МалоСОЛЬный проект

Поделиться

Медиапроект «Соль», созданный силами пермских и московских журналистов при максимально возможной и всесторонней поддержке со стороны краевых властей, находится на грани закрытия. Минувшим летом его главный редактор Иван Колпаков заявил о финансовых трудностях и пообещал найти инвесторов к сентябрю. Однако поиск этот успехом не увенчался, и вся редакция интернет-газеты «Соль» распущена.

В 2010 году на рынке пермских СМИ появилось новое издание — «Соль», заявившее о намерении выйти на общероссийский уровень и заняться освещением не только местной, но и федеральной повестки. Главным редактором проекта стал пермский журналист Иван Колпаков, а среди учредителей ООО «Соль», согласно данным ЕГРЮЛ, приведённым на сайте газеты «Коммерсантъ в Перми», фигурировали директор Музея современного искусства PERMM Марат Гельман с 50%-ной долей, ОАО «Соликамскбумпром», ООО «Воркшоп» и Иван Давыдов, ставший впоследствии директором по развитию «Соли».

По словам Колпакова, впервые возможность создания нового медиапроекта в Перми он обсуждал с Гельманом ещё в начале 2009 года. «Но это был просто разговор, не оформленный в какую-то конкретику. В конце 2009-го я познакомился с Иваном Давыдовым, и мы вместе с ним придумали концепцию «Соли». Последние бумаги были подписаны в январе 2010 года, и примерно с этого времени началась уже непосредственная работа», — рассказал Колпаков.

Ключевым моментом и отличием «Соли» от остальных региональных СМИ стал акцент на федеральную повестку. Показательным явилось соотношение материалов: две трети тем, затрагивавшихся «Солью», оказывались российскими, а одна треть — пермскими. По словам Колпакова, это сказалось на том, что «существенное число читателей издания оказались не пермяками», а по уровню посещаемости и цитируемости «Соль» «оставляла далеко позади многие региональные СМИ».

Многих авторов привлекала сама идея федерального издания, выпускающегося в регионе. Постоянными авторами и колумнистами «Соли» были Андрей Громов, Кристина Потупчик, Всеволод Емелин и другие. Однако львиную долю материалов создавали всё же пермские «перья». Нередко под заголовком той или иной статьи в «Соли» можно было прочесть имя министра культуры Пермского края Николая Новичкова, который, по его собственным заявлениям, всецело поддерживал этот проект и дружил с его создателями.

«Ситуация сейчас такова, что все ведущие издания находятся в Москве. И если даже посмотреть на питерские проекты, то они не попадут и в «топ-10» российских СМИ. У нас нет полноценных общероссийских изданий, я уже не говорю о региональных — они просто отсутствуют. Поэтому идея проекта такого формата очень актуальна», — заявил «Новому компаньону» Николай Новичков.

Причастность Марата Гельмана к «Соли» и дружба редакции с Николаем Новичковым породили разговоры о том, что на создание и поддержание этого проекта тратились бюджетные деньги. Однако Колпаков всячески опровергает эти слухи. Вторит ему и Новичков, признавая лишь, что «Соль» неоднократно являлась подрядчиком подведомственного ему министерства.

«Нередко заказчиком каких-то проектов было Министерство культуры Пермского края или наши автономные учреждения. Таким образом, «Соль» была просто одним из множества подрядчиков. В качестве примера можно назвать «Белые ночи в Перми». Но сказать, что проект «Соль» финансировался из бюджета, нельзя. Точно так же подрядчиками выступали «Коммерсантъ», «Ведомости» или «Новый компаньон», — заявил Новичков.

Несмотря на внешнюю успешность проекта, почти с самого начала у него возникли сложности. По словам Колпакова, ещё летом прошлого года инвесторы перестали выполнять свои обязательства, что привело к финансовым трудностям. В результате издание вынуждено было тратить на выживание все доходы, которые планировалось вложить в развитие. А уже летом 2011 года ситуация оказалась близка к критической.

Как рассказал один из бывших журналистов «Соли», пожелавший остаться неизвестным, Колпаков собрал редакцию на очередной вечерней планёрке и заявил, что у издания больше нет денег, после чего предложил всем с 1 июля написать заявление на неоплачиваемый отпуск на два месяца либо уволиться.

По мнению собеседника «Нового компаньона», одной из причин финансовых сложностей проекта могли явиться установленные руководством «Соли» самим себе «невероятно высокие зарплаты — порядка 150-200 тыс. руб.».

Кроме того, устраивались шумные вечеринки, руководство делало широкие жесты, совершало дорогие покупки, активно продвигались другие амбициозные проекты, типа «Пермской книжной ярмарки», соучредителем которой и явилось издание. В июле редакция разместила объявление о наборе журналистов для некого нового проекта. В вакансии фигурировали выгодные условия оплаты труда.

Но тянуть дальше было уже невозможно, и в конце лета Иван Колпаков признал, что «Соль» испытывает финансовые сложности, пообещав при этом, что найдёт новых инвесторов к 1 сентября. Однако этого так и не произошло. В конце концов, редакция интернет-газеты была распущена, материалы на сайте почти перестали обновляться. Журналисты полностью выведены на аутсорсинг, остались только редакторы.

Рассталась «Соль» и с одним из своих идейных вдохновителей — Иваном Давыдовым, который отказался прокомментировать ситуацию. При этом 30 сентября в своём блоге в «Живом журнале» он оставил такую запись:

«Я не занимаюсь содержательно проектом с июля. Он законсервирован, увешан разнообразными политическими ограничениями, о причинах которых я как-нибудь потом расскажу, и благодаря необычайной лёгкости, с которой инвесторы относятся к своим обязательствам, погряз в долгах.

Сейчас идут разные беседы о вариантах развития (вплоть до закрытия проекта, закрытие ведь тоже вариант развития), и все они мне глубоко неинтересны. В любом случае, будет «Соль» закрыта или переделана — это будет уже не та газета, которую мне нравилось делать».

Как уверяет Иван Колпаков, продолжается работа над изданием журнала «Соль», первый выпуск которого вышел в сентябре 2010-го, и, как неоднократно заявлял его редактор, «такой формат хотели, а редакция не нашла в себе силы им отказать». «Кроме того, — отметил Колпаков, — это способ взаимодействия с традиционным и, прежде всего, пермским читателем, который не пользуется интернетом».

 

«На фоне федеральных СМИ «Соль» выглядела нагло и свежо»

Леонид Бершидский, исполнительный директор издательства ЭКСМО, один из создателей интернет-проекта Slon.Ru:

— Мне нравился этот проект, на фоне федеральных СМИ он выглядел нагло и свежо. Но сайту, с какой бы то ни было редакцией, в нынешних российских условиях трудно окупаться. Для этого нужна очень высокая посещаемость, а к ней ещё и отличные продавцы. У «Соли» не было ни того, ни другого, только интересный контент.

Я не знаю, с чем связано отсутствие высокой посещаемости. Видимо, недостаточно попсовый был ресурс.

В США региональные издания всегда были сильны, а федеральных было и есть очень мало, потому что Штаты — децентрализованная страна, в том числе финансово.

Россия — страна адски централизованная. В ней трудно делать что-либо общенациональное даже из Питера, не говоря уж о Перми. Но «Соль» сделала хорошую попытку.

 

«В амбициях «Соли» с самого начала для меня было слишком много пиара»

Василий Гатов, журналист, медиа-аналитик:

— Я наблюдаю за проектом «Соль» с самого начала. Моя аналитическая беспристрастность в нём омрачена тем, что в проекте работали двое моих друзей — Иван Давыдов и Андрей Громов. Их творчество и жизнь мне совсем небезразличны, так что я не могу быть объективным в оценке контента. Ровно так же мне нравится то, что пишет Колпаков, Емелин и многие другие авторы «Соли». Вполне возможно, это не очень релевантно внутренней жизни Перми, но это талантливо и ярко.

В целом, я полагаю, «Соль» смогла продемонстрировать, что в крупном региональном центре, с привлечением московских «звёзд» в качестве менторов и редакторов, можно сделать журнал (и частично — сайт) «федерального» качества.

На фоне национальных СМИ «Соль» выглядела вполне достойно, если не сказать больше. Но «выглядеть достойно» и иметь возможность капитализировать это достоинство — два разных процесса. Именно поэтому, если говорить про бизнес-идею, в амбициях «Соли» с самого начала для меня было слишком много пиара и слишком мало бизнеса.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться