Павел Катаев

музыкальный обозреватель ИД «Компаньон»

Новые песни под мифический виски

«В тяжёлый для Родины час» БГ вернулся в Пермь с большим концертом, на этот раз — в составе «Русско-ирландского квартета»

Поделиться

Выступление состоялось в Большом зале филармонии 24 января. Гребенщиков приезжает в Пермь из года в год, но назвать эти визиты очередными или привычными сложно. Складывается ощущение, что многие идут на БГ как раз для того, чтобы обновить внутреннюю повестку, посмотреть иначе на окружающих, а главное — на самих себя. Возможно, именно поэтому зал КДЦ был полон, несмотря на то что состав ансамбля больше подходил для атмосферы старого паба.

  Константин Долгановский

Выждав традиционную паузу, во время которой публику «подогревали» традиционные индийские напевы и курящиеся на сцене благовония, Борис Гребенщиков вышел в длинной тёмной накидке, напоминающей сюртук без рукавов, и взял со стойки акустическую гитару. Его давний соратник Брайан Финнеган принёс компактную коллекцию флейт. Алан Келли держал аккордеон с фактурным деревянным корпусом. Наконец, Джон Джо Келли приготовился отбивать ритм на бойране — ирландском бубне, похожем по форме на деревенское сито.

Гребенщиков поприветствовал публику парой тёплых слов, и квартет заиграл. Первой оказалась песня «Сидя на красивом холме» 1984 года. Как оказалось — неспроста! История про «особо сакральный холм» на окраине Дублина, рассказанная музыкантом в кульминационный момент концерта, стала приятным дополнением к его песням. Потом встречались и «Звёздочка», и «Дубровский», и всеми любимые «Стаканы». Однако большая часть сет-листа досталась композициям из альбомов «Лошадь белая» и «Соль» — довольно новых, особенно в контексте многолетней дискографии.

Ирландцы играли на высоте собственного профессионального мастерства. В руках Джона Джо Келли бубен был достойным представителем семейства перкуссионных инструментов, способным посопеть щёточками, погреметь с весёлой воинственностью, побаловаться с ритмическим рисунком. Алан Келли — значимая фигура для современного ирландского фолка — придавал объём общему звучанию, растягивая меха аккордеона. Стоит ли говорить о Финнегане — участнике «Аквариума», который давно очаровал поклонников группы и теперь вновь исполнял на флейтах завораживающие соло.

Борис Гребенщиков

  Константин Долгановский

Между тем ирландские мастера лишь освежали песни и так хорошо известные здесь, в России. На связь квартета с кельтским фолком указывали по большей части имена участников и характер инструментов. Перед тем как спеть на радость публике «Стаканы», непривычно разговорчивый БГ поведал свою версию возникновения «Русско-ирландского квартета». По его словам, квартет — это «исследовательская лаборатория, спонтанно возникшая в результате научных исследований».

Однажды Борис Гребенщиков и Брайан Финнеган собрались поиграть «особо сакральную музыку» на одном «особо сакральном холме» на окраине Дублина. Но пошёл дождь, так что музыканты вынуждены были переместиться в ближайший паб, где они встретили Алана и Джона — «внебрачных братьев Келли, известных на всю Европу знатоков летающих тарелок и прочих неопознанных летающих объектов».

После «лёгкого гиннесса и лёгкого виски» братья Келли достали аккордеон и бойран, и оказалось, что они в перерывах между наблюдениями за НЛО играют на музыкальных инструментах, к тому же Алан Келли обладает крупнейшей в мире коллекцией бабочек (но не простых бабочек, которые везде летают, а подземных), а Джон Джо Келли — двоюродный прапрапраправнук самого Шекспира, правда, Шекспир об этом не знает.

Перкуссионист при этих словах стыдливо прикрыл лицо бубном.

Когда квартет разыгрался, хозяин паба предложил им на следующий день сыграть уже за деньги. Музыканты согласились, и им заплатили аж по 10 фунтов, так что хватило и на гиннесс, и на виски, и ещё на лёгкое вино! Предприятие оказалось прибыльным! Наконец, когда дождь кончился, компания отправилась на сакральный холм играть уже вчетвером. И летающих тарелок над ними было так много, что не было видно неба…

Поверить в рассказ об этих подвигах несложно. Принявшись исполнять заводное соло в «Стаканах», Джон Джо Келли случайно выронил палочку. Но истинного ударника подобная мелочь смутить не может, так что его смелый бойран продолжил нагнетать жар. Сам Борис Борисович в одном из перерывов вдруг встал и швырнул мешающий ему стул вглубь сцены, а потом как ни в чём не бывало начал петь успокаивающую «На ход ноги».

Исполнил Гребенщиков и новые композиции, которые позже планирует опубликовать в Сети. В условных «Собачьем вальсе» и «Песнях нелюбимых» слышна и тревога, и горькая ирония, хотя того сосредоточенного внутреннего сопротивления, которое заметно в последнем сольнике, стало меньше. Но если для публики выступления БГ становятся импульсами к рефлексии, то самое время обеспокоиться собственным духовным здоровьем: «Их мир катится в пропасть на фоне нашего роста. // Ещё бы сжечь эти книги — как всё было бы просто».

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться