Танцующая в тишине
Фестиваль «Флаэртиана-2015» наградил фильмы о человеческих историях на фоне большой Истории
«Премьер» научился быть резиновым», — написал в фейсбуке президент Международного фестиваля документального кино «Флаэртиана» Павел Печёнкин после того, как дневное количество посетителей небольшого киноцентра достигло рекордных 1511 человек. Общее число посетителей «флаэртианских» событий — 12 621 человек, число, немыслимое ещё два—три года назад — в лучшие времена, когда «Флаэртиана» арендовала большие залы по всему городу и продолжалась не неделю, а 10 дней.
Сейчас, когда у фестиваля финансовые трудности, создаётся впечатление, что вся Пермь, Россия и мир решили поддержать его и рванули в «Премьер»! «Флаэртиана» всегда была праздником, но в этом году сложилась какая-то удивительная фестивальная атмосфера: все эти толпы в коридорах киноцентра, галдящие на крыльце студенты, несокрушимые пенсионерки, которые в перерывах между фильмами эмоционально делятся впечатлениями, никогда не закрывающееся и никогда не пустующее кафе «Нанук». Перед каждым сеансом толпа фотографов и просто люди со смартфонами снимали лица в зале: зрелище было почти столь же впечатляющее, как то, что на экране.
Залы были переполнены. К счастью, в «Премьере» ковровые покрытия, и зрители просто укладывались на пол, когда все приставные стулья, кресла-пуфики, банкетки и места на ступеньках заканчивались. На сеансах внеконкурсного норвежского фильма «Балетные мальчики», куда пришёл чуть ли не весь хореографический колледж, невозможно было выйти из зала, потому что некуда было ступить.
В этой ситуации немаловажно, что по всему киноцентру непрерывно шли уборка и проветривание. Какие бы толпы ни штурмовали кинозалы, в них было чисто и свежо. Было достаточно программок, множество волонтёров помогали зрителям сориентироваться, всегда был кофе в автомате и идеально чистые туалеты, а это, согласитесь, показатель культурного уровня!
Непрерывно работали пять залов «Премьера» и два специально выстроенных павильона, было показано около 180 фильмов, а вообще фестивальных событий было более 200.
Словом, фестиваль достойно отметил двойной юбилей — он прошёл в 15-й раз за 20 лет.
Были, конечно, свои ложки дёгтя в этом прекрасном фестивальном мёде. Например, церемония открытия — затянутая и очень скучная. На экране демонстрировались те же кадры, что и год, и два, и более назад. С грустью вспоминался тот год, когда эту церемонию делала для коллег Наталия Шостина: красивый перформанс, разбили на счастье тарелку о штатив — и вперёд!
Несколько нарушив традицию, на открытии показали конкурсный фильм — «Сирийскую историю любви» британского режиссёра Шона Макалистера, которую, по слухам, выдвигают на «Оскар». «Оскар» она, может, и возьмёт, а вот в Перми получила лишь специальное упоминание жюри. Конкуренция была острейшая! В разгар фестиваля член международного жюри режиссёр Алексей Федорченко признавался, что все просмотренные на тот момент фильмы достойны Гран-при, и очень хвалил отборщиков за проделанную работу.
«Сирийская история любви» хоть и не получила Гран-при, разговоров вызвала много. Фильм не просто острый и актуальный — он провидческий. Макалистер начинал снимать в 2010 году, когда никакого ИГИЛа ещё не было, но ощущение скорой и неминуемой трагедии в Сирии пронизывает фильм. Первые кадры: толпы туристов улыбаются в объективы на фоне невероятных храмов древней Пальмиры. А зритель думает: всего этого уже не существует… Вот что значит идеально вписаться в контекст реальности!
Но не только политической актуальностью примечательна «Сирийская история любви». Сюжет фильма — из разряда вечных, актуальных в любое время и в любой стране. Амер и Рагда полюбили друг друга в тюрьме. Их семья строилась и росла в условиях постоянной борьбы. Когда неуёмная революционерка, противница режима Башара аль-Асада Рагда угодила за решётку надолго, муж и трое детей поддерживали её, тосковали, дорожили каждой секундой телефонного разговора…
Но вот Рагду амнистировали. Счастливая встреча, долгожданное воссоединение, отъезд в Альби — один из красивейших городов благополучной Франции. И… семья распадается. Такая вот история любви.
Примечательно, что фильм снимался целых пять лет. Для документального кино это обычное дело! Фильм, например, «Балетные мальчики» тоже снимался четыре года — это позволило авторам показать героев в процессе взросления, а сюжетом стало не просто обучение балету, а выбор судьбы. Долгий съёмочный процесс — необходимое условие для того, чтобы герои стали доверять человеку с камерой. Он должен стать даже не членом семьи, а привычным предметом обстановки, чтобы его уже совсем не стесняться!
Когда режиссёр-документалист приступает к съёмкам, он вовсе не уверен, что из этого получится история. Каждый раз это риск. Вот и Агнешка Звефка, автор фильма — победителя фестиваля «Королева тишины», начинала снимать репортаж о цыганском таборе на окраине польского городка, а получилась картина о том, как судьба и обстоятельства могут быть несправедливы даже к очень талантливым людям.
Табор, расположившийся на пустыре неподалёку от спального микрорайона многоэтажек, раздражает соседей. Цыгане шумные, грязные, они шарят по помойкам и попрошайничают, топят печки прямо в своих хибарах, того и гляди пожар устроят. Но для Денисы Габор это счастливый мир: это её детство, её родители и друзья, это музыка и танцы из обожаемых болливудских фильмов. Дениса поразительно одарена в музыкальном отношении и пластична. Возможно, она могла бы стать выдающейся артисткой балета, если бы…
Если бы родители вовремя, когда ей было всего два года, обратили внимание, что девочка перестала поворачивать головку на голос. Сейчас Дениса — подросток, и она совершенно не говорит: не научилась, потому что ничего не слышит. При этом она умеет общаться и великолепно ориентируется в окружающем мире. И всё время танцует!
Казалось бы, здесь, в польском городке, цыгане осели надолго. Родители впервые повели девочку к врачу, и у неё появился слуховой аппарат. Всё ещё можно исправить, если начать занятия с логопедом и психологом! Но цыган через суд выселяют с пустыря, и родители, устав от обузы, отправляют Денису в Румынию, а сами отправляются кочевать по Европе. Слуховой аппарат остаётся лежать в грязи перед хибаркой, которая скоро опустеет.
Вопрос о Гран-при решался непросто. Звучали мнения, что количество постановочных сцен в «Королеве тишины» явно выходит за «флаэртианские» рамки. Действительно, массовые детские танцы специально поставлены и отрепетированы, что запрещено неписаным кодексом «флаэртианского» кино, но режиссёра извиняет то, что эти танцы существуют не в реальности, а в воображении Денисы и помогают лучше понять внутренний мир героини.
Фестиваль стал торжеством человеческих историй. Во множестве внеконкурсных программ были показаны фильмы, которые «пробивали» зрителей до слёз. Польско-австрийский фильм «Выселение» — драма стариков, которых вынуждают покинуть родной дом, где они прожили 65 лет, был показан в программе члена международного жюри, кинокритика Барбары Вурм. Снял фильм внук героев Филипп Малиновский — поляк, живущий в Австрии, и фильм пронизан трепетным теплом по отношению к прекрасной пожилой паре. Он удивительно оптимистичный: хотя старикам и не удалось отстоять свою квартиру, обманом захваченную незнакомой «собственницей», но они всё равно счастливы — они есть друг у друга, и у них — любящий внук, который всегда будет бережно хранить старые семейные фотографии.
С огромным успехом прошла программа кинофестиваля-побратима Millenium (Бельгия). Израильский фильм «Ты веришь в любовь?» (режиссёр — Дэн Вассерман, между прочим, дебютант в кино) — о женщине, которая страдает боковым амиотрофическим склерозом (БАС), той самой болезнью, которая поразила физика Стивена Хокинга. Това парализована от подбородка до пяток, у неё шевелится только лицо. Тем не менее она работает… свахой и поженила уже более 500 пар!
Секрет очень простой: Това не верит в любовь и клиентам своим советует избавиться от иллюзий, подходить к процессу выбора супруга здраво. Слепой женщине она говорит: «Не рассчитывай выйти за здорового. Если тебе позвонит здоровый, то ему нужен только секс, семью с тобой он создавать не будет». И она находит жениха — он, конечно, постарше невесты, к тому же хромой… Но вот они вместе выходят от свахи. Идут медленно, женщина держится за локоть мужчины. Он — её глаза. Происходит диалог: «Кем ты работаешь?» —
«Я электромеханик, чиню магнитофоны, телевизоры…» — «А у меня магнитофон сломался!» — «Не выбрасывай. Я починю».
Ничего более трогательного не придумано ни в одной слёзной мелодраме. А это не выдумка — жизнь.
Крепко, профессионально рассказанная история плюс обаяние правды, особое дыхание реальности — вот секрет «флаэртианского» кино.
И ещё — красота. После каждого фильма хочется долго восхищаться и режиссёром, и оператором. Потребность в красоте — не последняя причина зрительского ажиотажа вокруг «Флаэртианы». Не случайно чемпионом по количеству посещений стал чилийский фильм «Сурире» — немногословная картина исключительной визуальной эстетичности.
В красоте фильма «Сурире», который не зря получил своего «Серебряного Нанука» за оригинальное художественное решение, содержится парадокс: на протяжении полутора часов нам показывают безжизненное высокогорное плато, убогий быт местных индейцев и их собак-дворняжек, бесконечные вереницы грузовиков, везущих буру (по-английски borax) с местных шахт, и — крупным планом — грязные, истоптанные, в трещинах и мозолях ноги старой крестьянки. Но это самый красивый фильм фестиваля. Его авторы — супруги Беттина Перут и Иван Основикофф — умеют не только увидеть, но и передать красоту суровой и неприветливой земли и её людей, при этом ничуть не приукрашивая реальность.
Просто надо выбрать правильный угол зрения.
Итоги Международного фестиваля документальных фильмов «Флаэртиана-2015»
В рамках фестиваля состоялось три конкурса: международный, российский и конкурс студенческих и дебютных фильмов, который проходил впервые.
Главную награду в российском конкурсе — «Малый золотой Нанук» (25 тыс. руб.) — жюри во главе с ректором ПГГПУ Андреем Колесниковым присудило фильму Дениса Клеблеева «Странные частицы». Специальное упоминание жюри получили фильмы «На краю» (режиссёр — Анна Шишова) — за экранное воплощение абсурдного мира, «21 день» (режиссёр — Тамара Дондурей) — за честный диалог с героем, «Надежда. Вокруг да около» (режиссёр — Марина Чувайлова) — за яркие образы городской культуры.
В конкурсе студенческих и дебютных фильмов, по словам председателя жюри режиссёра Александра Гутмана, сложилась непростая ситуация: среди дебютов ни одного по-настоящему впечатляющего фильма не было, зато среди студенческих работ — более чем достаточно. Поэтому жюри поступило оригинально: вручило два первых приза студентам и ни одного дебютантам. Лучшей дебютной картиной была признана работа Анны Яновской (Москва) «Десять сантиметров жизни», которая получила специальное упоминание жюри с формулировкой «за искренность и гуманизм».
Главные призы этого конкурса и денежные премии в размере 10 тыс. руб. получили две студенческие работы: «Дневник училки» режиссёра Дарьи Абатуровой из Перми и «Разговор» Анастасии Новиковой из Санкт-Петербурга. Специальные упоминания жюри получили: за яркий рассказ о молодёжной культуре — фильм «Я — здесь» (режиссёр — Мария Поприцак, Санкт-Петербург), за умение работать с визуальной формой — «Три секунды темноты, девять секунд света» (Мария Пономарева, Москва).
Успех пермской студентки особенно порадовал президента фестиваля Павла Печёнкина, который со сцены заявил о том, что отныне пермскую школу кинематографии можно считать состоявшимся фактом мировой истории кино.
Главные призы распределило международное жюри во главе с голландским режиссёром Леонардом Ретелем Хельмрихом.
Приз «Серебряный Нанук» за открытие новых тем и новых героев достался работе Александра Нанау «Тото и его сёстры» (Румыния). Ещё один «Серебряный Нанук» — за оригинальное художественное решение — получила картина Беттины Перут и Ивана Основикоффа «Сурире» (Чили, Германия). Этот же фильм собрал максимальное число зрителей на одном сеансе.
Режиссёры обоих фильмов получили денежные премии в размере 75 тыс. руб.
Специальным упоминанием жюри отметило ленты международного конкурса «Хочу быть царём» (Иран, режиссёр — Мехди Ганджи), «Длинное. Чёрное. Облако опускается» (Россия, режиссёр — Александра Лихачёва) и «Сирийская история любви» (Великобритания, режиссёр — Шон Макалистер).
Фильмом — победителем международного фестиваля стала «Королева тишины» Агнешки Звефки (Польша, Германия). Жюри под председательством Леонарда Ретеля Хельмриха признало картину лучшей из 15 лент шорт-листа. Кроме приза — «Большого золотого Нанука» — режиссёр получила денежный приз в размере 250 тыс. руб.
На фестивале прошло и голосование зрителей. Приз зрительских симпатий достался ленте «Спартак и Кассандра» (Иоанис Нуге, Франция).
Приз Международной ассоциации кинокритики и кинопрессы ФИПРЕССИ впервые за последние годы не присуждался: не хватило финансирования на работу ещё одного международного жюри.
Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.