Павел Катаев

музыкальный обозреватель ИД «Компаньон»

Елена Зорина-Новосёлова: Для меня Rock-Line вечно живой

Фестиваль на взлётной полосе как лакмусовая бумажка российских изменений

Поделиться

В 2016 году фестивалю Rock-Line исполняется 20 лет. Несмотря на то что до фестиваля на взлётной полосе остаётся ещё несколько месяцев, смежные проекты, призванные отметить юбилейный год, уже на подходе. Продюсер Rock-Line и директор общественной организации «Авторский Дом» Елена Зорина-Новосёлова рассказала о том, что именно готовит её команда.

— Чем концертная сессия 2016 года будет отличаться от предыдущих?

— В целом формат фестиваля остаётся прежним: место проведения — аэропорт Бахаревка, период — два дня, вход бесплатный. Конечно, появятся новые музыканты, но выйдут на сцену и те, кто уже обрёл определённую известность: планируются выступления групп «Анимация», «Томас», Znaki. Меня радует тот факт, что интерес к Rock-Line наконец сложился, и теперь сыграть у нас стремятся не только молодые команды, но и музыканты постарше.

Сформировался устойчивый бренд, в рамках которого появился целый ряд проектов, в частности творческие и практические лаборатории Rock-Line.lab, концертные сессии «Rock-Line над Вильвой», «Rock-Line в городе-призраке», «Rock-Line в городе-авангарде».

— Судя по информации на сайте, вы также планируете издание альбома с архивными фотографиями. Какова идея этого проекта? Много ли снимков уже накоплено?

— По замыслу, фотоальбом — это «спрессованный» по времени и деталям архив снимков, благодаря которым можно было бы проследить весь путь развития нашего фестиваля и неформального движения в целом. Многое изменилось в России за последние 20 лет: люди, поколения, условия... Фестиваль отражает эти изменения, как лакмусовая бумажка.

За весь этот период скопилось огромное количество снимков, но в альбом должны войти самые яркие — те, которые дают представление о настроении, людях, атмосфере фестиваля.

Недавно мы выиграли губернаторский грант на создание документального фильма о фестивале; рабочее название — «Rock-Line. Исповедь одна на всех».

Думаю, что вполне логично издать альбом под тем же названием. Он будет прекрасным презентационным материалом нашего фестиваля, Перми и Пермского края!

Rock Line

  Лера Мороз

— Ранее команда Rock-Line выпустила виниловую пластинку «Наша линия взлёта» с композициями участников фестиваля разных лет. Как возникала эта идея? Оказалась ли пластинка востребованной?

— Замысел удался. Во-первых, совместный релиз побудил его участников к выпуску собственных альбомов на виниле. Меня это удивило и обрадовало.

Во-вторых, сегодня возврат к винилу — это общий тренд. Речь идёт о совершенно особенном виде носителя. Когда я составляла сборник, то поймала себя на мысли, что прослушивание винила напоминает процесс варки кофе в турке: ты размалываешь зёрна, заливаешь воду, ждёшь, когда поднимется пенка, затем можешь добавить корицы или гвоздики…

То же самое с прослушиванием пластинки: ты ставишь её в проигрыватель, опускаешь иглу, рассматриваешь конверт, после прослушивания первой стороны подходишь к проигрывателю, переворачиваешь пластинку, а в это время пьёшь кофе, сваренный в турке (смеётся).

При издании винила важно расставить треки, записанные в разных условиях, в нужной последовательности, составив определённую композицию.

С такой задачей я столкнулась впервые, но справиться с ней удалось.

Все участники сборника получили в подарок по восемь пластинок. Кроме того, экземпляры были переданы в крае-

вые учреждения: архивы, библиотеки, общественные организации, работающие с молодёжью, а также партнёрам из других городов... «Наша линия взлёта» — это некоммерческий проект. Мы не собрали денег, но получили дивиденды иного рода: привлекли внимание к идее и создали артефакт.

— Если рассматривать составы участников фестиваля начиная с 1996 года, может показаться, что Rock-Line держится на сравнительно невысоком уровне «раскрученности» и «звёздности». Отсутствие громких имён — сознательный выбор организаторов?

— Наш фестиваль ориентирован прежде всего на молодых и неизвестных музыкантов, которым нужна большая сцена. Кто становится, например, участниками «Нашествия»? Широко известные группы из ротации «Нашего радио». Там выступают одни и те же артисты из года в год.

Я считаю преимуществом Rock-Line то, что хедлайнеры присутствуют в его программе вкраплениями. Я рада, что наши приглашения принимают «Браво», «СерьГа», Александр Ф. Скляр. Однако большинство участников — молодые команды, совсем неизвестные или не очень известные.

У нас есть свои замечательные группы: «Пятый корпус», «Лаос», команда из Березников «Экслибрис». Хочется дать музыкантам возможность выступить вживую, на сцене с хорошим звуком и перед заинтересованными слушателями, в том числе из других городов. Важно, что на сцене Rock-Line и малоизвестные, и суперизвестные музыканты выступают в равных условиях.

— Очевидно, Rock-Line успел занять определённую нишу в культурном пространстве Пермского края. Как бы вы могли определить эту нишу?

— Я не знаю, как можно назвать ту нишу, которую занимает фестиваль. Главное — он объединяет людей с разными интересами. Rock-Line — это особый образ мышления. Иностранцы, попадая на наш open-air впервые, удивляются его открытости и дружеской атмосфере.

— Помимо прочего, вы создали Rock-Line.lab — образовательный проект для профессионалов музыкальной индустрии. Какова его концепция?

— Это проект для молодых людей, которые хотели бы дополнительно чему-нибудь научиться. Речь идёт о предоставлении такой возможности молодым музыкантам, звукорежиссёрам, журналистам, дизайнерам…

С первой сессии Rock-Line.lab публика проявила интерес к темам, связанным с деловыми аспектами музыкальной индустрии, исполнительским мастерством, дизайном, сценическим оформлением. В 2014 году занятия проводил барабанщик-виртуоз Ян Рольфинг, основатель Drummers Institute — единственного в Европе. Одновременно мастер-класс игры на гитаре вела Елена Сигалова. Результатом этих встреч стал сейшн, в котором музыканты — участники Rock-Line.lab сменяли друг друга. Получилось потрясающе! А один парень так вдохновился встречей с Яном Рольфингом, что решил профессионально заниматься на ударных инструментах.

Rock Line

  Лера Мороз

— С какими основными экономическими трудностями вы сталкивались за все эти годы?

— Все трудности — основные (смеётся). Каждый год — как на пороховой бочке! Только в последние три года Rock-Line стабильно финансируется из краевого бюджета. Так мы можем рассчитывать на гарантированную долю средств, пусть и недостаточную. В остальном приходится рассчитывать на партнёров и рекламодателей, которые могут предоставить как финансовую поддержку, так и некоторые услуги бесплатно или с большими скидками. В частности, мы давно сотрудничаем с определёнными гостиницами, в которых останавливаются музыканты.

Вообще, деньги — это возможность для реализации творческих идей, которые возникают у нас постоянно. Так, недавно я подала заявку на получение президентского гранта на реализацию проекта «Стрит-арт в стиле рок».

Дело в том, что в районе Бахаревки стоит большой объект промышленного назначения. Выглядит он уныло, как и окружающий индустриальный пейзаж. Я подумала, что было бы здорово преобразить его с помощью стрит-арта. Мог бы появиться новый арт-объект, который видели бы не только пермяки, но и пассажиры поездов, идущих по Транссибу. Со временем, я уверена, он стал бы такой же визитной карточкой города, как и надпись «Счастье не за горами»…

Выиграть грант, к сожалению, не удалось: очевидно, приоритеты в финансировании общественных и культурных проектов расставлены иначе.

Я давно борюсь с предубеждением относительно Rock-Line как маргинального мероприятия. Наш фестиваль — это площадка для самой разной публики и самых разных инициатив. На мой взгляд, он постоянно развивается, меняя формы, обретая новые форматы, приглашая к общению на одной волне. Для меня Rock-Line вечно живой.

— Rock-Line — один из старейших российских рок-фестивалей. Как вы оцениваете более молодые проекты в этом сегменте?

— Смотрю на них с надеждой и энтузиазмом: чем больше разных площадок, тем лучше для музыкантов. Возможно, сказывается моё музыкантское и педагогическое прошлое.

Артисту необходимо постоянно гастролировать, в том числе чтобы заводить и поддерживать контакты.

В одном рекламном ролике звучал прекрасный слоган: «Надо чаще встречаться». В этом смысле Rock-Line — место, где люди действительно встречаются, причём с распростёртыми объятиями.

— Как с годами менялась ваша аудитория?

— Конечно, появляется дистанция между поколениями. На фестиваль Rock-Line приходят молодые слушатели, которые не знают, что такое кассетный магнитофон, не представляют жизни без интернета и сотового телефона. Мы рады этой аудитории. К нам приходят деды с внуками, чтобы послушать одну и ту же музыку. И это, признаться, дорогого стоит.

— Можете ли вы назвать Rock-Line главным делом своей жизни?

— Это не просто дело жизни — это и есть моя жизнь. И она становится более интересной и насыщенной, когда рождаются новые идеи и рядом оказываются твои единомышленники и друзья.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться