересованы в том, чтобы их продукт не скачивался нелегально.

«На этом рынке в России работают ещё два крупных игрока — Web Control и Group-IB, однако они работают с соцсетями и специализированными сайтами. Мы же работаем с торрентами, — рассказывает Клименко. — Мы не стали работать с соцсетями, поскольку поняли, что эта ниша достаточно укомплектована».

По признанию Андрея Клименко, уже два года компания окупает себя, 90% её заказчиков — зарубежные. Ежегодно Pirate Pay осуществляет защиту 3 тыс. title (наименований) кино/аудио/видеопродуктов в интернете.

«Раскрутку» собственной продукции на начальном этапе компания проводила путём прямых контактов с потенциальными клиентами. «Мы выходили на возможных покупателей и предлагали такую защиту». Сегодня раскрученные компании, предоставляющие пакет «защитных» услуг, зачастую предлагают продукцию Pirate Pay в дополнение к своему пакету услуг.

Сейчас у Pirate Pay есть клиенты в России, Японии, США, Индии. Среди известных фильмов, торрент-защиту которых производил Pirate Pay, — «Высоцкий. Спасибо, что живой» и «Батальон». «Как сказал один музыкальный продюсер, бороться с пиратскими скачиваниями — всё равно что расчищать снег в то время, как он падает, — полной защиты гарантировать нельзя. Однако иногда это удаётся», — шутит Клименко.

«Мы хотели улучшить мир»

Сегодня Пермский классический университет работает с 15 собственными инновационными компаниями, имеет в разработке порядка 30 новых технологий. «Пытаемся запускать порядка 20 молодёжных стартапов в год», — рассказывает Николай Косвинцев, руководитель инновационного центра «Мозгово». Как отмечают в «Мозгово», первоначальный бюджет стартапов, как правило, равен нулю, и хорошая идея порой даже важнее, чем финансовое сопровождение проекта.

Среди активно развивающихся сейчас стартап-проектов бизнес-инкубатора — проект Be Pod, в рамках которого студенты создают мобильное расписание для университета, в которое преподаватели в режиме онлайн смогут вносить изменения, своевременно убирать «пары» и пр.

Алексей Степанов, разработчик приложения Be Pod, рассказывает: «Сейчас идёт активная разработка проекта, мы привлекаем людей. Студенты — люди достаточно безалаберные. В 2012 году мы провели опрос — 83% студентов не знают своего расписания. Тогда родилась идея создания мобильного приложения. То есть будет параллельно существовать веб-сервис, в котором преподаватели могут размещать расписание, задания, и аналогичное мобильное приложение только для студентов. Они вводят вуз, курс, группу — и видят все новости, связанные с заданиями, изменения расписания, пожелания старосты, дни рождения».

По словам разработчиков, в приложении сможет зарегистрироваться любое учебное заведение — оно будет бесплатным для всех, окупаться же продукт будет за счёт внутренней рекламы.

Для получения прибыли в таком «университетском дневнике», по подсчётам организаторов проекта, нужно иметь 10—15 тыс. активных пользователей приложения, тогда оно будет приносить более 100 тыс. руб. прибыли ежемесячно.

Впрочем, по словам Степанова, не в прибыли дело: «Прежде всего мы хотели немного улучшить мир».

О том, с какими сложностями на своём пути сталкиваются стартапы, Алексей Степанов высказывается так: «Главное — это нехватка опыта в разработке дизайна, маркетинге, планировании. Не всегда всё это есть, когда появляется идея. Вторая сложность — привлечь инвестора. Какой бы хорошей ни была презентация, не факт, что инвестор пойдёт. Все привыкли к тому, что у нас есть газ, нефть, тяжёлая металлургия — и всё».

Промобот

Разработка пермской компании МИП «Интелект» — промобот — был представлен на выставке «Иннопром-2014»
  Розалия Каневская

Живых идей в университете много. «Ещё один «стартапер» производит сейчас гид по университету, а другой — гид по гипермаркету с указанием всех скидок — им уже заинтересовался «Колизей», — рассказывают в «Мозгово».

В бизнес-инкубаторе инноваторов стимулируют — проводят мастер-классы с участием уже вышедших на «траекторию успеха» молодых бизнесменов. Инициативные студенты приходят в бизнес-инкубатор сами, с готовыми идеями.

«Экоферма» (ферма с замкнутым циклом самовоспроизводства), проект Healthy Life (приготовление и доставка диетических продуктов), производство уникального дезинфицирующего средства, к которому ещё не возникло привыкания у патогенных микроорганизмов (уже востребовано медучреждениями и библиотеками), производство композитных материалов, стойких к термоударам, лазерное покрытие для биосовместимых имплантатов, которые без проблем приживутся в человеческом организме, виртуальный стол для кафе — это лишь часть технологий, находящихся в разработке бизнес-инкубатора.

Далеки от реального

Казалось бы, пермская инновационная среда активно «колосится» и приносит уже вполне реальные плоды. Однако, по мнению отдельных экспертов, пока это скорее «цветочки», чем «ягодки».

На проходившей в начале июля в Екатеринбурге выставке «Иннопром» уже приходилось слышать мнение генерального конструктора и директора ООО «БИТ Роботикс» Сергея Белавского, заявляющего, что проблема наших инноваторов, производящих PR-роботов, в том, что при полном отсутствии в России наукоёмкой индустрии, которая «оденет, накормит и напоит», инноваторы зачастую ограничиваются «игрушками», то есть разработками, имеющими отношение к виртуальному досугу, сфере обслуживания, PR, но ничего реально не производящими.

Похожее мнение высказал и Александр Трусов, директор Пермского ЦНТИ.

«Те стартапы, которые сегодня существуют, — это не инновации в сфере IT. Это ремесло, которое требует высоких знаний, но не инновации», — заявляет эксперт.

Георгий Полетаев, постоянный представитель Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, считает, что уникальные и действительно инновационные разработки в Перми есть, главная проблема — в их коммерциализации. Соглашаясь с тем, что есть проблема удалённости инноваций от реального сектора экономики, эксперт указывает и причину: «Это связано с тем, что в регионе инновации поддерживаются очень мало. Те, кто развивается, растут скорее вопреки, чем благодаря этой поддержке».

С тем, что инноваций в Перми нет, Полетаев категорически не согласен. По словам эксперта, есть в городе уникальные разработки, созданные на стыке наук — IT и медицины, картографии.

«В Перми, например, разработали майку, снабжённую совершенно незаметными датчиками и способную контролировать дыхание человека во сне, — рассказывает он. — Идеи есть. Вся проблема в том, что не всегда хватает умения их воплотить».


«Всё, что делается сейчас в IT, — ради соцсетей»

Александр Трусов, директор Пермского ЦНТИ:

— Всё, что делается сейчас среди так называемых IT-инноваций, — это «игрушки». Да, они талантливо сделаны, ребята — настоящие фанаты, очень умны и грамотны. Однако применение их идей — это «игрушки», сделанные для соцсетей.

IT вообще предназначен для обслуживания, чтобы облегчить жизнь, — например, если раньше инженеры делали расчёты с помощью логарифмической линейки, сейчас это делают программы. Но, к сожалению, программы в большинстве своём не российского производства. Как правило, американские. Вот если бы кто-то из этих ребят сделал систему моделирования динамических и статических процессов в любом изделии — будь то здание или двигатель, — то на российском уровне это будет инновация.

Есть потребность в IT-разработках в реальном секторе. Но для таких разработок нужен большой опыт работы, представление обо всех происходящих на производстве процессах. И я не знаю ни одной пермской IT-разработки для реального сектора. Я читаю курс АСУ в политехническом университете и могу рассуждать предметно.

Сегодня мы, ЦНТИ, создаём для российского ТЭК по заказу минэнергетики базу данных, в которой будет информация о российских предприятиях, которые в рамках импортозамещения могут что-то производить, в том числе о том, на каких стадиях развития они находятся — у кого-то это проект, у кого-то идея, а у кого-то уже серийное производство. В этой информационной системе можно будет закладывать информацию о предприятиях, а предприятия ТЭК будут закладывать информацию о своих потребностях. И эта система сможет выстраивать цепочки от потребности к предложению, производить анализ.

Для того чтобы быть готовым делать эту работу, мне понадобилось 15—17 лет жизни, знание процессов и взаимосвязей в реальном секторе. И я не могу сказать, что мы делаем что-то инновационное.

Виртуальный стол — это тот же плёночный экран, что и у смартфона, и стандартный набор программ. Где тут инновация? Расписание — обычная система, и это тоже ремесло. В ЦНТИ — штат программистов, мы разрабатываем информационные системы. Но и это тоже только ремесло, требующее высокого уровня знаний. Создание «Яндекса» — вот это инновация. Создание искусственного интеллекта — вот инновация. А то, что делается у нас, — ремесло.

Я знаком со студенческими работами в политехе. Уровень, может быть, и интересен, но они не имеют промышленного применения. Всё, что делается сейчас в IT, — делается ради соцсетей.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться

IT