Не разрыв отношений, а необходимая пауза
Турция и Россия географически и исторически «обречены» на взаимодействие друг с другом
Сейчас, когда обсуждают указ президента РФ о применении специальных экономических мер в отношении Турции, почему-то наибольшее внимание уделяется его экономическим аспектам. Одни говорят, как это ударит по Турции, другие — как это отразится на нашей экономике. Как будто это такая «детская» месть за недружественные действия соседа.
Надо помнить, что в каждом пункте этого указа в первую очередь речь идёт безопасности страны. Мы должны просчитать все возможные угрозы. Запрет на ввоз продуктов — это не просто экономическая санкция. Где гарантия, что страна, которая осмелилась на такой шаг, как атака на наш военный самолёт, не пришлёт нам заражённые или отравленные помидоры?
Отмена визового режима. Мы должны закрыть границы не для турецких граждан, а для боевиков ИГИЛ, которые, как известно, попадают в Сирию через Турцию. Кто им помешает через неё же прибыть на нашу территорию?
Все перечисленные в указе меры — это не разрыв отношений между нашими странами, а чёткая и понятная пауза в них. Необходимо время, чтобы остановиться и подумать, что нам делать дальше. Я не хочу сказать, что всё турецкое общество сейчас замешано в антироссийской вакханалии, но такие настроения есть. И хотя многие турки понимают, что для Турции необходимо сохранить столь долго и сложно выстраивавшиеся отношения с Россией, их голоса пока слабо слышны.
Поэтому в первую очередь необходимо заморозить строительство атомной электростанции. Мы не можем в создавшихся условиях передавать Турции новейшие технологии, связанные с ядерными разработками, пусть даже речь идёт о мирном атоме. Причём мы можем это легко сделать в рамках существующего контракта, в котором прописаны форс-мажорные обстоятельства.
Мощности «Росатома» есть где применить. Нас ждёт Камбоджа, например, которую недавно с официальным визитом посетил премьер-министр РФ Дмитрий Медведев. Эта страна, как и другие страны Юго-Восточной Азии, с успехом заполнит нишу, которая освободится после запрета на ввоз турецких товаров.
Хотя, на мой взгляд, сейчас нам надо думать не о замещении рынка товарами из других стран, а о развитии собственного производства и собственной экономики. И такое понятие, как импортозамещение, должно коснуться и лёгкой промышленности. Это не значит, что сейчас в каждом регионе будут производиться собственные куртки и кроссовки, но поощрять развитие таких производств необходимо.
Туризм. Ну, я тут Америку не открою, если скажу, что нам давно уже пора развивать внутренний туризм. Отмечу лишь один нюанс: когда мы говорим о вывозе капитала, мы почему-то забываем о тех деньгах, которые вывозят наши туристы за границу. А если умножить $1 тыс. на 4,5 млн российских туристов, ежегодно отдыхающих в Турции, сумма получится немалая.
Но так как в нашей стране климатические зоны не позволяют устроить туристический отдых круглый сезон, пора обратить взоры на другие страны и другие моря. Например, опять же Камбоджа. Да, сейчас летать туда дороговато, но уже рассматриваются варианты, когда государство будет готово компенсировать часть стоимости авиаперелётов. Но страны, на которые распространятся такие меры, должны пойти нам навстречу: наши предприниматели должны получить там права на строительство и владение туристической инфраструктурой. А то, как показывает турецкий опыт, мы даже хорошего отношения не получаем в ответ.
Но надо понимать, что Турция и Россия географически и исторически «обречены» на взаимодействие друг с другом. И сейчас, когда многие спрашивают, зачем мы начали там строительство АЭС и вели переговоры о других проектах, отвечу: если ты не занимаешь экономические рынки — их занимает кто-нибудь другой.
Ещё раз повторюсь: сегодняшние меры — это не разрыв всех отношений с нашим соседом, и мы уже сейчас должны просчитывать варианты того, что ситуация, возможно, вернётся в нормально русло сотрудничества между двумя нашими странами.
Не надо упрощать сложные политические процессы и превращать их в разборку на коммунальной кухне. Жизнь сложна. Ещё совсем недавно меня лично заверяли наши турецкие коллеги в прочной и многолетней дружбе. Как выяснилось, это не так. Но паникёрские настроения надо давить в зародыше. Страх и ощущение приближающейся катастрофы и сама катастрофа — это не одно и то же, между ними очень большая разница.
Когда же речь заходит о том, что вся эта ситуация возникла из-за того, что Россия активно вмешалась в сирийский конфликт, отвечу так: всегда, во все времена найдутся те, кто будет недоволен, что Российская Федерация вмешалась или не вмешалась туда-то и туда-то. Всем не угодишь, а мы и не собираемся всем нравиться.
И напоследок. Все меры, отмеченные в указе президента, ставят перед нами очень простой выбор: что для нас дороже — новая турецкая куртка или предотвращение теракта на автобусной остановке?
Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.