Киноправда: истории любви и искусство подделки
Президент «Флаэртианы» Павел Печёнкин комментирует программу XV Международного фестиваля документального кино
По мнению Павла Печёнкина, главное, на что следует обратить внимание в программе международного конкурса, — это фильм пермского режиссёра Галины Красноборовой «Старухи». Дело в том, что это первый за всю историю фестиваля пермский фильм, который оказался в главном конкурсе «Флаэртианы». До сих пор бескомпромиссные отборщики находили пермские фильмы недостаточно «флаэртианскими».
Фильм «Старухи» весь построен на крупных планах: лица коми-пермяцких старух — во весь экран, и оказывается, что этого вполне достаточно для настоящего кино. Так думают не только в Перми, но и в Амстердаме: фильм Красноборовой недавно был отобран для внеконкурсной программы фестиваля IDFA — одного из самых престижных в мире.
Всего в главном конкурсе «Флаэртианы» — 15 фильмов из 18 стран (многие — результат международной копродукции). Павел Печёнкин советует обратить самое пристальное внимание на фильмы выдающихся режиссёров-документалистов Шона Макалистера (Великобритания) и Павла Лозинского (Польша).
Павел Печёнкин, президент Международного фестиваля документального кино «Флаэртиана»:
— Это два главных человека в документалистике. У них есть всё, кроме «Оскара», но у Шона он скоро будет: его уже выдвигают.
Картина Макалистера «Сирийская история любви», по словам президента «Флаэртианы», очень человеческая, добрая, с хеппи-эндом, несмотря на то что речь в ней идёт о сирийской революции. Точнее, революция — лишь фон, главное и в этом фильме, и в жизни героев — семья. Пропустить этот фильм сложно, ведь он будет показан на открытии фестиваля 18 сентября в клубе ПГНИУ.
Фильм Павла Лозинского «Верка» — тоже о любви и о семье. По словам Печёнкина, они задумали его с Лозинским вместе, но снимать польскому Павлу пришлось одному, без русского тёзки: экономический кризис помешал.
Предмет гордости Печёнкина — конкурс студенческих и дебютных фильмов, который проходит на «Флаэртиане» впервые.
Павел Печёнкин:
— Мы шли к этому долго, развивали медиаобразование, а оно уже стало триггером создания профессионального кинообразования в Перми. У нас в академии культуры выпустились уже две группы студентов, и одна из выпускниц — Ольга Аверкиева — и организовала этот конкурс. Председателем жюри стал Александр Гутман.
Собственный фильм Ольги Аверкиевой тоже будет показан на «Флаэртиане» в рубрике «Худсовет»: он ещё, что называется, «сырой», и режиссёр ждёт обсуждения, чтобы потом закончить монтаж.
Ещё один успех президента «Флаэртианы» — программа Docs & Kids: документальное кино для детей. Голландскую программу на пермском фестивале ждали много лет.
Польский культурный центр предоставил прекрасную программу из двух частей: лучшие фильмы Краковского фестиваля — сплошная классика — и молодое польское документальное кино. Павел Печёнкин считает, что польская кинодокументалистика — лучшая в мире.
Принципиально новая история на «Флаэртиане» — образовательная программа. Под неё будет отдан специальный павильон, мастер-классов в нём будет целых 12, и все — от мировых звёзд, людей с очень громкими именами. Например, будет давать мастер-класс Александр Гутман, председатель жюри студенческих и дебютных фильмов и автор фильма «Фрески», который участвовал в 28 международных фестивалях и получил 20 призов, в том числе и Гран-при «Флаэртианы». Кроме мастер-класса Гутман проведёт творческую встречу со зрителями, тема которой — «Правда и киноправда». Режиссёр поразмышляет о том, что становится с документальным кино, когда оно превращается в искусство.
Ещё один мастер-класс, который Печёнкин советует обязательно посетить, даст председатель международного жюри фестиваля Леонард Ретель Хельмрих — культовый персонаж в мире документального кино. Мастер-класс этого голландца, работающего в Индонезии, посвящён оригинальной организации съёмки, он называется Single Shot Cinema и известен во всём мире.
Журналисты The New York Times называют Хельмриха «мастером невероятных ракурсов». Из подручных средств Хельмрих разработал особое крепление для лёгкой видеокамеры, которое позволяет снимать в нестандартной манере, обеспечивая камере маневренность и при этом устойчивое изображение. Само движение камеры становится основным кинематографическим выражением замысла режиссёра.
На этот мастер-класс придёт не только молодёжь, но и настоящие мэтры: так, московский режиссёр Борис Караджев будет писать по материалам этого события статью в журнал «Искусство кино».
По традиции члены международного жюри покажут свои фильмы, в том числе и Леонард Ретель Хельмрих, который привёз чрезвычайно актуальный фильм-исследование о том, почему молодёжь примыкает к исламским террористическим организациям.
Во внеконкурсных спецпоказах — фильмы, рассчитанные на особенную аудиторию. Так, балетоманы обязательно захотят побывать на норвежском фильме «Балетные мальчики». В анонсе на сайте фестиваля о фильме сказано: «Фильм показывает жизнь в мире балета на протяжении четырёх лет. Разочарования, победы, дружба, первая любовь, сомнения и вера, поиски себя и борьба амбиций — и всё это в окружении выразительного и красивого балета». Тем, кого заинтересовала эта аннотация, нужно срочно бежать в кассы: практически все билеты уже расхватали студенты хореографического колледжа.
Немецкий фильм «Бельтракки: искусство подделки» будет интересен как художникам, так и коллекционерам искусства. Речь в нём идёт о жизни и творчестве художника, который на протяжении 40 лет успешно зарабатывал подделками картин.
Для детей специальный показ — фильм «Чандани и её слон» о девочке из Шри-Ланки, которая мечтала стать погонщиком слонов, как её отец, и добилась этого, несмотря на то что эта работа считается исключительно мужской.
Свои фильмы представит на «Флаэртиане» председатель гильдии кинокритиков Союза кинематографистов России Андрей Шемякин. Он снял дилогию о собственной семье.
Наконец, пермяки первыми в мире увидят новый фильм члена международного жюри Алексея Федорченко «Ангелы революции». 1934 год. На севере СССР неспокойно: хантыйские и ненецкие шаманы не хотят принимать новые традиции. Чтобы примирить две великие культуры — культуру русского авангарда и древнее язычество — в обскую тайгу отправляются художники: композитор, скульптор, театральный режиссёр, архитектор-конструктивист, кинорежиссёр-примитивист и руководитель отряда — знаменитая Полина-Революция. Фильм художественный, но основан на реальных событиях.
Поскольку это художественный фильм с большим прокатным потенциалом, который показывается до выхода в официальный прокат, он пойдёт лишь в очень маленьких залах киноцентра «Премьер», и билеты уже почти закончились.
Всего в программе фестиваля — почти 200 кинопоказов и других событий.
XV Международный фестиваль «Флаэртиана» пройдёт в Перми 18—24 сентября.
Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.