Позвали в «большую разведку»
В пермском политехе формируется механизм продвижения новаторских проектов
22 апреля в Перми стартует открытый конкурс-акселератор молодёжных инновационных проектов «Большая разведка 2016», который проводится ежегодно с 2010 года. В этом году конкурс вышел на межрегиональный уровень: все желающие из Приволжского федерального округа и соседних с Пермским краем регионов могут подать заявку и выступить со своими проектами перед экспертами, потенциальными инвесторами и заказчиками. Организаторы уверены, что инвесторов сегодня не так уж мало: масштаб кризиса заставил очень многих рассматривать нестандартные пути сбережения своих средств. Чтобы не потерять всё, они готовы искать «жемчужные зёрна» даже в рискованной инновационной сфере.
Пример для новичков
Основатель компании Promobot Алексей Южаков подчёркивает, что конкурс-акселератор «Большая разведка» стал одним из официальных центров по подготовке проектов к участию в федеральном акселераторе технологических стартапов GenerationS, проводимом Российской венчурной компанией (РВК). Это очень важный момент, поскольку именно он может дать проектам жизнь после завершения конкурса.
Начальник отдела инноваций ПНИПУ Леонид Мыльников уверен, что пермскому вузу повезло в том, что у него есть такая громкая в масштабах России история успеха, как проект Promobot. Она позволяет, с одной стороны, показывать пример новичкам, которые загораются идеей и надеются, что у них тоже это может получиться.
С другой стороны, Алексей Южаков, наработав определённые связи, сам ищет проекты, которые могли бы потенциально «выстрелить». «Понятно, что у этой компании есть специализация — робототехника, но тем не менее её руководитель, используя свои связи, помогает и другим. И благодаря его успеху удалось привлечь в качестве основного партнёра конкурса-акселератора «Большая разведка» РВК и выйти с их помощью на межрегиональный уровень. Мы пытаемся охватить не только весь Приволжский федеральный округ, но и ближайшие к нам регионы», — поясняет Леонид Мыльников.
От «Большой охоты» к «Большой разведке»
Куратор направления молодёжного предпринимательства ПНИПУ Дмитрий Шишкин рассказал об истории зарождения «Большой разведки», которая началась ещё в 1990-х годах с создания в вузе центра дополнительного образования. «Мы видели, что для студентов технических специальностей работа на заводе — это не единственный путь в карьере. Выпускники, у которых есть своя идея, способны её реализовать и создать собственный бизнес, в том числе технологический», — поясняет он суть момента, с которого всё началось.
Так, в середине 2000-х годов политех запустил несколько проектов, которые были направлены на вовлечение ребят в предпринимательскую, инновационную деятельность. Сначала появился конкурс «Большая охота», который проводился при поддержке краевого министерства развития предпринимательства и торговли.
С 2010 года организаторы сосредоточились именно на инновационных технологических проектах и впервые провели конкурс «Большая разведка». Это был внутренний конкурс ПНИПУ, который как раз тогда получил статус национального исследовательского вуза. Этот опыт оказался достаточно успешным.
В первом конкурсе было порядка 50 проектов, в последнее время заявок ежегодно поступает от 80 до 150. Если же говорить об участниках, то с учётом проектных команд «Большая разведка» собирает от 200 до 300 человек ежегодно.
Леонид Мыльников, начальник отдела инноваций ПНИПУ:
— Конкурс направлен не только на исследователей, но в том числе и на малые инновационные компании типа Promobot, поскольку для них это возможность понять, в каких областях работает молодёжь, высказать свои пожелания, сформулировать интересы. Всё это реально через участие, например, в экспертных комиссиях. Это такие своеобразные «ворота» не только для студентов и молодых исследователей, но и для компаний, которые активно проявляют себя.
С проектом Promobot так и случилось. Автора одного из проектов на каком-то этапе заметили представители бизнеса, и так произошла коммуникация между существующей компанией и студентами, молодыми исследователями, что послужило толчком для создания нового проекта, который и получил название Promobot.
«Механика» конкурса
«Большая разведка» в этом году объединила в себе несколько форматов. Есть вариант, когда команда приходит на конкурс с уже готовым проектом. Есть вариант для предприятий, которые могут представить в рамках конкурса свои проблемы, а заинтересованные студенты — взяться за решение поставленных задач. Организаторы предполагают, что в финале конкурса будут заключены контракты на исследования, разработки для конкретных предприятий. По крайней мере, «ЛУКОЙЛ», «Россет», «Теплов & Сухов» намереваются зайти в общий конкурс, чтобы посмотреть всех участников и что-то им предложить.
В этом году одним из ключевых мероприятий «Большой разведки» станет экспертная сессия Innоvation. Hack the World, которая пройдёт 22—24 апреля в ПНИПУ. На неё приглашены эксперты в области инноваций международного и федерального уровня из разных городов. Каждый желающий сможет посетить сессию, для чего достаточно пройти простую регистрацию на сайте большая-разведка.рф. Сами участники смогут узнать из первых рук о существующих возможностях и инструментах развития инновационных стартапов, о «правилах игры» на рынке инноваций, детально познакомиться с программой НТИ (Национальная технологическая инициатива), а также поработать над своими проектами вместе с экспертами и заключить контракт на разработку конкретных технологических решений.
На этой сессии будут представители НТИ, которые расскажут, какие технологии будут актуальны в перспективе. Эксперты, среди которых директора крупнейших предприятий, подскажут, в каком направлении нужно смотреть даже не сегодня, а завтра или послезавтра, чтобы проекты могли стартовать уже сейчас. И когда начнёт формироваться рынок, получить преимущество.
После экспертной сессии в начале мая пройдёт отбор проектов в формате питч-сессии (трёхминутной презентации, раскрывающей самую суть). Далее с этими проектами пойдёт работа в ходе первого этапа акселерационной программы.
В середине мая специально для участников, прошедших заочный отбор и первый тур конкурса, организаторы подготовили трёхдневное практическое обучение по «упаковке» проектов для презентации инвесторам.
Второй этап конкурса состоится 21—23 мая. Там будут представлены полномасштабные презентации проектов, где авторы получат возможность максимально раскрыть содержание, пояснить, в какой стадии находится работа и какова глубина проработки проблемы.
По итогам этого конкурса будут отобраны 10—15 инновационных проектов с большим потенциалом. С конца мая и до середины июня будет проводиться программа акселерации, в ходе которой эксперты будут настраивать ребят на защиту проекта, акцентируя моменты, которые могут заинтересовать потенциальных инвесторов.
Финал 15 июля станет значимым событием для всего региона, объединив для общения ключевых представителей инвестиционного сообщества, отраслевых и бизнес-экспертов, предпринимателей, представителей крупного и среднего бизнеса. Лучшие проекты будут представлены в экспозиции Пермского инженерно-промышленного форума, проводимого Минпромторгом Пермского края.
Особенности момента
Дмитрий Чернышев, директор «Бизнес-инкубатора» ПНИПУ:
— В этом году через РВК и собственные связи мы привлекли к конкурсу инвестиционное сообщество России, Ассоциацию бизнес-ангелов Урала. К нам приходит пермский бизнес среднего масштаба и говорит: «Нас интересует этот проект, потому что сейчас сложились оптимальные условия для того, чтобы вложиться и, когда из кризиса будем выходить, на этом денег заработать». Предприниматели прекрасно понимают ситуацию и активно ищут проекты. Не знаю, наши усилия помогли или проекты, уже реализованные за шесть—семь лет существования «Большой разведки», но инвесторы знают, что есть такой конкурс, и на нём концентрируют своё внимание. Кроме РВК и конкурса GenerationS крупные российские компании, представляющие ключевые отрасли промышленности, будут на этом конкурсе искать свои «точки роста».
Алексей Южаков, основатель компании Promobot:
— В рамках «Большой разведки» концентрируется много ресурсов, и государственных, и частных. Сегодня у всех сложилось чёткое понимание, что нет проблемы с деньгами. Проблема в том, что есть нерешённые задачи и их некому выполнять. Поэтому площадка конкурса — это, если хотите, «суп», в котором основной ингридиент — мозги умных ребят. Всё это содержание перемешивается «поварёшкой» из менторов, которые их обучают. Плюс какие-то новые знания о Национальной технологической инициативе, о том, что происходит в мире, — и получается команда, готовая решать сегодняшние задачи.
Организаторы конкурса прилагают усилия для того, чтобы объединить все вузы, все информационные ресурсы. Причём вузы не только технические — в этом ещё одна особенность «Большой разведки». Проекты никогда не реализуются только техническими специалистами, для которых максимум — создание прототипа. Команде требуются и экономисты, и маркетологи, и даже лингвисты.
Дмитрий Шишкин, куратор направления молодёжного предпринимательства ПНИПУ:
— Когда мы произносим «технические специалисты», то понимаем это определение достаточно широко. В «Большой разведке» участвуют медицинские технологии, технологии, связанные с улучшением качества жизни в самом широком понимании этих слов, включая экологические, сельскохозяйственные. В этом году мы затачиваем конкурс под НТИ, там нет традиционных узких отраслевых или специализированных технологий. Более того, все прорывные проекты рождаются на стыке технологий. Наглядный пример с роботами: там и электроника, и огромный пласт коммуникационных, лингвистических технологий, которые тоже находят своё применение. Поэтому с большим удовольствием мы приветствуем на нашей площадке участников из различных вузов, в том числе гуманитарного, экономического профиля.
В последние три года сформировалось отдельное направление — социальное предпринимательство. Многие частные фонды, работающие в России, целенаправленно финансируют такие проекты. К сожалению, на Урале их практически нет, в отличие от Центральной России. Может быть, конкурс будет содействовать их появлению.
«Мы должны в проекты вдохнуть жизнь»
Дмитрий Чернышев, директор «Бизнес-инкубатора» ПГНИУ:
— В этом году к «Большой разведке» мы готовились заранее. Организовали площадку «Школа инноваторов», где раз или два в неделю ребятам рассказывали, как организовать работу в формате «мозгового штурма», знакомили их с техниками, которые позволяют решить самые сложные задачи. Эта площадка у нас активно функционирует, и мы ожидаем в этом году от неё заявок.
Победителей через «Бизнес-инкубатор» мы будем готовить и к другим конкурсам. Это не только GenerationS, но и конкурсы Фонда развития малых форм предприятий в научно-технической сфере («УМНИК» и «Старт»).
У нас уже есть такой опыт. Примером может послужить проект Андрея Семёнова по созданию микротурбинных газодинамических двигателей на лепестковых подшипниках (двигатель для миниатюрного беспилотника). Когда автор пришёл к нам, у него была просто идея и какое-то понимание, что нужно делать. Мы с ним за полгода собрали прототип, наполовину из железа, наполовину из пластика (на что денег хватило), и помогли подготовить презентацию проекта. С этим проектом автор сначала выиграл конкурс «УМНИК», затем вышел в финал GenerationS и к тому же стал победителем конкурса «Старт». Получается, за год со своим проектом он прошёл сразу несколько этапов.
Мы планируем с ребятами из «Большой разведки» работать по такой же модели, чтобы после финала конкурса 15 июля развитие идей не остановилось. Мы должны в проекты вдохнуть жизнь. Андрей Семёнов уже занимается производством своих двигателей. Мы хотим, чтобы как можно больше таких проектов появлялось на территории края, а политех вносил свою лепту в развитие потенциала региона.
«Конкурс — это чёткая практическая ориентация»
Дмитрий Шишкин, куратор направления молодёжного предпринимательства ПНИПУ:
— Когда конкурс создавался, на рассмотрение жюри подавалось порядка 50 проектов из разных отраслей. Мы тогда уже сфокусировались на принципиальных особенностях конкурса, которых продолжаем придерживаться и в настоящее время. Первое — чёткая практическая ориентация. Это выражается в том, что к отбору проектов сразу привлекались не вузовские преподаватели, не представители академической науки, а реальный бизнес. В числе экспертов на всех этапах конкурса всегда присутствовали представители потенциальных заказчиков, потенциальных инвесторов и партнёров. Те результаты, которых удалось достичь за это время, во многом определяются именно изначальной направленностью конкурса на практическую реализацию научных разработок.
Идея оказалась весьма перспективной. На следующий год реализации мы расширили формат проекта. При поддержке краевого минпрома конкурс вышел на региональный уровень. Был расширен состав участников, среди которых теперь были не только студенты, но и аспиранты, молодые преподаватели. В последние три года в конкурсе участвуют не только представители вузовского сообщества, академической науки, но и представители реального сектора экономики, молодые специалисты производственных компаний. Это, на мой взгляд, позволило показать хорошие результаты.
«Венчурная компания — «консервный нож» для стартапов»
Алексей Южаков, основатель компании Promobot, официального партнёра акселератора:
— Конкурс стартапов GenerationS сегодня официально самый мощный и массовый в России, в котором ежегодно участвует свыше 2—3 тыс. проектов. И, конечно, очень важно, что мы объединили в конкурсе-акселераторе «Большая разведка» все региональные вузы, все площадки, все «точки роста», инкубаторы, чтобы отобрать лучшие проекты.
Но самое важное, что победители смогут принять участие в федеральной программе акселерации GenerationS. В 2014 году наша компания Promobot победила в этом конкурсе, и мы сегодня прекрасно понимаем, какие потенциальные возможности для реализации проектов открывает такая победа. Мы хотели бы, чтобы как можно больше проектов из Пермского края попали в федеральный акселератор, это будет полезно и тому вузу, откуда они пришли, и краю, и площадке «Большая разведка», которая, безусловно, сегодня приобретает другой статус.
РВК — это не инвестор чистой воды. Компания инвестирует в фонды, которые затем уже входят в конкретные проекты. Но это та структура, которая, безусловно, имеет обширные связи со всей инновационной и инвестиционной составляющей на территории России. Поэтому победа дала нашей компании выход на инновационное сообщество в целом и на потенциальных инвесторов, которые заинтересовались нашим проектом.
Одним из главных бенефитов для участников GenerationS является не столько победа, сколько объединение вокруг проекта всего стартап-сообщества. Мы с 2014 года знаем, кто и что в этой сфере делает, где сконцентрированы лучшие умы. И мы всегда на связи. Это очень важно, мы можем обратиться к ним за поддержкой в любой момент.
Ещё один бонус — связь с инновационными компаниями, с инвестиционными банками.
Ну, и третий плюс, очень важный для любого провинциального стартапа, — это, как я называю, «консервный нож». Очень сложно приходить в серьёзные компании («Газпром», Сбербанк, ВТБ, РЖД и т. п.) и предлагать им сотрудничество в каком-то инновационном проекте. Не мне вам рассказывать, что делают с такими «наглецами» уже на подходе.
РВК является тем самым «консервным ножом», который помогает сделать introduction, представляет тебя лицу, принимающему решение, и, конечно, оказывает серьёзную поддержку в части внедрения инноваций в глобальных корпорациях.
Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.